Кто хоть раз внимательно читал канцелярские форумы, наверняка видел сообщения Прохожего. Логике и здравому смыслу человека, пишущего под этим ником, поистине можно позавидовать.
Мы не знаем, кто он: топ менеджер, собственник, наемный менеджер канцелярской компании или человек с другого рынка... Однако то, что этот рынок ему не безразличен, то, что к этому анонимному мнению прислушиваются на форуме, – для нас очевидно. Нам удалось пообщаться с Прохожим и задать ему вопросы, интересующие нашу отрасль. Что из этого получилось, читайте ниже... |
|
|
В рубрике «Актуальный разговор» интернет портал kanzoboz.ru представляет Вашему вниманию беседу Олега Сафронова с участником канцелярских форумов пишущим под ником Прохожий. |
О.С. Скажите в чем основное отличие нашей отрасли от других?
а. Маленький в денежном выражении рынок
b. Низкая маржа
c. Отсутствие классической схемы дистрибуции
d. Преувеличенное (а возможно, оправданное) значение "личности" и "связей" для продвижения продукта
e. Что-то такое, что мы сами о себе ещё не знаем
- Мне представляется, что главное отличие канцелярского рынка от прочих заложено в его извращенной структуре, при которой ограниченное количество игроков имеют возможность и кредитуют весь рынок, а все прочие участники, подсев на кредитную иглу, не способны развиваться естественным образом. Нарушен основополагающий принцип – никогда не продавать нищим. Большинству удобно экстенсивное развитие, паразитируя на ресурсах доноров, но сложившаяся система убивает предпринимательскую инициативу и не дает рынку требуемую динамику роста. Как следствие, падающая доходность, высокие риски, низкая привлекательность для инвестиций и целый букет специфических отраслевых проблем. |
О.С. Как это (эти) отличие влияет на канцелярский рынок?
a. На нас не обращают внимания "акулы бизнеса" и мы пока живем спокойно
b. Инвестиции и развитие обходит нас стороной и мы стогнируем
с. Мы уникальны. Во всем есть свои преимущества и недостатки
- Когда один из лидеров рынка публично декларирует, что масштабность проектов более приоритетна для компании, нежели доходность бизнеса, я начинаю думать, что существенная часть рынка живет в какой-то иной, особой реальности. А такой подход весьма распространен. К сожалению, нет никакой достоверной статистики по рынку, но в целом ощущение, что без притока западных денег и игроков рынок не только стагнирует, но и деградирует. |
О.С. Как сегментировать наш продукт?
Форматная бумага, бумажно-беловая продукция, канцелярия школьная и офисная... что то ещё?
Где грань между сегментами и существует ли универсальная общерыначная классификация? Видите ли Вы здесь проблему?
- Не могу объективно прокомментировать. И не понимаю столь большого внимания к данному вопросу. При тотальной зависимости рынка от импорта, коды ТНВЭД, мне кажется, лучший классификатор. |
О.С. Какова роль выставок в продвижении продукта? Современные технологии нивелируют живое общение на выставке или она по-прежнему необходима? - Я рассматриваю выставки, как возможность компетентного и заинтересованного общения двух сторон на нейтральной территории в режиме «face to face» за вполне разумные деньги. Для одной стороны это способ продемонстрировать свою успешность, для другой - впитать новые идеи и приобщиться к опыту более успешного. Это все еще более чем эффективная форма рыночного "миссионерства". А продвижение продукта, повышение лояльности клиентов и т.п. – лишь сопутствующие основного процесса. Современные интерактивные технологии не только не нивелируют роль выставки, но, напротив, усиливают ощущения новообращенных. |
О.С. Почему отечественные ТМ, в том числе и мимикрирующие под западные, являются основой многих товарных групп и в опте и в рознице? Или сам этот тезис - сильное преувеличение?
- Возвращаемся к п.1 – доноры рынка и собственники приватных брэндов, суть одни и те же лица. Эксклюзивность приватного брэнда для собственника, хотя бы в потенциале, сулит более высокую добавочную стоимость продукта, снижение конкурентной нагрузки со стороны товарных аналогов и гарантированное количество лояльных и хорошо управляемых дилеров на достаточно продолжительный период. А для мобильного и умеющего хорошо коммуницировать на локальном рынке дилера, сотрудничество с собственником ТМ открывает определенные перспективы – доступ к кредитным ресурсам и маркетинговому фонду поставщика (внебюджетная прибыль), возможность понизить градус локальной конкуренции и приподнять свой репутационный статус. Это такая своеобразная форма трейд-маркетинга, достаточно эффективная, пока собственник приватного брэнда может платить за все удовольствия. Но не дешевая для собственников ТМ. |
О.С. Говоря про отраслевые выставки, прокомментируйте, пожалуйста, целесообразность проведения двух, по сути, одинаковых выставок (осенью и
весной), на сколько я знаю нигде в мире нет ничего подобного?!
Я совершенно прозападнически настроен ко всему, где можно почерпнуть новые продуктовые идеи, сбытовые и маркетинговые технологии. Не нужно изобретать велосипед, нам впитать хотя бы то новационное, что есть «там». А иностранцы если массово и придут, то на авторитетную выставку с раскрученным именем. Не так важно, когда она проводится, главное, чтобы она была одна и с максимально большим количеством экспонентов. Рынку нужны новые идеи, технологии, игроки и рабочие места. |
О.С. Как Вы считаете, чем закончится конфликт Долгова и АПКОР?! На сколько позиция отраслевого журнала и личные активности Сергея Долгова, относительно отраслевых выставок и отраслевых объединений легитимны?!
- Если Сергею удастся раскрутить проект Paper World в качестве основной выставочной площадки для канцелярского рынка, привлечь максимум иностранных участников и добиться преференций для отечественных экспонентов, полагаю, что он справедливо заслужит прижизненный памятник. И какая бы то ни была мотивация в спорах, истина в них таки рождается. |
Как Вы считаете, какова мотивация у Елены Шкеда, для занятия общественной деятельностью по созданию отраслевой ассоциации?! - «Всякая хитрость ничтожна по сравнению с хитростью женщины». Библия. |
Что ждет канцелярский рынок в 2012 году, в связи с мировой рецессией? Стагнация? Или мы живем вне мировых трендов? - Импортозависимый канцелярский рынок живет в стране победившего чиновничьего капитализма с тотально коррумпированной властью. Думаете в свете анонсированных решений «перевертышей» и негативных мировых трендов удастся избежать проблем ? Едва ли. Я не прогност, но мне все видится в весьма мрачном свете. |
И последний вопрос, если бы Вам предложили возглавить ассоциацию, по каким причинам Вы бы отказались от этого предложения (занятость не в счет)?
А если бы согласились, то почему и каковы были бы Ваши первые действия?
- Несколько абсурдно обсуждать лидерство в организации, которой еще нет. Нечто аморфное, но де юре существующее, по факту недееспособно. Но создавать новую ассоциацию под некоего лидера. - это совсем безумие. В моем представлении ассоциация – структура с совершенно утилитарными функциями. За счет членских взносов участников и дохода от коммерческих проектов она должна быть способна: качественно и регулярно осуществлять маркетинговый анализ и просчет рынка, коммуницировать с внешними рынками, обобщать мировой отраслевой опыт и транслировать идеи своим участникам, осуществлять GR. Вести данную деятельность должны профессионалы в области маркетинга. И упаси, Боже, ее от всяких «авторитетных» собственников канцелярского бизнеса. Только нанятые профессионалы. Лучше всего, на мой взгляд, если руководить ассоциацией будет специально приглашенный высококвалифицированный экспат. Во всяком случае, можно быть уверенным, что 2/3 срока своего контракта этот человек отработает с максимальной эффективностью. А уж коммуницировать с разного рода публикой внутри ассоциации и соблюдать балланс интересов он сможет гарантированно, - они это хорошо умеют. |
О.С. Спасибо Вам за ответы. - И Вам спасибо за внимание к моей скромной персоне! |