Изобразительное творчество — мощное средство самовыражения. Благодаря ему ребёнок может проявить чувства и лучше узнать себя. Занятие изотерапией строится таким образом, чтобы ребёнок делился своими ощущениями и эмоциями, которые касаются выполнения и решения задачи, самой работы и процесса творения.
Иногда изотерапия даёт неожиданно быстрый положительный результат. Интересный пример: развод родителей, переезд и поступление в 1 класс школы вызвали у мальчика 7 лет страх темноты — ему казалось, что по полу бегают монстры и могут его поймать. Во время изотерапии мальчик согласился нарисовать монстров на бумаге, а на вопрос о дальнейших действиях с уверенностью заявил, что рисунок нужно положить под холодную воду, а затем дать высохнуть, чтобы монстры прилипли к нему. После этого ребёнок оставил рисунок у психолога и разрешил его выбросить — тогда монстры к нему больше не придут. Через несколько дней мама мальчика сообщила, что страх темноты исчез.
8 приёмов из изотерапии, которые можно использовать дома
Приёмы изотерапии можно использовать дома во время творческих занятий с детьми. Важно предоставить свободный выбор материалов и инструментов для рисования: листы белой или разноцветной бумаги, картона, кисти.
Краски детских серий ГАММА «Пчёлка» и «Мультики» — это безграничный простор для фантазии: большой выбор цветов прозрачной акварели и плотной, насыщенной гуаши.
1. Попросите ребёнка описать картинку, будто это он сам, используя слова «Я». Например: «Я — картинка, на моей поверхности есть красные линии, посередине голубой квадрат».
2. Выберите на рисунке специфические предметы, чтобы ребёнок их идентифицировал с чем-нибудь: «Если ты голубой квадрат, опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия».
Чтобы облегчить выполнение задачи, можно задать дополнительные вопросы: «Что ты делаешь?», «Кто тебе ближе всех?». Вопросы помогают войти в рисунок вместе с ребёнком и открыть пути для установки отношений.
Выделение и детальное рассмотрение одной или нескольких частей рисунка помогает достичь дальнейшей концентрации внимания и обострения осознания у ребёнка. Здесь часто помогают вопросы «Куда она идёт?», «О чём думает красный кружок?», «Что произойдет с этой линией?». Если ребёнок отвечает «Я не знаю», следует перейти к другой части картинки, задать другой вопрос или дать свой ответ и уточнить — правильно это или нет.
3. Предложите ребёнку вести диалог между двумя частями рисунка: двумя соприкасающимися или, наоборот, противоположными точками.