– Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, когда и как возникла ваша компания?
– Сначала мы занимались продажей часов марок Q&Q, Citizen и некоторых других. Citizen известен не только своими часами, но и калькуляторами, поэтому мы ввели в продажу и калькуляторы. Ну, а от калькуляторов до канцтоваров – полшага. Канцелярскую компанию мы зарегистрировали в 1995 году. Тогда же был открыт первый магазин. Очень забавный момент связан с выбором названия. Когда мы пришли регистрировать свое предприятие, у нас было несколько вариантов названия, но оказалось, что такие компании уже существуют. У женщины, которая нас оформляла, на столе лежал корректор итальянской марки Blanko (белый). Я спросил: «А есть фирма с названием «Бланко»?» Она сказала, что нет. Так вот и получилось.
– Какая специализация у вашей компании? Какими товарами вы торгуете?
– У нас самый широкий ассортимент канцелярской продукции: школьные принадлежности, настольные принадлежности, инструменты для письма и черчения, бумажные изделия, штемпельная продукция, офисная техника и оборудование, товары для хобби и творчества и др. В настоящий момент у компании четыре магазина: два в Севастополе, два – в Евпатории.
– Какие торговые марки присутствуют в линейке товаров «Бланко»?
– Когда мы только начинали канцелярский бизнес, встал вопрос: какие бренды продвигать? В то время на канцелярском рынке Украины уже были чехи, поляки и китайцы. Мы решили занять ту нишу, которая была свободной, а именно – торговля немецкими марками. С тех пор в нашей линейке и преобладает продукция, произведенная в Германии. В настоящее время мы представляем ТМ Kite, Edding, Marco, Faber-Castell, VGR, ZIBI, Maped, Decola, KOH-I-NOOR, Trodat, Colop, Axent, LEO, Deli, Centropen, Citizen, ZEBRA, Pilot, PARKER, Kores, SCHOLZ, DATABANK, LACO и др. Есть среди них и русские – в основном, это краски «Луч» и «Гамма». С российскими компаниями, торгующими китайскими товарами, мы не сотрудничаем.
– А какие ценовые категории товаров представлены у вас?
– Все. Товары эконом-класса мы, как правило, не выкла- дываем на самые видные места, как это обычно делают. Люди знают, что дешевые товары у нас имеются, и спрашивают их, если нужно. Но в основном на витринах – все самое красивое и качественное, то есть товары стандарт- и премиум- класса.
– Какие группы товаров продаются лучше?
– Все хорошо продается. Большую долю продаж составляют дорогие товары.
– Каков формат ваших магазинов?
– Во всех магазинах нашей компании – наполовину открытая выкладка. Часть товаров можно посмотреть и потрогать, часть – лежат под стеклом на витрине.
– Какую наценку вы делаете на продукцию?
– 50% на все, кроме бумаги. Некоторые торговые марки присылают свои рекомендованные цены, но это только рекомендации. Мы стараемся их придерживаться, но так бывает не всегда. Можно сказать, что наценку мы устанавливаем сами.
– Каковы основные направления вашей работы?
– У нас два направления: розничная торговля и обслуживание корпоративных клиентов. В офисы мы поставляем каталоги с нашей продукцией, как делают многие компании сегодня, это развито и в России. Но у нас в этом смысле немного другая политика: мы активно сотрудничаем с корпоративными клиентами, но наша основная задача – затащить людей в магазин, поскольку ассортимент, представленный в магазинах, все-таки гораздо шире того, что описан в каталогах.
– И как вы привлекаете клиентов в магазины? С помощью маркетинговых акций?
– Да, безусловно, время от времени мы проводим акции. Но главный стимул для наших покупателей – это высокое качество товаров, представленных на наших полках. Мы уже давно на крымском рынке, и люди знают, что канцтовары «Бланко» – это знак качества, поэтому и идут в наши магазины. Просто мы уже зарекомендовали себя, и раскручиваться, к примеру, в соцсетях нет надобности. Новых клиентов мы, конечно, привлекаем, но это происходит в основном через личное общение, звонки, электронную почту.
– В чем, по-вашему, принципиальные отличия российского канцелярского рынка от украинского?
– В России канцелярщики представляют в основном китайскую продукцию, мало кто занимается европейскими и американскими брендами. И это, безусловно, упущение. Нужно заниматься мировыми брендами, потому что люди их прек- расно знают. К нам в Крым, приезжают к примеру, турки или даже немцы, и покупают у нас товары с хорошо известными именами. Те же москвичи или петербуржцы, бывая в наших магазинах, часто жалуются на то, что в их городах не найти тех позиций, которые представлены в наших магазинах. То есть ассортимент у нас гораздо шире. А вообще, мы на Украине мало осведомлены о российском канцелярском рынке, почти ничего не знаем.
– То есть для Украины в целом характерна такая тенденция: минимум Китая, максимум брендов из Европы и Америки?
– Да. Я бы сказал, что в розничных магазинах приблизительно 60-70% товаров – это известные мировые бренды. В целом на рынке доля товаров китайского производства и европейского/американского образуют соотношение 50/50.
– Компания «Бланко» не планирует запустить собственное производство?
– Пока мы ничего не планируем. Чтобы планировать, нужно наладить экономику в стране. В настоящий момент ситуация в Украине, мягко говоря, нестабильная. Мы не знаем, что будет вечером, поэтому никаких далеко идущих планов не строим. Даже с ближайшей перспективой ничего не понятно.
– Раз уж мы затронули эту тему, скажите, как, на ваш взгляд, ситуация с Крымом отразилась на состоянии канцелярской отрасли в Украине?
– Плохо отразилась. Безусловно, для нашего рынка это потери. Все-таки два миллиона человек покупали канцтовары.
– А Крым можно назвать развитым регионом с точки зрения канцелярской отрасли?
– С этой точки зрения все регионы развиты. Везде есть школы, офисы, поэтому школьная и деловая канцелярия покупается, текстильные канцтовары, кожгалантерея – все это тоже интересно потребителям в любой части Украины.