Новости
-
Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for..13.11.24546НравитсяВсего 4 человекa4
-
Компания «Техноэволаб» представляет бумагу Marathon Color для..31.10.24757НравитсяВсего 4 человекa4
Тюменский предприниматель рассказал, чем опасно засилье федеральных торговых сетей
| |||
В России готовятся изменения в закон «О торговле», согласно которым долю федеральных торговых сетей в региональной рознице, вероятно, поднимут с нынешних 25% на бренд до 30%. Крупные сетевики — выгодный партнер для региональных властей. Например, в Тюменской области они не только открывают магазины, но и создают логистические хабы. В 2015 году заработал логистический комплекс торговой сети «Магнит» площадью 50 тыс. кв. метров с объемом инвестиций порядка 2 млрд рублей. Готовится к открытию логистический центр торговой сети Х5 площадью 30 тыс. кв. метров, объем инвестиций порядка 1,3 млрд рублей. Но не все довольны уверенным заходом в регионы «федералов». Например, тюменский предприниматель, президент Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли Владимир Панов уверен: крупный ритейл не только убьет мелкий региональный бизнес, но и сделает хуже жизнь обычного покупателя. В последние годы в городах и селах России как грибы после дождя растут магазины федеральных торговых сетей (ФТС): «Магниты», «Пятерочки», «Красное и белое» и другие. Значительно потеснив, а чаще уничтожив местную продуктовую розницу, вооружившись современными бизнес-технологиями, торговые сети вступили в борьбу за передел рынка с локальной розницей. В ход идет все: рекламные акции, скидки, манипуляции с ценниками. Региональные власти только руками разводят: что поделаешь, у нас ведь свободная конкуренция. Мол, население довольно: цены ниже, ассортимент больше, а если и закрылись вокруг все местные магазинчики, то и поделом им, не будут цены на полках задирать. И никто не слышит слабых голосов местной розницы о том, как им выживать, если для них цена закупки товара соизмерима с ценой реализации этого же товара в сети.
| |||
Для понимания масштабов происходящего необходимо подняться выше простого сравнения цен на полках ФТС и местной розницы. Не так давно мы были свидетелями конфликта между одним взбунтовавшимся производителем — фирмой «Мортадель» и торговой сетью «Дикси». В результате конфликта стало известно о договорах, выкручивающих руки поставщикам и производителям и о невероятных «накрутках» в торговых сетях. Всевозможными уловками ФТС заставляют работать производителя на грани рентабельности, сокращая объемы выпускаемой продукции. Чтобы вписаться в закупочные цены торговых сетей, кто-то вынужден закрывать глаза на качество выпускаемой продукции. Чему удивляться, если даже крупный производитель по сравнению с ФТС с ее триллионными оборотами — как муха рядом со слоном. За неимением альтернативного канала сбыта (которым выступает несетевая розница), производитель вынужден соглашаться с кабальными условиями договоров сетей и молчать. А сети так и будут душить поставщиков и производителей, которым посчастливилось попасть к ним на полку. Поэтому по всей стране закрываются мелкие магазины, страдают мелкие производители, так как свою продукцию им выставлять больше некуда. Входной билет в торговые сети стоит дорого, да и объемы их продукции для сетей неинтересны. Сокращаются рабочие места, в стране растет безработица, нищает население. | |||
| |||
Отдельно хочу сказать о мелкой рознице, представителем которой сам являюсь. В этой сфере занято более половины всех субъектов малого бизнеса, но для наших чиновников этих людей как будто не существует. Мелкорозничная торговля — не приоритетный вид деятельности, в связи с чем он не попадает под программы господдержки малого бизнеса. Поэтому и отношение к ней в лучшем случае никакое, а чаще всего в интересах крупного ритейла идет ее планомерное уничтожение. В разгар кризиса в стране объявлена война нестационарным торговым объектам, количество которых резко сокращается. При несовершенной налоговой системе проводятся такие эксперименты, как обязательное внедрение ЕГАИС и онлайн-касс, и все это под разговоры о необходимости повысить собираемость налогов. А что собирать, если даже после сокрытия налогов большинство представителей мелкой розницы, особенно в сельской местности, еле сводит концы с концами? Случайность это или нет, но нововведения, являясь своего рода фильтром для малого бизнеса, играют на руку ФТС, расчищая им территорию для дальнейшей экспансии в регионы. Стоимость оборудования и проблемы с его эксплуатацией не дают шансов малому бизнесу удержаться на легальном рынке, поэтому бурный рост ФТС происходит не за счет сокращения себе подобных, а за счет сокращения именно этого сегмента торговли.
| |||
В свое время с развалом советской экономики, массовым закрытием предприятий многие наши граждане нашли спасение именно в торговле, сумели прокормить себя и свои семьи. Сейчас эти люди оказываются выброшенными на улицу, оставшись без средств к существованию и перспективы найти работу. Под болтовню о значимости малого бизнеса и сохранении рабочих мест добивается самая крупная его часть. Все оптимистичные разговоры о создаваемых сетями новых рабочих местах с полным соцпакетом — мягко говоря, лукавство. Возможно, кому-то и найдется место в магазинах «пришельцев»: как правило, низкоквалифицированным рабочим. Но с появлением одного «федерала» вокруг прекратят свое существование с десяток мелких магазинчиков, а следом за ними и мелких товаропроизводителей. Возможно, кто-то спросит: «А где же наше государство, которое видит все и знает?» Действительно, семь лет назад принят закон «О торговле», ограничивающий присутствие одного бренда на региональном рынке долей в 25%. Цифра взята без какого-либо экономического обоснования, и она позволяет четырем крупным игрокам без труда поделить весь рынок. Но аппетиты крупного ритейла растут, и вот уже очередные наши «защитники» — Торгово-промышленная палата совместно с Минпромторгом — предлагают увеличить порог до 30%. При этом уже сейчас во многих регионах федеральные торговые сети занимают до 70% рынка. Но ведь были когда-то, в том числе и в нашей истории, примеры регулирования рынка в интересах местного бизнеса. В дореволюционной России существовали купеческие гильдии, и любой «пришелец», заходящий на территорию, должен был предварительно согласовать свой бизнес не с губернатором или чиновниками, которых можно купить, а с местными предпринимателями. Кто-то возразит: последними изменениями в закон «О торговле» были введены минимальные нормативы площадей для разных торговых форматов. Но это больше похоже на лукавство: как можно, не создав условий для развития малых форм торговли, директивно увеличить их количество? Для справки: доля торговли в ВВП значительно превышает долю добычи углеводородов и всех полезных ископаемых вместе взятых, а также долю промышленного производства и многих других сфер деятельности, уступая только операциям с недвижимостью. Это совсем неплохой «пирожок», за который и борется сетевой ритейл.
| |||
| |||
В ожидании новых изменений в законе «О торговле» некоторые производители живут надеждой попасть на полку в сеть на более выгодных для себя условиях. Возможно, так оно и будет: на какое-то время кому-то и повезет, но кто может запретить монополисту выбирать производителя и ассортимент продукции? Имея невероятную концентрацию капитала, ФТС в недалеком будущем без труда купят этих производителей или заменят их собственным производством, что, в сущности, уже происходит сейчас. Пока мы, обвиняя во всех грехах мелкую розницу, вместо создания условий для ее развития как альтернативного канала сбыта продукции для местных производителей, наблюдаем за ее гибелью, ФТС под аплодисменты чиновников по-хозяйски осваивают наши территории, строят логистические центры, заходят в каждый двор. Еще пару лет, и восстанавливать уже будет нечего. Разрушить ума много не надо, создать – намного сложнее. | |||
Учитывая, что ФТС могут успешно дробиться и переименовываться, единственным решением, способным повлиять на рост их экспансии, было бы ограничить их общую долю присутствия в муниципальных образованиях до 40 или 50%. Именно в муниципалитетах, а не в регионах, иначе местная розница сохранится только на окраинах. Также необходимо запретить сетям строить и арендовать новые торговые площади при превышении этой доли. Это решение сохранит местную розницу и местных производителей, рабочие места и стабильность в нашем обществе. При отсутствии каких-либо ограничений ФТС без труда займут весь рынок, значительно сократится местная розница и число местных товаропроизводителей. Некоторые сохранят свои производства, сократив ассортимент продукции, но в перспективе сети заменят их на собственное, в регионах вырастет безработица и еще сильнее упадет уровень жизни населения. При полной монополии цены на товары в сетях вырастут: нет смысла конкурировать, когда рынок поделен. Несколько крупных игроков легко договорятся между собой, а население получит рост цен при падении качества товара. | |||
Автор: координатор Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров по Тюменской области Владимир Панов. Источник: Znak
|
29 июля 2017 08:10 bumbel.ru |
| Другие материалы в разделе Новости компании
|
Предыдущий материал Промышленный маркер PER-2707 от LinePlus | Следующий материал Совместный Арт-терапевтический тренинг для педагогов Томска от ТМ Mazari и сети «Отличник». |