Наша беседа состоялась в июне 2012 года, на фоне значимых событий в книжной отрасли (компаниия «Эксмо» планировала поглощение своего основного конкурента — группы АСТ), поэтому наша беседа состояла из двух типов вопросов. Первый про книги, второй про канцтовары. Мы задавали Марине Борисовне сложные, подчас неудобные вопросы. Она не проигнорировала ни одного вопроса, за что ей отдельное спасибо! Смотрим, что получилось. |
| Сидоренко Марина Борисовна |
|
|
|
В рубрике «Актуальный разговор» интернет портал kanzoboz.ru представляет Вашему вниманию интервью Олега Сафронова с Мариной Борисовной Сидоренко, директором направления канцелярские товары ТК "ЛЮМНА" Екатеринбург. |
О.С. По оценке большинства операторов канцелярского рынка, компания ТК "ЛЮМНА" считается одним из лидеров уральского региона. Это подтверждает и заслуженно полученная Вами "Золотая скрепка". А что на книжном рынке? Ваши позиции не менее сильны? М.Б. Думаю, для начала, будет правильным озвучить некоторые цифры:
1 сентября компания « ЛЮМНА» отметит своё «совершеннолетие» - нам 18 лет! Направлению «Канцтовары» - 14!
Так что на рынке мы далеко не первый год. Долгое время конкуренты не обращали на нас особого внимания, говоря про нас: «Ну это же книжники, они не с нашего рынка!». Лет 5 назад стали более серьёзно поглядывать в нашу сторону. А мы просто шли, по намеченному пути, стараясь все денежные и умственные силы вкладывать в развитие компании.
Канцелярский и книжный бизнесы совершенно самостоятельные, как юридически, так и финансово, оба работают во благо общего дела.
Если сравнивать позиции компании на канцелярском и книжном рынке, то по книгам компания « ЛЮМНА» входит в пятерку лидеров России, это давно признанный факт. По канцтоварам я полагаю, мы входим в пятерку по Уралу, так что нам еще есть к чему стремиться.
|
О.С. В чем основные отличия книжного и канцелярского бизнесов в регионах (отсрочка платежа, скидки, товарные запасы, рентабельность оборачиваемость)? М.Б. От многих поставщиков слышала, что оказывается именно книжники, якобы разрушили стройную систему предоплаты и 14-и дневной отсрочки платежа. Да, у книжников все не как у канцелярщиков. Отсрочка от 3 до 6 месяцев- вполне нормальное явление. Простите господа, но и маржа там совершенно иная, скидка минимум в 25% дается всем и каждому, но там совсем иная система оборачиваемости товарных запасов. Даже если канцелярщики зависли с остатками по сезонному товару (к примеру по дневникам) то по любому они будут проданы на следующий сезон. У книжников есть такое понятие как «жизнь книги». Так вот, если книга не продана за 6 месяцев –это, можно сказать, товар приготовленный сначала на распродажу, а затем на сдачу в макулатуру (исключая классику конечно). А учебная литература – это вообще непредсказуемо сложная тема, там риск «влететь» особенно высок. |
О.С. Если сравнить книжный бизнес, скажем 5 лет назад и сейчас, какие Вы видите изменение и происходит ли его более интенсивное сращивание (а возможно и замена) со смежными отраслями, в том числе и с канцелярской отраслью? М.Б. Сравнивать несравнимое невозможно! 5 лет назад книжный бизнес – значило стабильный бизнес! Сейчас задача книжников не в наращивании оборотов, а в том, чтобы удержать свои позиции. Но расти все равно надо, именно поэтому у многих происходит «сращивание» со смежными рынками. Официальный прогноз СМИ о спаде книжного рынка в 2011 году 9%, в 2012 до 12%. У нас падения к счастью нет, рост от 10 до 12% |
О.С. Сколько процентов у вас составлял канцелярский ассортимент в обороте тогда (5 лет назад) и сейчас (в рознице и опте)? М.Б. Традиционная картина любой книжной компании имеющей в ассортименте канцелярские товары 5 лет назад 60-65% оборота –книжно-полиграфическая продукция, 35-40 % -канцтовары, а ныне все наоборот. Перед прошлым сезоном, в своих магазинах, мы целенаправленно сузили книжный ассортимент, очень сильно расширили учебники и канцтовары, после сезона отдали предпочтение книгам для детей дошкольного возраста и методической литературе. И это оказалось верным решением. |
О.С. Каким образом на Ваших бизнесах отразились проблемы АСТ? Не приведет ли сложившаяся ситуация к дисбалансу или, не дай Бог, коллапсу всей книготорговой системы или наоборот, оздоровит ее? М.Б. Проблемы АСТ - теперь не только их проблемы! Масса мелких издательств заняла выжидательную позицию, все чего-то ждут!
Наш прогноз не очень оптимистичный. Доля АСТ в обороте книжного подразделения компании « ЛЮМНА» составляла 14 %. Это немало!
Мы давно и плодотворно сотрудничаем с двумя главными издательствами и не понаслышке можем их сравнивать. Помимо огромного оттока финансовых средств, у Эксмо возникнет множество проблем по управлению, кадрам, маркетингу и т.д.
Поэтому ни о каком оздоровлении речи быть не может. В ближайшее время будет трудно всем. Но время лечит!
В канцелярском подразделении продукция АСТ занимала очень незначительный %, здесь доля Эксмо более весома.
|
О.С. Опираясь на свой 18-ти летний опыт скажите, какие пожелания или советы Вы могли бы дать коллегам - книжникам из других регионов, и что могли бы пожелать поставщикам-канцелярщикам в их работе с книжными региональными компаниями? М.Б. Что можно пожелать коллегам - книжникам? Конечно, научиться смотреть далеко вперед, не жить только сегодняшним днем, и удачи!
Пожелания поставщикам:
Будьте к нам более снисходительными и терпеливыми, ведь нас гораздо меньше в этом бизнесе, зато какие мы перспективные! Какие имена! Мирс, Сибверк, ЛЮМНА, Продолит, Интерсервис и другие.
|
О.С. Ваш регион - непростой, крайне высокая конкуренция. Я слышал, что в обороте многих федеральных игроков и производителей доля вашего региона весьма весома, возможно, из-за густо населенности Урала. Как вы выживаете в таких непростых (жестких условиях) условиях? М.Б. Урал - единственная территория России, где на очень небольшом расстоянии друг от друга четыре города миллионика, плюс уже немаленькая Тюмень.
Как мы выживаем? Ранее я уже говорила о том, что наша основная задача не стоять на месте, быть в поиске, развиваться, искать новые пути. Кстати о так называемом «сращивании» бизнеса.
Большинство компаний только последние несколько лет начали вводить в ассортимент близко лежащую продукцию. Мы же изначально создали эту систему:
в 1994 году открытие книжного направления
в 1998 году открытие канцелярского направления
в 1999 году отдельное направление открытки, календари, изопродукция
в 2000 году открытие направления игрушки-сувениры
Изначально компания « ЛЮМНА» позиционировала себя как оптовый центр, для снабжения книжных магазинов. И в дальнейшем мы будем придерживаться этой политики.
Время вносит свои коррективы, ныне не столь востребована изопродукция, но её успешно заменяет продукция корпоративного направления (расходники, хозгруппа, фотопродукция)
|
О.С. В чем, на Ваш взгляд, основные причины успешности вашей компании? М.Б. В компании есть одно «золотое» правило . Не иметь ничего арендованного. Все, что имеет компания, находится в собственности. Этим мы выгодно отличаемся от наших конкурентов. На сегодняшний день у нас мелкооптовая база площадью 5000 кв. м в Екатеринбурге, для крупного опта 20000 кв. м., в пригороде Екатеринбурга , 10 магазинов в Екатеринбурге , один в Свердловской области г. Качканар, в Тюменской области в Ишиме, год назад открыли магазин в Нефтеюганске. В этом году в одном из крупных городов ХМАО готовим к открытию магазин площадью 670 кв. м . У нас серьёзные планы по развитию своей розничной сети. В разработке есть ещё два проекта по развитию компании касающиеся, как оптового- розничного звена, так и корпоративного направления.
Стараемся придумывать что-то новое! Мы первыми на Урале начали проводить конференции для своих покупателей. Сейчас готовлю для них очень полезный обучающий семинар-тренинг! Книжники ввели штатную единицу методиста, и самым активным образом работают со всеми образовательными учреждениями. Нам тоже пришлось выделить менеджера, который занимается только работой со школами и детскими садами.
Опять получилась связка - учебники – канцтовары - игрушки.
|
О.С. Кто ваши основные конкуренты? М.Б. Что могу сказать про конкурентов? Без них скучно и неинтересно!
Работаем, соревнуемся, общаемся (правда не все идут на контакт). Конкуренция сильнейшая: Деловой стиль, Канцбюро, Польмар, Горшков и т.д.На Урале действительно много сильнейших региональных операторов!
|
О.С. В Челябинске успешно работает филиал Рельеф-центра. От Челябинска до Екатеринбурга чуть более 200 км. Получается противостоять экспансии "федералов"? М.Б. С Рельеф-Центром существуют договоренности на определенный срок по территории в рамках договора АРД. Они и не скрывают своих планов, но надо признать, что данные обещания они выполняют, это достойно уважения! Всегда готовы к переговорам, всегда можно обсудить возникшие ситуации. Мне очень импонирует обстановка у них в коллективе. Каждый сотрудник чётко выполняет поставленные цели и компания шагает и шагает вперед. Наверное, не всем эти шаги нравятся! А вот лично мне, очень многому у них надо учиться! |
О.С Слышал, что скоро ожидается открытие филиала компании Самсон, как Вы относитесь к перспективе такого соседства? Кто-то, по-вашему мнению, станет жертвой этой экспансии, или региональный бизнес отделается "легким испугом"? М.Б. Что касается « Самсона», слухи ходят разные, в основном, что осенью откроют филиал в Екатеринбурге. По моим данным это будет в следующем году. Ну не Самсон, так ещё кто-нибудь непременно откроется. Просто к этому надо быть готовыми. Сидеть, сложа руки, не надо, вот и все! Как говорил Александр Невский «Кто к нам с мечом придет…» |
О.С. Насколько, по Вашему мнению, оправданы вложения (хотя и с долгосрочной перспективой окупаемости) в филиальные подразделения в России? Будущее, за мощными региональными компаниями или федеральными игроками с развитой сетью филиалов? М.Б. Филиальную сеть могут себе позволить только серьёзные федеральные компании.
У региональщиков просто нет таких средств. Это огромные затраты и, самое главное, очень трудно управлять и контролировать филиалы. Пытались многие. В свое время в Екатеринбурге и ИТИ открывали филиал, и Топ-Книга, и Регент, Горшков много филиалов открывал. Сейчас Канцбюро по этому пути идет. У каждой компании свои планы. Жаль, что эти планы кто-то не смог осуществить, успехов тем, кто пытается!
|
О.С. Ваша розничная сеть, ее развитие, это Ваш ответ экспансии «федералов»? М.Б. Развитие собственной розничной сети – это не ответ «федералам», это просто реальная возможность расти и развиваться, мы стараемся не тратить силы и время на борьбу с ветряными мельницами, а идти по намеченному пути. |
О.С. Какой, на Ваш взгляд, должна быть канцелярская розница: книжно-канцелярской, исключительно канцелярской, смешанной (книги - канцтовары - игрушки- сувенирка), а возможно ее будущее только в отделах крупных гипермаркетов? М.Б. Трудно в наше время что-то прогнозировать. В Америке всего два оптовика, в Европе 2-3 канцелярских сети и огромная масса гипермаркетов. Не скажу ничего нового, но мы живем и работаем в России. Вы пробовали когда-нибудь, что-либо узнать о ручке или тетрадке в Метро или Ашане ? А наши магазины работают в формате «магазин у дома» и называются «Живое слово». В младших классах есть такой учебник по развитию речи. Так вот, в «Живом слове» не просто продают товар, а делают все, для того, чтобы один раз зашедший покупатель стал постоянным.
Так что поживем-увидим, или время покажет!
|
О.С. Марина Борисовна, спасибо Вам за удивительную беседу. Удачи Вам и Вашему бизнесу. М.Б. Спасибо. |