ДИАНА ТИМОФЕЕВА, компания ROXY KIDS:
«Пандемия образовала новую покупательскую привычку. Просмотр товара «вживую» был заменен отзывами на маркетплейсах, появились новые ценовые механизмы, которые привлекают внимание потребителей (возможностью увеличить собственную выгоду, получая максимальную скидку) и поставщиков (возможностью получить лояльных потребителей, показать им больше деталей и информации, чем в обычной точке продаж)...»
МАРИЯ ГОЛЕНКОВА, компания INVENTIVE RETAIL GROUP:
«Рынок игрушек, к которому относится наша сеть сертифицированных магазинов LEGO, в 2021 году демонстрировал рост по отношению и к 2020-му, и к 2019-му. К осени темпы снизились, что было связано с высокой базой предыдущего года. При этом рост продаж конструкторов превышал общие показатели рынка. Бренд LEGO тоже рос быстрее всего рынка и смог добиться увеличения своей доли. Год был успешным…»
ВЛАДИМИР ГОРОДЕЦКИЙ, компания STEAM TOYS:
«Наступает время СТМ. Обычная, не эксклюзивная дистрибуция вымирает как вид. Заниматься оптовой куплей-продажей сторонних брендов становится невыгодно и бессмысленно. Поэтому мы планируем создавать и продвигать собственные торговые марки, в которых будем аккумулировать весь наш опыт работы в сегменте развивающих игрушек. Продолжают усиливаться маркетплейсы и их маркетинговые возможности. Теперь карточка товара — это новая нефть…»
ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ, компания «ЭМСИ»:
«Наша компания работает на стыке двух рынков – видеоигр и товаров для детей. Драйвером в последние годы больше был рынок видеоигр, но объемы продаж детских товаров тоже растут, хотя и меньшими темпами. Устойчивый рост обусловлен в числе прочего усилением онлайн-торговли и существенным увеличением доли маркетплейсов. Правда, в 2021-м доля продаж через эти каналы снизилась, так как крупные сети и офлайн-магазины вернули себе часть рынка…»
ЕКАТЕРИНА ВИШНЯКОВА, компания «ИВАН И ДАМИАН»:
«Наш сегмент рынка товаров для детей пострадал от пандемии, как и многие другие. Основные проблемы — это падение спроса, переход покупателей на более дешевые аналоги, желание отложить покупки на потом, нестабильность и непредсказуемость объемов розничной реализации. Серьезное влияние на спрос оказали подскочившие цены на товары других сегментов. В период серьезных перемен выживает тот, кто максимально адаптивен, гибок…»
СВЕТЛАНА ТИХОНОВА, компания «Я РАСТУ ТОЙЗ»:
«Сегодняшнее состояние сегмента развивающих и настольных игр можно оценить как стабильное. За последний год и мы, и наши коллеги убедились в том, что спрос на эту продукцию сохраняется, меняется только модель покупательского поведения: все идут за покупками в интернет. Растут цены, растет конкуренция, но вместе с этим растет качество и разнообразие представленных на рынке товаров. У рынка детских товаров есть своя особенность: не спрос рождает предложение, а скорее наоборот…»
НИКОЛАЙ МАЛЫШЕВ, компания «НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ – СТИЛЬ ЖИЗНИ»:
«Говоря о рынке детских товаров, следует отметить, что наибольшие опасения вызывает сегодняшнее состояние специализированной розничной торговли. Из-за пандемии и противоковидных мер трафик в офлайн-магазинах постоянно сокращается, а настольные игры часто нуждаются в непосредственной демонстрации покупателю. Тем не менее мы возлагаем большие надежды на развитие электронной торговли, которая сможет компенсировать падение объемов продаж в офлайне…»
ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ, компания «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА»:
«Разумеется, ситуация на рынке со временем стабилизируется, и по мере устранения дефицита даже произойдет откат цен. Только он, как обычно, не дойдет до стартовых позиций, поэтому 2022 год проявит себя общемировой инфляцией, что уже в первом квартале подстегнет рост цен в том числе и на детскую продукцию в пределах 25%. В конечном счете, когда «осядет пыль», в выигрыше останутся только производители сырья, а остальные игроки продолжат практиковаться в пятидесяти оттенках минимизации издержек...»
ДАРЮС РАКИЦКАС, компания «ВЕСТА»:
«Сегмент товаров по уходу за малышами постоянно расширяется, появляются новые игроки, а конкуренция происходит главным образом в ценовом поле. Для нас основная борьба за покупателя разворачивается на маркетплейсах, именно там на принятие решения о покупке влияют отзывы покупателей. Второй сегмент, в котором работает наша компания, — игрушки для малышей — гораздо более стабилен…»
ЮЛИЯ ЕПИФАНОВА, компания «ПЯТЫЙ ВИД МУЛЬТИМЕДИА» (бренд Ronplay Kids):
«В 2020-2021 годах не наблюдалось заметного снижения спроса на нашу продукцию (детское интерактивное оборудование для садов, школ, детских центров и для частного использования). Да, было «проседание» рынка в 2020 году в связи с пандемией и локдауном, но после его окончания спрос поднялся примерно до уровня 2019 года. Это связано с тем, что современное образование в России стремительно развивается в сторону внедрения цифровых технологий, а на оснащение детских образовательных учреждений выделяются государственные средства...»
ДАРЬЯ ЕРМАКОВА, издательство настольных игр «ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА»:
«Планируя работу на 2022 год, опасаемся только одного: цены на игры, видимо, все-таки придется повысить, хотя мы держались до последнего. А надежду вселяют новые идеи, спрос на игры и рост популярности “настолок” в России. Всё больше родителей выбирают настольные игры не только ради удовольствия и отдыха в кругу семьи, но и для закрепления полезных навыков, которые получают дети…»
ЕЛЕНА БУКРЕЕВА, компания «СПЕКТР»:
«Мы живем в непростое, но интересное время. Огромное влияние на рынок оказывает пандемия, и, как следствие, происходит спад покупательской активности и общее снижение продаж. Прошедший, 2021 год был, конечно, неоднозначным. На фоне отложенного спроса 2020 года начало 2021-го получилось насыщенным и активным. Но затем резкое повышение цен на сырье и комплектующие повлекло за собой рост цен на готовую продукцию, и во второй половине года рынок будто замер...»
ОЛЕГ СОКОЛУХИН, компания «ВЕЧНОТЫБУК»:
«В 2021 году благодаря развитию маркетплейсов и интернет-магазинов произошел значительный рост онлайн-продаж. В 2020 году многие покупатели были вынуждены получить первый опыт покупок в интернете, а в 2021 году эта тенденция усилилась. Прошлый год нельзя назвать простым, что заметно по количеству участников и посетителей отраслевых выставок. Однако это всё же лучше, чем то, что происходило в 2020-м, когда отраслевые мероприятия с марта не проводились вовсе…»
ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА, издательство «ФЕНИКС»:
«Сегмент книг для детей до 12 лет стремительно развивается, и сейчас доля продаж детских изданий в нашем объеме книжной продукции составляет 41%. Доля детских книг в общем объеме книжного рынка России — 22,2% (по данным Книжной палаты РФ). Если говорить о трендах, то активно растет направление нон-фикшен для детей и подростков. Популярны детские книги на самые разные темы: кулинария, безопасность дома и на улице, отношения в семье. Добавились и такие сложные темы, как потеря близкого, развод родителей, приемные дети...»