Серьезный подход к созданию канцтоваров в стиле «ретро» подразумевает использование аутентичных материалов. С такими «материалами на все времена» как металл, дерево, ткани и натуральная кожа, проблем не возникает. Но есть и такие материалы, широко использовавшиеся в начале и середины XX века, как синтетические смолы, целлулоид и эбонит. Когда-то это были распространенные материалы. Позже они были вытеснены более совершенными пластмассами, такими, как, например, полистирол. Теперь материалы, применявшиеся при производстве легендарных авторучек прошлого, выпускаются в ограниченном количестве, а навыками их обработки владеют лишь немногие мастера.
В прошлом корпус авторучки изготавливался заливанием синтетической смолы в форму и добавлением отвердителя. Процесс затвердевания смолы длится до суток, все это время форма, изготовление которой является одним из самых дорогостоящих этапов при производстве авторучки, занята. Конечно, результат того стоит — в результате получается прочное изделие, которое можно отполировать до красивого блеска. В прошлом иначе изготавливать изделия из полимеров просто не умели, но, когда практически любая авторучка уже сама по себе являлась предметом роскоши, можно было позволить потратить несколько часов на затвердевание материала. Позже была создана технология литья под давлением, в десятки раз сократившее затраты времени на производство авторучек. Для нее используется полистирол или некоторые другие аналогичные пластики. Но они более мягкие, чем затвердевшая синтетическая смола, и их невозможно отполировать до столь впечатляющего блеска.
В описаниях роскошных авторучек в качестве материала, из которых они изготовлены, обычно указывается просто «смола», причем ее состав не раскрывается производителями. Официально эта скрытность объясняется наличием неких производственных секретов. Впрочем, здесь большую роль играют совершенно иные соображения. Длительное время авторучки выпускали из бакелита, который также известен под названием «фенолформальдегидная смола». О вредности этого материала сейчас знают практически все. Вместо бакелита сейчас применяются другие, более безопасные, синтетические смолы, не уступающие ему по красоте получаемых изделий. Но раскрыть состав смолы — значит, признать, что в «легендарной авторучке, производство которой, спустя десятилетия, было возобновлено» используется материал, отличный от исходного. Специалисты по авторучкам утверждают, что в самых дорогих авторучках обычно используется акриловая, а в тех, которые немного подешевле — эпоксидная смола.
Изделия из целлулоида выглядят очень красиво, его ни с чем не спутаешь, но этот материал практически вышел из употребления из-за того, что легко воспламеняется. Для авторучки это не представляет значительной проблемы, особенно если её носить в закрытом футляре, но на производстве требуется соблюдать повышенные меры безопасности. И, если раньше авторучки из целлулоида были дешевым массовым товаром, то теперь, в связи с малыми объемами производства, из целлулоида изготавливают только элитные модели авторучек. Кстати, некоторым пользователям, помимо характерного блеска и эффектной фактуры целлулоида, также нравится… запах, исходящий от этого материала. В самом деле, целлулоид пахнет камфарой, это безвредное вещество природного происхождения. В то же время, многие современные пластмассы имеют резкий «химический» запах.
Эбонит по фактуре напоминает черное дерево. Он хорошо поддается полировке. К тому же, этот материал очень легкий. Недостатком эбонита, из-за чего он вышел из употребления, является большой объем ручного труда при производстве изделий из него. Но для канцтоваров премиум-класса это является преимуществом — в них обязательно должен быть вложен труд опытных мастеров. Фидер (устройство, отвечающее за равномерность подачи чернил в перо) в самых дорогих авторучках изготавливают, как правило, из эбонита. Возможно, изделия из современных высокотехнологичных пластмасс и будут лучше справляться с задачей, но эбонитовый фидер может быть изготовлен и установлен только вручную.