Анна Арсеньева, руководитель направления детских товаров компании GFK:
К сожалению, рынок детских товаров в целом продолжает показывать снижение по сравнению с 2018 годом. Совокупно в специализированной детской рознице, в аптеках и в канале массовой торговли наблюдается рост спроса всего по нескольким категориям, среди которых стульчики для кормления (+2% в штуках**) и приборы для приготовления еды (+6% в штуках). Последние, как и коляски, также показывают прирост в абсолютном денежном выражении (+4% — приготовление еды, +2% — коляски). В основном это обусловлено продажами в онлайн-канале, который продолжает показывать позитивную динамику и может стать точкой роста, необходимой для производителей детских товаров. Интернет-продажи в целом выросли на 45,4% в штуках и на 36,9% в рублях.
Офлайн сохраняет свою актуальность, в частности, по многим товарам для новорожденных (например, через офлайн-магазины хорошо продаются бутылочки, пустышки, прорезыватели, подгузники, посуда). Несмотря на несомненный рост продаж онлайн, нельзя говорить, что люди совсем перестали ходить в традиционные розничные магазины. Их продажи все еще занимают бόльшую долю и указанных категорий, и рынка в целом. При этом есть и такие товарные группы, продажи которых в онлайне уже сопоставимы с офлайном. Например, приборы для приготовления еды (блендеры, пароварки), стульчики для кормления. Как я уже сказала, именно развитие онлайна в основном и повлияло на рост продаж этих категорий.
Главная причина снижения продаж на рынке детских товаров — это, конечно, демография. Падение рождаемости, которое мы наблюдаем в течение последних лет, неминуемо негативно отражается на рынке.
Пока оснований полагать, что в 2020 году произойдет значительное оживление рынка детских товаров, к сожалению, нет. Однако новые продукты часто вызывают интерес покупателей и так или иначе «драйвят» любой рынок. Например, в ноябре 2019 года на рынке детских товаров в целом доля новинок составила 11,6% в натуральном выражении. Это все еще неплохой показатель, хотя, для сравнения, в 2018 году доля новинок в аналогичный период составляла 15%.
**Информация об объемах продаж товаров для детей основывается на сравнении показателей в периоды январь-ноябрь 2019 года и январь-ноябрь 2018 года.