Марка LEADER
выступила с культуртрегерской миссией и
запустила проект «Русский
авангардъ» - ограниченную серию
ежедневников, обложки которой
выполнены в фактуре ткани по дизайнерским решениям так называемого «агиттекстиля»
- эскизам тканей 1920-1930х годов. Двадцать шесть произведений, оказавших значительное
влияние на мировое искусство и дизайн - супрематические композиции Малевича,
фарфор Суетина, фотографии Родченко, эскизы Экстер, конструкции Татлина и многое
другое украшают собой полноцветные вставкивнутреннего
блока. Выпущено всего шесть вариантов таких коллекционных книжек в подарочной
коробке тиражом 500 экземпляров каждый. Идеями пионеров русского авангарда до сих пор успешно
подпитываются звездные модельеры, знаменитые производители мебели, света и
обоев, однако подобной реплики рынок полиграфии
прежде не знал. Благодаря знаковым произведениям русского авангарда и передаче его новаторского духа, новый
продукт марки LEADER превращается
практически в футуристическую книгу. ДОВОЛЬНО ИЗОБРАЖАТЬ, ПОРА СТРОИТЬ В 1920-е
годы были годами смелого
эксперимента, авангард в
России набирал обороты:
геометрия, бодро взобравшись на сцену, опровергла всякую фигуративность.
Новый промдизайн постановил отрыв от стилей старого мира.
Аббревиатуры ДОБРОЛЕТ и ЛЕФ, МОССЕЛЬПРОМ и ШЕЛКОТРЕСТ продиктовали новую типографику рубленного
шрифта. Набивные ткани спортивных блуз -
новый ритм и лаконизм. Уникальные образцы «Агиттекстиля», повторенные в
обложках ежедневников LEADER, были исполнены студентами и выпускниками первого
советского художественно-промышленного вуза, Вхутемаса-Вхутеина. Текстилю в
1920-30х годах отводилась почетная роль главного оружия в борьбе за
общественные идеалы - колхозную жизнь, спорт, индустриализацию, развитие
инженерии и электрификации.Спецуниформа
для труда, одежда для коллективных обедов, костюм для докладов, праздничная
одежда для демонстраций… В Советской России всерьез обсуждался проект скатерти
для общественных столовых, с возможными комбинациями расстановки посуды,
выраженными в рисунке ткани.Все
начиналось с авангардных тканей Любови Поповой, Варвары Степановой. Переквалифицировавшись в дизайнеров новых тканей, «амазонки русского
авангарда» отдавали предпочтение геометрии, предполагавшей прорыв к свободе от
прежних стилей и ссылок на какие-либо социальные классы. Абстрактный и
беспредметный текстиль стирал историческую память, был интернациональным и
бесклассовым. В октябре 1928 г.
во Вхутеине на целый год открылась выставка «Бытовой советский текстиль». Агитационная тематика в ткани (это была
следующая после авангарда фаза разработки новых мотивов), поддержанная
Ассоциацией художников революционной России (АХРР), приобрела в 1930 г. общесоюзный размах.
В композиции активно включались серп и молот, аэропланы, дирижабли,
монорельсовые дороги, мосты, аэростаты, комбайны, тракторы и даже буденовцы
под знаменами. Материям присваивались
названия «Водный спорт», «Электрификация», «Женщина на Востоке прежде и
теперь», «Одеяло-индустриализация», «Воздушная эскадрилья», «Пионеры»,
«Турксиб», «Трасмиссия» и др. Это было первой массовой политической агитацией
на текстильных носителях, большей частью являвшейся продуктом искренности и
оптимистического настроения художников, на первых порах веривших в светлое
будущее своей страны Евгения
Гершкович, историк
искусства Явление русского авангарда было
сколь ярким, столь и коротким. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке
литературно-художественных организаций» в апреле 1932
г. официально закончило историю
художественного авангарда в советским искусстве, поставив на повестку дня
социалистический реализм. А мир до
сих пор вдохновляется художественным феноменом, оказавшим влияние на
стилеобразующие процессы ХХ века. |