Первые пять месяцев года показали, что с рынком офисной бумаги что-то происходит. Подъем цен был ожидаем на канцелярском рынке, но что будет дальше? Об этом сегодняшний "Актуальный разговор" с экспертом по рынку офисной бумаги, по понятным причинам, пожелавшим остаться неизвестным. |
О.С.: Что из происходящего на рынке бумаги сейчас кажется Вам самым важным? Э.: Я бы выделил несколько трендов, и все они негативные. На рынке офисной бумаги стало существенно меньше денег. Это касается и бюджетных средств госзакупок, и расходов коммерческого сектора. Привычный объем потребления подорожавшей бумаги не вписывается в похудевшие кошельки. Как следствие, спрос массово скатывается в эконом-сегмент, между производителями начинается еще более жесткая ценовая конкуренция, у продавцов ухудшаются перспективы заработка на бумаге. Основная масса потенциально доступных денег на бумагу лежит в системе тендерных закупок. Но эта система нивелирует понятие бумажных брендов как таковых, поскольку определяющими условиями для доступа к этим деньгам являются соответствие набору заявленных технических характеристик и минимальная цена. Нельзя не отметить структурные метаморфозы рынка и тренд на то, что сервисные компании борются за эксклюзив на тот или иной заводской бумажный бренд, превращаясь фактически в дистрибьютора бумаги. Это, конечно, не от хорошей жизни и в надежде хоть как-то повысить доходность бумажного направления.
|
|
|
О.С.: Скажите, пожалуйста, кто сейчас формирует российский рынок бумаги? Э.: Здесь, по большому счету, ничего не изменилось. Рынок с его правилами игры и ценовой составляющей формируют два производителя: International Paper (основные бренды SvetoCopy и «Ballet») и Mondi («Снегурочка», IQ, «Маэстро»). Они держались из последних сил, не допуская роста цен, но стремительная девальвация рубля и миллиардные инвестиции в реновацию комбинатов не оставили им иного выхода. Мне кажется, что вместе Mondi и IP могут более чем в 1,5 раза перекрыть потребности российского рынка. Доля прочих локальных производителей столь незначительна, что не может оказать сколь либо существенного влияния на рынок. Что касается импортной офисной бумаги, то, согласно таможенной статистике, UPM и Enso неплохо приросли за прошлый год. |
О.С.: Вы упоминали о важности технических показателей бумаги в тендерах. Как это выглядит на самом деле? Э.: Вся офисная бумага условно делится на классы А, В и С. Я бы сказал, что класс бумаги – это совокупность технических показателей бумаги и ее эксплуатационных возможностей. Иногда можно встретить так называемый плюс в отдельном классе бумаги, А+ например. Это значит, что производитель сознательно изменил отдельные характеристики, сформировав у бумаги дополнительный функционал. В тендерах заявляются технические показатели, почерпнутые заказчиками из спецификаций производителей. Надо полагать, что если бы вся бумага, поставляемая государственному заказчику по итогам тендера, соответствовала заявленным характеристикам, у него бы не возникало эксплуатационных проблем. Но они возникают, и довольно часто. И тут остро встает вопрос независимой экспертизы спецификаций производителей. Это весьма недешевое удовольствие. Но мало того – я не возьмусь назвать какой-либо испытательный центр, чья репутация, уровень технической оснащенности и квалификация персонала позволяли бы достоверно полагаться на его протоколы испытаний. И если к бумаге европейских производителей и локальных монополистов претензий, как правило, немного, то азиатская продукция и отдельные наши производства вызывают много вопросов.
|
О.С.: Кто, на ваш взгляд производит самую качественную бумагу? Э.: Вы имеете в виду локальных производителей? Трудно сказать, зависит от класса бумаги. Но у Вас есть шанс прояснить этот вопрос, стоит лишь проанализировать, что из заводских брендов Mondi и IP идет на экспорт. У кого шире экспортный ассортимент в привязке к объемам, у того качество лучше. |
О.С.: Насколько на Россию влияют зарубежные производители? Э.: Импортная бумага европейских производителей занимает свою стабильную долю отечественного рынка. И Вы можете сами оценить их влияние, если UPM прирастает объемами, а Enso, по слухам, раздали дистрибуции на все свои заводские бренды сервисным компаниям. Интрига этого года – открытие в Москве торгового представительства самого большого европейского производителя бумаги из эвкалиптовой целлюлозы Portucel Soporcel. Причем возглавил это представительство бывший сотрудник IP Роман Музыка. Вот это может оказать самое непосредственное влияние на рынок, как только станет ясна их дистрибуционная политика, какой ассортимент предложат рынку, будут ли торговать за рубли или евро. |
О.С.: Как это отразится на рынке? Э.: Ситуация на рынке бумаги такова, что я не берусь прогнозировать развитие даже на среднесрочную перспективу: очень много факторов влияет. |
О.С.: Как заработать на бумаге? Э.: Я боюсь показаться категоричным, но сейчас, я убежден, заработать можно только на импортной бумаге. Сложно, но еще можно. |
О.С.: Поднимутся ли еще цены на бумагу в этом году? Э.: Съесть-то он съест, да кто ж ему даст? Но надо признать, что локальные монополисты исключительно взвешенно осуществляют ценовую политику последние годы. |
О.С.: Помню, были попытки дистрибьюторов повлиять на производителей путем объединения в пулы и попытки диктовать условия. Сейчас кто-то может влиять на производителей бумаги? Э.: Попытки отдельных оптовиков посовестить, а то и публично высечь локальных монополистов, помню, выглядели очень забавно. Только было не понятно, - это просто дурость отдельных людей или же шутовство такое. Количество денег на рынке лучший регулятор. |
О.С.: Можете подвести резюме нашему разговору? Э.: Рынок бумаги, - в значительной степени самоорганизующаяся структура. Не волнуйтесь, он правильно выстроится в любой ситуации. |
Беседовал: Олег Сафронов
канцелярский интернет-портал www.kanzoboz.ru |