Торговое освещение - один из ключевых моментов, который влияет на привлекательность помещения, акцентирует внимание посетителей на определенном товаре, например, новинках, обеспечивает удобную навигацию по торговому залу. По статистике 80% посетителей принимают решение о покупке непосредственно в магазине, поэтому система внешнего и внутреннего освещения способна оказывать влияние на продажи за счет повышения потребительской активности в среднем на 5-7%. О видах освещения, особенностях и методах использования узнайте из статьи.
|
|
Освещение торгового пространства
Крыльцо.Недостаточная яркость освещения может привести к сокращению количества посетителей на 15-20%. Это происходит потому, что прохожие не обращают должного внимания на вход, и следовательно, не возникает спонтанное желание зайти в магазин. Как вариант – используйте яркую подсветку в названии магазина. Если фасад в районе входной группы хорошо освещены, покупатель идёт в торговый зал.
|
|
Входная группа
Из-за сильной разница в освещении при пересечении первых 3-4 метров после входной группы часто возникает дискомфорт: Сначала темно, а потом глаза привыкают. Магазин может потерять достаточную часть ценной площади на входе только из-за этого "ослепляющего" эффекта. Что с этим делать? В пасмурную погоду на улице уровень освещенности примерно 2000 lux. А в магазинах, порядка, 1000 lux в торговом зале. Для того, чтобы не терять покупателей во входной зоне, необходимо обеспечить яркий свет, порядка 2000 lux. Далее его следует плавно снизить до среднего показателя – 1000 lux.
|
Торговый зал
Качественное освещение торгового зала – это наиболее успешный и эффективный инструмент воздействия на покупателей. Комфортный свет вызывает положительные эмоции, максимально увеличивает продолжительность пребывания клиента, подчеркивает преимущества товара и как следствие – повышает продажи.
Нормы освещения торговых помещений устанавливаются соответствующим документом. Это свод правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Искусственное освещение в торговых залах должно быть организовано в нескольких зонах. Для каждой из них существует своя норма освещенности, измеряемая в люксах (лк):
Кассовая зона – 300-500 лк.
Витрины – 300 лк.
Торговые ряды и стойки с товарами в магазинах без самообслуживания – 300 лк.
Торговые залы супермаркетов – 500 лк.
Зона новинок (промооборудование, полки или стойки) – от 500 до 1500 лк.
|
|
Кассы
Для кассовой зоны принимают, как правило, более высокие значения освещенности, нежели рекомендуют нормы. Наиболее распространен уровень 1000-2000 лк. Это объясняется тем, что здесь проводятся работы повышенной зрительной нагрузки. Кроме того, важно сделать на кассах акцент, чтобы покупатель сразу видел, куда ему нужно подойти для оплаты товара. Для этого над кассой размещают линейные подвесные или несколько точечных светильников, которые позволяют создать яркое световое пятно.
Витрины Подробнее о витринном освещении говорится в пункте 7.5.7 СП 52.13330.2016. Если на витрине представляют темные товары, то допускается увеличивать освещенность на одну ступень. Со светлыми товарами наоборот – ее нужно понизить на одну ступень.
Особое значение имеет акцентное освещение торговых помещений, которое позволяет обратить внимание покупателя на конкретные товары или их группы. Свод правил рекомендует ограничить площадь акцентирующего света до 20% от площади витрины. Для освещения полок используйте светильники с закрытым корпусом, чтобы покупатели могли рассматривать товар на близком расстоянии.
|
|
Из всего множества существующих вариантов осветить пространство, для розничных магазинов следует выделить четыре основные технологии освещения.
Общий свет
Основное освещение - общий свет для всего магазина. Оно используется, чтобы выгодно подчеркнуть оборудование, создать у клиентов чувство комфорта и обеспечить достаточную освещенность всех залах торгового помещения. Именно на общем освещении лежит задача показать покупателю объем магазина, сохранить бодрость и концентрацию внимания посетителя при прохождении всего покупательского пути, а также обеспечить оптимальные зрительные условия для прочтения ценников и другой информации о товаре.
Для достижения нужного уровня общего освещения чаще всего выбирают светильники рассеянного света. В небольших магазинах общее освещение можно создать с помощью направленных светильников, прожекторов.
Рабочий свет
Рабочее освещение - это сфокусированное освещение, используемое для освещения областей, где для определенных задач или целей требуется больше освещения. К таким зонам можно отнести: стойки кассового обслуживания, столы обслуживания, информационные и справочные службы, а также служебные помещения и складские помещения.
Как вариант, можно разместить декоративные потолочные светильники направленного света, которые дают необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности.
|
|
Акцентный свет
Акцентный свет чаще всего используется для выделения определенных областей внутри магазина: витрин, островков, экспозиций и других зон. Назначение акцентного освещения — «заставить» определенный товар выделяться на общем фоне. Яркий световой акцент привлекает внимание и способен добавить ощущение важности для определенной зоны или группы товаров. Акцентное освещение может быть установлено внутри витрин или за дисплеями в качестве подсветки и использовано для того, чтобы привлечь внимание к не самым популярным зонам в магазине.
Световые акценты удобнее всего создать направленными светильниками. Будь это мощные прожектора, установленные на потолке, или миниатюрные светильники, установленные в витринах в непосредственной близости к товару.
Декоративное освещение. Декоративное освещение добавляет элемент привлекательности к общей схеме освещения магазина. Люстры и декоративные светильники, не столько служат функциональному освещению, сколько превносят интересность интерьеру магазина.
|
|
Эксперты, занимающиеся проктированием освещения в розничных магазинах, рекомендуют: если у вас ограниченный бюджет, используйте большую его часть на рабочий и акцентный свет. Это подчеркнёт ваш продукт и обеспечит хорошее освещение и продуктивность рабочих мест. Чтобы максимально использовать имеющееся освещение и сэкономить в долгосрочной перспективе, при общем освещении подойдет использование зеркал, диммерных переключателей и светодиодных LED-ламп,
Как итог, можно сказать одно. Освещение вашего розничного магазина должно повышать качество обслуживания клиентов и улучшить узнаваемость и восприятие вашего бренда.
|
В ТЕМУ. Не пропустите новый вебинар Самсон LIVE, который выйдет в эфир 21 июня в 11.00 и будет посвящён источникам света бренда SONNEN. Наши ведущие помогут разобраться в особенностях осветительных приборов и расскажут, на какие параметры стоит обращать внимание при покупке конкретных моделей.
|