|
Сколько людей, столько мнений, это касается и бизнеса. Поскольку компании работают в разных сегментах, у каждой из них свой взгляд на происходящее в отрасли — то, в чем одни игроки видят минусы, для других становится драйвером роста. О тенденциях рынка товаров для детского творчества и об актуальных изменениях ассортимента мы поговорили с поставщиками и производителями этой продукции.
|
ДМИТРИЙ ПОНОМАРЕВ, компания MPM:
Представленный на российском рынке ассортимент продукции для детского творчества расширяется, появляется много новых производителей и товарных категорий. При этом далеко не всем гарантирован долгосрочный успех.
С рынка уходят продукты, основанные только на трендах: уходит тренд — уходит и продукт. А спросом пользуются товары, которые продаются по оптимальной цене и сочетают в себе необходимые потребителю функциональные характеристики и безопасность. Развивается направление хобби, школьная и детская канцелярия; растет число потребителей традиционных категорий товаров для творчества: красок, инструментов для графики и т. д.
|
Часто покупка продукции для творчества происходит по желанию детей, но нередки случаи, когда они не участвуют в выборе (например, если речь идет о покупках для школы, кружков и т. д.). Поэтому при продвижении этих товаров следует ориентироваться и на детей, и на родителей. Эффективны маркетинговые инструменты в местах продаж (выкладка, реклама), таргетированная реклама для узнаваемости бренда, а в низком ценовом сегменте − медийная реклама.
Если говорить о развитии рынка товаров для детского творчества, то мы прогнозируем умеренный, но стабильный рост, появление новых отечественных и зарубежных поставщиков, а также новых продуктов.
|
Интервью с Дмитрием Пономаревым читайте здесь.
|
БОРИС КАЦ, фирма «Гамма» (Гамма ТД), бренд «Лео»:
Несмотря на то что в России хватает производителей товаров для детского творчества, на полках магазинов неизменно присутствует продукция наших восточных коллег, с которыми сложно конкурировать, особенно в эконом-сегменте. Однако потребителю необходимо понимать, что не каждый такой продукт соответствует нормам качества и безопасности, предусмотренным в РФ, и поэтому мы советуем клиентам обращать внимание на отечественные товары.
|
В общем, Китай часто выступает в качестве законодателя трендов во многих товарных категориях, и детское творчество не исключение. Благодаря этому рынок постоянно обновляется, но нередко эти изменения затрагивают не столько качественные характеристики продукта, сколько его внешний вид и дизайн. Российским производителям приходится успевать за трендами, так как дети постоянно нуждаются в чем-то новом и интересном.
Если говорить об изменении спроса, то в первую очередь теряют популярность импульсные товары. Наша компания на них не специализируется, так как тяжело конкурировать по стоимости с тем, что продается в палатках у метро. О качестве и безопасности такой продукции остается только догадываться. Мы же выбрали вектор, направленный на разработку товаров, полезных для детского развития. Сейчас для молодых родителей важно развивать ребенка с пеленок — это актуальный тренд, благодаря которому качественные наборы и товары для детского творчества находятся на пике популярности, и именно он будет определять дальнейшее развитие этого рынка.
|
Интервью с Борисом Кацем читайте здесь.
|
СВЕТЛАНА ПЕСТОВА, фабрика кистей и мольбертов «АртАвангард»:
Тенденция последних месяцев — особое внимание покупателей к цене продукции. Покупатели сейчас склонны контролировать свои траты и сравнивают разные предложения, в том числе и в художественном ассортименте. И если профессионалы не переходят грань разумной экономии, то в сегменте товаров для детского творчества ситуация сложнее: вернулись разговоры о том, что для детей и для начинающих можно выбрать самое дешевое. При этом важно не забывать, что результат и удовольствие от творчества по-прежнему напрямую зависят от качества инструментов и материалов.
В связи с этим возросла ответственность закупщика, ведь именно на этапе отбора товаров формируется лицо магазина. И если стоит задача отстраниться от дискаунтеров и увеличить долю повторных продаж, то для розницы важно выбрать продукцию, ориентируясь не только на ее цену, но и на качественные характеристики.
|
Большое влияние на рынок оказывает уход ряда зарубежных марок. И мы видим в этом не только возможности для отечественных производителей, но и определенные минусы. Освободившееся место на полках требуется закрыть быстро и при этом сохранить разнообразие. Заполняет «дыры» в первую очередь не всегда качественный китайский товар (исходим из того, что отечественная продукция на полках уже представлена).
Также озабоченность вызывает тренд на невысокие цены, из-за чего в магазине общий уровень цен в товарной категории может сдвинуться вниз. Если товары высокого ценового сегмента вымываются из ассортимента и остается только продукция по средней и низкой цене, то покупатель начинает иначе оценивать товарное предложение.
Другой фактор — информационное поле, возможности для творческого развития. Дефицита в кружках, мастер-классах и онлайн-уроках нет. Информации много, так что и родители, и дети могут самостоятельно ее найти и заниматься творчеством.
|
Интервью со Светланой Пестовой читайте здесь.
|
ЕЛЕНА ДРОЗДОВА, бренды «Каляка-Маляка» и Creativiki:
Основной сегмент, в котором происходит развитие ассорти мента детских товаров для творчества, — это так называемые расходные материалы: краски, пластилин, карандаши и фломастеры. Именно эти позиции должны присутствовать на полках каждого магазина. При этом важно понимать, что покупатель заметно изменился: анализируя продажи, мы видим всплеск интереса к различным материалам повышенного качества, а также к необычным товарам, которые имеют добавочную ценность.
Постоянная работа с ассортиментом позволила нам выделить несколько основных закономерностей и условий успешности продуктов:
|
1. Уникальность товара. Кто на нашем рынке генерирует идеи и первым выпускает интересный продукт, тот и на коне.
2. Правильное ощущение цены. Самая большая угроза — слишком завышенное ценовое предложение, поэтому нужно соблюдать баланс между интересными свойствами товара, его ценностями и возможностями покупателя.
3. Умение ждать. Новинку (даже суперинтересную и нужную) покупатель должен распробовать. Наш рынок довольно консервативен, и, чтобы продвинуть уникальный товар, иногда требуется рискнуть.
4. Высокое качество. Снижение качества — краткосрочная стратегия. Быстрые деньги — большие проблемы в будущем и потеря репутации.
Если эти условия соблюдены, в итоге получается ультравостребованный продукт. Баланс этих свойств приводит к тому, что у вас категория растет, даже если на рынке в целом она падает.
В ближайшее время на рынок будут оказывать влияние, конечно же, экономические факторы. Ни для кого не секрет, что доходы населения снизились, изменились инфляционные ожидания. Пока сложно предположить, как выстроятся приоритеты мам в плане распределения бюджета, но товары для творчества совершенно точно будут в списке покупок. Мы стараемся держать руку на пульсе, чтобы быстро реагировать на изменения.
|
Интервью с Еленой Дроздовой читайте здесь.
|
ВИКТОРИЯ ИЛЬИНА, компания «Клевер»:
К настоящему времени ассортимент инструментов и материалов для творчества устоялся, а развитие наблюдается в сегменте наборов, поскольку с новыми творческими направлениями потребителю легче знакомиться, когда всё необходимое собрано вместе и есть инструкция, что с ним делать. Поэтому сегодня многие крупные игроки канцелярского рынка включают в ассортимент не только отдельные инструменты и материалы, но и готовые наборы для творчества.
Крупные компании в основном делают упор на традиционные виды рукоделия — оригами, квиллинг, традиционная аппликация, раскраски, лепка, вышивка. Мы же развиваем свой ассортимент — бисероплетение, мозаика, стикер-арт и др. Естественно, что основной рост дают нам именно эти «нишевые» техники.
|
Сегодня на рынке тяжелая ситуация. С одной стороны, потребитель находится в режиме экономии, перемещается в дешевый сегмент: отмечается уменьшение суммы и количества покупок, отказ от покупок про запас. С другой стороны, цены на сырье для производства так и не вернулись на дофевральский уровень. Производители вынуждены заменять сырье на менее качественное или идти на рост отпускных цен. Обе тенденции — снижение платежеспособного спроса и повышение цен на товары — ухудшают ситуацию и влияют на продажи товаров для творчества.
Но спрос на эту продукцию всё же стабилен, поскольку товары для творчества, как и канцелярские принадлежности, необходимы в детских садах и школах, а наборы для творчества замещают более дорогие товары и игрушки, да и пользы приносят больше. Поэтому мы ожидаем если не роста рынка, то, как минимум, сохранения прежнего уровня продаж.
|
Интервью с Викторией Ильиной читайте здесь.
|
ЕЛЕНА КНЯЗЕВА, компания F.I.L.A.:
В период неопределенности и быстрых изменений необходимо действовать здесь и сейчас, чтобы соответствовать запросам нового времени и быть готовым к разным вариантам развития событий. Ассортимент товаров для детского творчества постоянно меняется. Обновляется всё: и виды продукции, и ее производители. Заметно растет доля собственных торговых марок. Однако, выбирая товары СТМ, потребитель, конечно же, может выиграть в цене, но не всегда в качестве. При этом родители всё так же любят своих детей и экономить на детских товарах пока не спешат.
Российский рынок меняется, много товаров для детского творчества теперь поставляется из Китая. Отечественные бренды развиваются, но они еще на начальном этапе, и в детском сегменте пока заполнены не все ниши. Это длинный и сложный путь, и мы надеемся, что российская продукция со временем сможет конкурировать с европейскими брендами.
|
Меняется и структура спроса. Второй год подряд мы видим снижение интереса покупателей к детскому пластилину из нашего ассортимента. Это, конечно, связано не с тем, что дети стали меньше лепить, а с тем, что наш пластилин стоит дороже среднего. При этом если продолжить тему лепки, то наша паста Das, наоборот, быстрыми темпами набирает обороты.
Стабильным спросом из года в год пользуются товары для рисования. Наши яркие фломастеры, карандаши, акварель покупали и покупают. Благодаря детским развивающим школам популярность рисования активно растет, а вместе с этим растут и наши продажи. Мир увлечен творчеством, и мы вместе с ним!
|
Интервью с Еленой Князевой читайте здесь.
|
НАТАЛЬЯ КАРАВАЕВА, ТД «Невская палитра»:
Основной фактор, влияющий на развитие рынка товаров для детского творчества, — это, как ни банально, демография: чем больше детей идет в первый класс, тем больше требуется школьных принадлежностей.
При этом существует тренд на цифровизацию, но я не верю, что произойдет полный уход в виртуальную реальность и отказ от традиционных для детей занятий рисованием и лепкой. Ведь также существует тренд на осознанное отцовство и материнство, на ответственный подход к воспитанию детей.
|
Гармоничное развитие детей невозможно без творчества, поэтому спрос на эту продукцию будет всегда. При помощи пальчиковых красок, пластилина, карандашей будет развиваться моторика, а изучение цветов будет происходить с использованием гуаши.
При этом меня радует то, что покупатели выбирают по-настоящему качественные материалы. Конечно, покупательная способность населения различается в зависимости от региона, но мы стараемся предложить продукты высокого качества, которые доступны конечным потребителям и позволяют зарабатывать на них каждому звену в цепочке продаж.
|
Интервью с Натальей Караваевой читайте здесь.
|
АЛЛА ЛЕБЕДЮК, компания «Планета» (бренд «Рисуй светом»):
На наш взгляд, главные направления развития детского творческого ассортимента связаны не столько с изменениями привычных способов занятий творчеством, сколько с появлением новых инструментов. Кроме того, разнообразнее становится дизайн продукции: появляются оригинально оформленные обложки, необычные корпусы фломастеров, игрушки для украшения ручек и т. п. Также выпускается много лицензионных продуктов.
Еще одним важным вектором является дополнение творческих наборов и продуктов новыми функциями и ценностями — это видеоуроки и другие обучающие методики, мобильные приложения, геймификация.
|
Чтобы наши товары были востребованными, мы постоянно отслеживаем циклы их популярности и стараемся предупреждать устаревание продукции. Важно смотреть на рынок, на тренды и предлагать покупателям (родителям и детям) то, что будет пользоваться спросом.
Говоря о будущем рынка товаров для детского творчества, хочу отметить, что, по нашим прогнозам, влияние соцсетей на вспышки популярности каких-то персонажей (типа Хаги Ваги) не уменьшится. Сохранятся и традиционные способы творчества, ведь они необходимы для раннего развития детей. В то же время и родители, и дети будут искать что-то интересное, с фишкой, способное увлечь и вовлечь. Так что поставщикам и производителям для успеха на рынке нужны нестандартные решения.
|
Интервью с Аллой Лебедюк читайте здесь.
|
KIDSOBOZ 2022
скачать pdf
|