- Тетради LEO-принт А4 на гребне от Hatber:...26.10.2025 5
- Зимняя история в 1500 деталях от Hatber.26.10.2025 5
- Украшение новогоднее интерьерное "Гном Ворчун"...26.10.2025 18
- Набор для раскопок "Единороги и феи" BRAUBERG KIDS26.10.2025 24
- Набор для раскопок "Пиратский клад" BRAUBERG KIDS26.10.2025 26
- Набор для раскопок "Древний Египет", BRAUBERG KIDS26.10.2025 38
- Набор для раскопок "Древний Китай" BRAUBERG KIDS26.10.2025 431
- Набор для раскопок "Древние Майя" BRAUBERG KIDS26.10.2025 43
Круглый стол
- Круглый стол
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Часть IV
- Часть V
- P.S.
|
![]() |
круглый стол |
Круглый стол, за которым по исторически сложившимся традициям все равны и открыты друг для друга, – наиболее удобный формат для обсуждения насущных и болезненных тем, особенно если таких открытых дискуссий не было уже очень давно. Именно поэтому формат круглого стола и был выбран организаторами – журналом «Канцелярское Дело» и Ассоциацией производителей и поставщиков канцелярских и офисных товаров России – для встречи участников рынка в рамках выставки «Скрепка-Экспо». Организаторы рассчитывали, что в результате обсуждения удастся придти к общему знаменателю в отношении того, кто может называться идеальным поставщиком, а кто – идеальным дистрибьютором (или дилером), нужно ли и возможно ли формально прописать правила взаимоотношений этих сторон, удастся ли выжить оптовым региональным компаниям в условиях атаки сетей и крупных канцелярских операторов, нужны ли рынку торгово-закупочные группы, и так ли велика выгода от вступления в ТЗГ, как об этом заявляется, и многого другого.
Со стороны «поставщиков» эти темы поддерживали спикеры: Езат Аргун («Группа Товарищей», Москва),Артем Дулькин (ПЗБФ, Москва), Аркадий Костенко («Хатбер», Москва), Алексей Платонов («Рельеф-Центр», Рязань), Екатерина Пак («Бюрократ», Москва), Григорий Радзинский (ФАРМ, Москва). Интересы дистрибьюторов (дилеров) защищали Татьяна Воротникова («Апекс», Самара), Виктор Желваков (ТД «Канцтовары», Омск), Евгений Жуков («Авантрейд», Краснодар), Евгений Кожевников («Акварель», Новокузнецк), Евгений Чавров («Карандаш», Томск), Григорий Цукерман («Канцбюро», Челябинск). Модерировал дискуссию человек, обладающий, пожалуй, самым богатым опытом ведения подобных мероприятий на канцелярском рынке, – Александр Смирнов («Смистар»).
Конференц-зал собрал более двухсот слушателей.
Продукты круглого стола: СТАММ, Herlitz
Информационный партнер – портал «Сегмент.РУ»
Информационная поддержка – портал «Канцобоз.РУ»
Портрет идеального поставщика и идеального дистрибьютора, или Палка о двух концах

Григорий Радзинский: Конечно, приятно слышать в свой адрес наименование «патриарх», неприятно лишь то, что с годами моего пребывания на рынке мои собственные годы тоже увеличиваются. Я думаю, что есть компании, которые существуют и дольше.
Нарисовать портрет идеального дистрибьютора/поставщика по совокупности критериев довольно сложно. Но когда компания правильно выбирает партнера, вопрос «плохо платит или хорошо платит», как правило, не встает. Практически всех своих дистрибьюторов мы называем партнерами. А партнерские отношения подраз умевают взаимовыгодное сотрудничество. Есть покупатели, которые сегодня купили, завтра ушли, нет никакой постоянной связи. Соответственно, кого-то мы ставим в ранг партнеров, а кого-то нет.
Что для нас является критерием хорошего партнера? Платит он вовремя или нет, это уже вопрос последующий, мы иногда даже помогаем партнерам, находящимся в затруднительном финансовом положении. Главное, чтобы компания четко понимала свое место на рынке и чего она хочет. Потому что некоторые занимаются канцтоварами просто потому, что надо чем-то заниматься. Сегодня выгодно – занимаемся. Завтра невыгодно – свернулись. И в регионах, и в Москве есть масса компаний, которые то уходят с рынка, то снова появляются. Если компания имеет цели и знает, как их достигать, – это для нас сигнал о том, что с этой фирмой мы можем попытаться построить партнерские взаимоотношения. Желательно, конечно, выбирать партнеров покрупней, потому что когда работаешь с небольшими предприятиями, они начинают друг с другом конкурировать и не дают друг другу зарабатывать, а это отражается и на
нас. Поэтому мы всегда рассматриваем в качестве потенциальных партнеров более крупные компании – желательно, чтобы они имели от 10 до 15% рынка в регионе и собственную недвижимость. За 19-летнюю практику у нас были клиенты, которые продавали огромные объемы, а когда приходилось все считать, оказывалось, что у них минусовые балансы, кто-то из поставщиков это обнаруживал, прекращал поставки, и тут же все сыпалось. Поэтому если у компании есть недвижимость, это означает, что она умеет зарабатывать деньги, и это нормальный игрок на рынке. Надежность платежеспособности партнера проверяется уже по ходу работы, здесь мы действуем проще: у нас есть договорные условия, и если в срок поставка не оплачена, мы приостанавливаем отгрузки до возвращения определенной нормы. И у нас не было ни одного прецедента, чтобы кто-то из-за этого перестал с нами работать. На мой взгляд – то ли это кризис сказался, то ли еще какая-то причина, – но люди стали относиться к оплатам более дисциплинированно. Вот такой портрет в красках. Но еще раз повторюсь: я не считаю своих покупателей дистрибьюторами, для нас они все партнеры.
![]() |
Татьяна Воротникова |
![]() |
Езат Аргун |
Дистрибьютор, в свою очередь, должен суметь потребить эти услуги и транслировать их своим покупателям на столь же высоком уровне.
![]() |
Е. Пак и А. Смирнов |
![]() |
Евгений Жуков |
Евгений Жуков: Здесь находятся не поставщики и дистрибьюторы, а с точки зрения экономических терминов, с одной стороны за этим столом сидят дистрибьюторы и вендоры, а с другой – дилеры. Итак, в результате обсуждения мы поняли, что идеальный покупатель в регионах – это покупатель с долей рынка 10-15%. Мы пришли к тому, что показатель эффективности – это наличие недвижимости. Хорошие дистрибьюторы (они же вендоры) должны быть добрыми, богатыми, справедливыми, с большими рекламными бюджетами, уникальными товарами, эстетами, кредиторами, любителями Средиземноморья и крайне аккуратными с продажами угля. Теперь это все можно обсудить в режиме круглого стола.Аркадий Костенко: Сегодня рынок меняется, приходится работать над издержками, все требуют конкурентоспособных цен, приходится платить налоги – расставаться с деньгами. Для большинства основным критерием является самая низкая цена. Но если взять производителя, основная масса издержек заключается в товарных остатках на складе, рисках по реализации этого товара. Я, со своей стороны, вижу идеальные взаимоотношения так, как они существуют на данный момент в развитых странах. Поставщик должен предоставить конкурентоспособный продуманный товар. Дистрибьютор должен проанализировать, сформировать предварительный заказ, который он рассчитывает продать. Поставщик выполняет этот заказ. Дистрибьютор оплачивает его согласно договоренности. В этом случае мы выступаем как партнеры, и никаких проблем не может быть ни у дистрибьютора, ни у поставщика товара, потому что все движется по плану.
![]() |
Григорий Цукерман |
Нужно ли формально прописывать правила взаимоотношений поставщиков и дистрибьюторов?
|
Итоги двух кризисных лет в канцелярском опте
![]() |
Евгений Чавров |
![]() |
Евгений Кожевников |
Выживут ли оптовики как посредническое звено?
|
ТЗ Г – реактивный двигатель продаж или машина для отжима низких цен?
![]() |
Григорий Радзинский |
![]() |
Александр Шестаков |
![]() |
Сергей Долгов |
Зал, Сергей Игнатьев, «Дюрабль»: Sherpa продавалась нормально. В отличие от кризиса 98-го года, компания вышла из кризиса 2009 года с нулем. Я имею в виду то, что ни одна компания на сегодняшний день нам не должна ни копейки. Вот таких партнеров надо иметь каждому поставщику. А Sherpa… Я уже говорил, что она продавалась, продается и будет продаваться, потому что аналогов просто-напросто нет.
Евгений Жуков: О каком выходе из кризиса мы сейчас говорим? Разве конечные потребители увеличили бюджеты в 2010 году? Кризис затянется в лучшем случае еще на полтора года. Нет ни одного конечного клиента, который за последние два года увеличил бы собственные объемы затрат на приобретение канцелярских товаров. Компании, которые сейчас хорошо себя чувствуют, – это просто сильные компании. Просто произошло перераспределение рынка. Повалилось «ПроБюро» в секторе b2b, соответственно пришли другие компании и заняли ее долю – «Комус», «Прагматик». Посмотрите на макроэкономические показатели. Выход из кризиса – это когда люди начинают больше тратить. Что, зарплаты у сотрудников выросли, у вас доходы сильно возросли?
Александр Смирнов: Как обстоит с этим дело в Омске?
Виктор Желваков: Если оценивать летние месяцы в корпоративе, то в июне был ноль, июль-август – уже прирост от 10 до20%. Сейчас мы предпринимаем все усилия. Последние летние месяцы – первые ласточки, возвестившие, что на корпоративном рынке начался рост. Так как банки у нас, как и по всей России, начали давать кредитные средства, строительные компании будут работать и станут нашими клиентами. И сами банки тоже потребляют канцтовары.
Григорий Цукерман: Я согласен с Евгением Жуковым. Мы из кризиса не только не вышли, а, возможно, еще больше в нем погрязли. Потому что не видим каких-то системных изменений. По моим продажам во всех регионах я могу сказать, что корпоративные бюджеты не увеличились, и если есть прирост, то только за счет увеличения числа потребителей или за счет расширения линейки, которую мы продаем. Мы подключаем к продаже офисные кресла, вентиляторы – и у нас, конечно, увеличиваются объемы. Но это вовсе не означает, что потребление на одного сотрудника увеличилось. По моим наблюдениям, потребление в сезон в этом году тоже не самое лучшее. Причем мы сравниваем 2010 год, о котором говорят, что он растет, с 2009-м годом, и я не вижу ни по своей рознице (которая у меня тоже есть в качестве эксперимента), ни по корпоративным, ни по оптовым продажам, ни по опросу тех, кто работает в рознице, чтобы в этом году в сезон был значительный прирост потребления в расчете на одного школьника. Есть явное смещение еще глубже в эконом-сегмент и еще большее расслоение тех, кто продолжает позволять себе покупать премиум-товары, а это 5-7% населения страны. Средний сегмент все ниже сдвигается в сторону эконом-сегмента. Я согласен с коллегами, что еще рано говорить о выходе из кризиса. Все изменится. Крупные операторы будут расти за счет смерти маленьких. Я с большим уважением отношусь к героическим подвигам сопротивления маленькой компании в Ульяновске «Рельефу», но думаю, что сопротивление бесполезно.
|
Евгений Кожевников: У нас бизнес в основном розничный – 26 магазинов. В кризис мы жили хорошо: за два года открыли 9 новых магазинов и у двух расширили площадь. Розница составляет наши основные продажи. Другая часть – это продажи корпоративным клиентам, которые выросли, я думаю, за счет того, что мы сами стали лучше работать – сохранили тех клиентов, которые были, и нашли новых. Мы следим за показателями потребления. Поскольку у нас в год отбивается по кассовым аппаратам около 800 тысяч чеков, мы видим, что покупают. Конечно, люди стали относиться к своим деньгам более ответственно. Они хотят такое же, но подешевле, или за те же деньги, но получше качеством. В конце концов, покупают тот товар, к которому привыкли. А покупаемый товар относится к средней ценовой категории. Дешевый мы в последние годы не продавали. Школьников стало меньше. Мы за этим 15 лет следим. 15 лет назад первоклассников было 96 тысяч, в этом году 42 тысячи.
Евгений Жуков: Статистика по стране говорит о том, что в этом году в школу пошло на 10% меньше детей, чем в прошлом.
Евгений Кожевников: За последние годы рождаемость в нашем регионе снизилась. Езат говорил, что надо водку заменить на пластилин. У нас эту группа товаров тоже очень сильно растет, потому что когда кризис начался, началась безработица, люди стали больше времени проводить дома, заниматься с детьми, лепили, рисовали. Все это продолжается и сейчас. Товары для творчества составляют очень большую долю в продажах.
Евгений Чавров: У нас в Томске реализация товаров в рознице увеличилась процентов на 11, мы вышли на этот результат только за счет того, что расширили ассортимент товарных групп. Как и сказал Григорий Цукерман, выход только одни – либо добавлять другие товарные группы, либо менять ценовую сегментацию ассортиментной матрицы.
Татьяна Воротникова: Мы работаем в корпоративе и в рознице. Во время кризиса розница у нас выросла, корпоратив уменьшился. Сейчас, в сезон, корпоратив у нас растет, я думаю, за счет того, что на рынке произошло перераспределение, и мелкие компании теряют своих корпоративных клиентов. Закрыл свой склад на нашей территории «Офис Спб». Так что, мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Евгений Жуков: Есть мнение, что перераспределение на рынке происходит не только за счет «съедания» или «убийства» маленьких компаний. «Авантрейд» в этом году выходит на показатели 2008 года. Мы добавили мощные товарные группы: бытовую технику, например. У нас в этом году были великолепные продажи по кондиционерам. Но мы делали статистику, опрос 550 клиентов. Ни один клиент не увеличил свои бюджето-затраты. Продолжают сокращать бюджеты и федеральные компании. И еще один из моментов: убивая маленьких, не стоит забывать о том, что у больших тоже бывают проблемы. Из Южного федерального округа ушла компания «ПроБюро», и пока мы не видим там в новом формате «Канцбюро», купившую филиалы «ПроБюро». Было перераспределение долей рынка. У многих компаний – наших конкурентов сейчас есть финансовые проблемы, и эти проблемы должны будут решаться в октябре-ноябре. Если в Омске банки дают деньги, то в ЮФО только под недвижимость, а недвижимость есть не у всех, и не все хотят закладывать свои квартиры. Средний и малый бизнес сегодня в России не кредитуется. Поднимите руку, кому дали кредиты в этом году? Подо что дают? Под недвижимость?! Каким образом мы собираемся конкурировать с западными компаниями, если они кредитуются под 6-5% годовых, а мы кредитуемся в лучшем случае от 15-20% и под залог отдаем свои дома, квартиры и офисы!
Из зала, Ирина Коптева: Сбербанк дает сегодня кредиты, другое дело – под какой процент: от 15 до 22%, поэтому совершенно нет смысла их брать. Кредиты есть, но они не выгодны.
Александр Смирнов: Давайте дадим слово тому, кому дали кредит.
Из зала, Славик Галстян, производственная компания ДПС, г. Долгопрудный: Много я здесь слышал про долги. На Востоке есть такая притча: если бедный пьет, он алкоголик, если состоятельный пьет, он гуляка. Если мелкая фирма не платит, мы про нее везде пишем, если крупная фирма не платит, мы молчим… Что касается кредитов, мне кажется, не надо стесняться, надо ходить, обивать все пороги. Фирма ДПС в прошлом году увеличила свои обороты. Мы получили от правительства Московской области компенсации выплаченных процентов, в этом году смогли добиться от Сбербанка ставки 15% под товары на складе. С 1995 года наша фирма не меняла ни название, ни юридический адрес, и как мы были на рынке, так и остались. То есть чем больше постоянных показателей, тем больше доверяют.
Из зала, Валерий Тиков: Я должен не согласиться с Евгением Жуковым. Кредиты дают. Причем в Астрахани наперебой. Мы устроили конкурс, и Сбербанк выиграл конкурс под товарный кредит. Процент получился 15, хотя сейчас возможно взять еще меньший. А поводу преодоления кризиса согласен с теми, кто выступал, с тем, что надо искать новые сегменты рынка, новые товары, как мы это уже делали. Мы раньше не занимались мебелью, а сейчас нашли поставщиков. В Астрахани мы являемся одной из крупных компаний. И наша мегацель: стать крупным дистрибьютором и предоставлять максимальный сервис, как для производителя товаров, так и для конечного потребителя.
Александр Смирнов: Мы только что выслушали ситуацию в различных регионах России. И, кроме как из Самары, особого позитива не услышали. А как это все видится с федерального уровня? Послушаем, как борется с кризисом компания «Бюрократ».
Екатерина Пак: За последний год тесного сотрудничества отдела продаж со службой безопасности был достигнут самый высокий уровень развития. Объясню: наша служба безопасности – это не отдел пыток и расстрелов, а юристы, которые следят за соблюдением договора и платежных обязательств, а также авторизуют предоставление отсрочек, товарных кредитов и так далее. Если и раньше можно было сказать, что канцелярский рынок довольно вольно относился к понятию «количество дней отсрочки платежа» (где 15 дней, там и все 30), то за последний год ситуация сложилась очень тяжелая, и я не могу сказать, что она улучшается. Сейчас, видимо, у многих наступают сроки перекредитовок, гарантийные письма со словами «ожидаем перекредитовку в банке» валятся к нам в ежедневном режиме. Что касается пресловутой недвижимости, которой все обладают, она уже заложена и перезаложена. Мы оцениваем ситуацию как тревожную. Если маленькая фирма не платит, и она должник, то с большой фирмой договариваются… К сожалению, это так, потому что богатая фирма, вернее большая компания, – это большой риск, в нее уже вложены большие деньги, у нее большие товарные запасы, и с ней надо договариваться и зачастую продолжать поставки, чтобы оборачиваемостью фирмы закрывать дебиторскую задолженность. Положительный пример у нас был с Григорием Цукерманом: он резко расширился за счет приобретения филиалов и, естественно, настроить эту структуру (товарный запас и товарную матрицу, учитывая регионы) было непросто. Не обошлось без различных перекосов. Я хотела бы призвать всех при возникновении трудностей вступать в переговорный процесс и обсуждать, какими способами можно выйти из затруднительного финансового положения, которое не всегда является диагнозом. Пример с Цукерманом как раз показателен: когда мы начали общаться, все было очень печально, сейчас ситуация очень здоровая, и все хорошо развивается благодаря плотному обсуждению и сотрудничеству. Многие же пользуются другим способом: не могу заплатить – никому не скажу, буду брать у другого поставщика. Это деструктивно влияет на бизнес. И если мы не пишем на каждом углу, кто является нашим должником, то между собой (то есть с другими операторами рынка) мы все-таки это обсуждаем. Иллюзия думать что, если компания должна кому-то одному, другие об этом не узнают. Поэтому призываю обсуждать ситуацию заранее, а не тогда, когда сделать уже ничего нельзя. А что касается товарного ассортимента и перехода из одного ценового сегмента в другой, то действительно такой тренд есть. Не в последнюю очередь он связан с тем, что у конечных покупателей очень сильно сократились бюджеты, и из пресловутой шкурки вместо одной шапки шьют десять. Понятно, что можно пофилософствовать на эту тему и сказать, что если ты купишь плохой карандаш, он быстро сломается. Но мало кто может позволить себе новые закупки. Многие из наших должников просели именно из-за невыплат за товар, поставленный под тендеры государственных организаций. Это тоже тренд на сегодня.
Александр Смирнов: Позволю себе комментарий в качестве участника рынка. Как многие знают, мы продаем детские ранцы, которые в рознице стоят от 5-ти до 7-ми тысяч рублей. 2010 год был самым успешным годом за всю нашу историю – больше 2008-го, причем намного. Значит, кто-то еще остался с деньгами.
Езат Аргун: Я думаю, что для нас кризис был не самым плохим периодом. Наверное, в первую очередь за счет правильно выбранного ассортимента, который нас очень сильно поддержал. Кризис в «Группе Товарищей» был в первую очередь из-за того, что в 2009 году не хватало необходимого ассортимента. Но мы сдела-ли правильный выбор, и в 2010 году востребованный ассортимент обеспечивали в нужных объемах. Для нашей компании 2010 год гораздо лучше даже 2008-го года. Я считаю, что наш ассортимент очень подходит для преодоления кризиса.
Григорий Радзинский: Я думаю, что дело не в ассортименте. Просто, как уже говорилось, один из игроков, «ПроБюро», освободил достаточно большую долю рынка, и произошло перераспределение. Плюс у «Группы Товарищей» оказались деньги, на которые можно было купить товар. У нас такая же ситуация, в прошлом году не ожидали большого спроса – меньше купили, в этом больше купили – больше продали. У кого есть финансы, ресурсы, те в выигрыше. Конечно, у регионалов их меньше. Кредиты сейчас дают. У нас со Сбербанком кредитная история 12 лет без единого дня задержки. Они сами к нам приезжают и уговаривают взять еще. Просто нужно научиться считать деньги. Идеальный партнер – это тот, кто умеет считать деньги, свои и чужие. Зачастую покупают много, а продадут или нет, сами не знают. В этом случае, понятно, ничего не получится. Что касается перераспределения рынка, то оно будет происходить время от времени. Появится кто-то новый … Лет 5 назад никто особо не знал «РельефЦентр», а сейчас его знают все.
Алексей Платонов: За эти два года мы выросли быстрее всех – может быть, потому, что позже пришли, злее всех на рынке… Долго обсуждался вопрос, выживет ли опт, хотел бы к этому добавить: конечно, опт будет, в том или ином виде, потому что производители, особенно крупные, никогда сами не довезут свои товары до полок. Другое дело, что каждый должен спросить: а сколько игроков останется и буду ли я на этом рынке? Потому что наверняка участников будет гораздо меньше, чем сегодня. Это горькая правда. В опте два вариант – либо становиться очень большим, либо заниматься корпоративом. В кризис, когда объемы офисной продукции падали, государственные офисы переходили на тендерные закупки и начала падать цена, ряд компаний, занимающихся офисным ассортиментом, начали терять объемы. И, может быть, из-за этого в отношении бумаги на офисном рынке сложилась ситуация с фатально низкой маржой. Для чего в таком случае участвовать в тендерах? Этот рынок надо каким-то образом оздоравливать, потому что это путь в никуда.
Аркадий Костенко: Хотелось бы сказать кризису огромное спасибо. По крайней мере, основные игроки нашего рынка начали задумываться о наценках. Четыре года назад всем было абсолютно все равно, зарабатывается что либо на бумаге или нет. Вспоминается горестная осень 2008 года, когда стало страшно, и все занялись оптимизацией. К чему это привело в итоге? Для всех, кто хотел работать, то есть для всех ведущих операторов, 2009 год был самым доходным. Финансовая дисциплина 2009-10 гг. блестящая, такого не было никогда. Кризис – это время, когда можно что-то изменить. Наша компания, благодаря, возможно, тому же кризису, благодаря тем, с кем мы работали, смогла приобрести дорогую машину за 1,5 млн. евро, дополнительно сейчас устанавливаем еще одну дорогую тетрадную машину. Мы стабилизировались, мы научились считать деньги. Кризис много кому помог, поэтому кризисы должны быть.
Григорий Радзинский: Не в обиду «Рельефу» будет сказано, но одним из ценовых провокаторов по бумаге стал именно он. Это была просто демонстрация своей силы. А теперь хочется зарабатывать... Но другие игроки тоже не хотят отдавать своей доли рынка, поэтому никакого снижения цен на бумагу не ждите.
Александр Смирнов: Я хотел бы к этомудобавить, что лет 10-12 назад все ругались на «ПроБюро» за то, что эта компания «уронила» цены. А потом встречаемся мы с «ПроБюро» и слышим: «что-то все очень дешево, пора поднимать цены, пора зарабатывать». Прошло 10 лет. Так что, все повторяется… За эти несколько часов, которые мы наконец провели вместе, мы поняли одно: идеальных поставщиков не существует. С другой стороны, дистрибьюторы все идеальные, все с недвижимостью. При этом у всех дистрибьюторов кризис не кончился, потому что бюджетов нет. А у неидеальных поставщиков все в шоколаде. Загадка российского рынка… На этой оптимистической ноте, в надежде, что шоколад перейдет и на региональных дилеров, я всем вам желаю всяческих успехов и побольше прибыли. Наценивайте, господа, наценивайте!
|
- Таблицы Шульте: от тренировки летчиков-асов до...23.10.2025 1022
- Не только книги: почему мы выбираем BIC© в...23.10.2025 112
- Офлайн + онлайн: синергия, которая умножает...20.10.2025 2202
- Внезапно: шариковая ручка BIC© Cristal© —...15.10.2025 2051
- ГК "САМСОН": история успеха дилерского канала...08.10.2025 9084























