- Юнландик побывал на шахматном фестивале в Бресте21.11.2024 38НравитсяВсего 2 человекa2
- Представляем первую часть участников 32-й...18.11.2024 386НравитсяВсего 2 человекa2
Вячеслав Шабакин: «Консолидация рынка в ближайшие три года неизбежна»
| ||
Так уж повелось, топ-менеджеры, как действующие, так и бывшие, не могут рассказать всё, о чём думают и знают. Причин может быть много — корпоративные правила работодателя, возможная обида конкурентов, раскрытие наполеоновских планов и так далее. Сегодня мы попробуем нарушить традицию и узнать независимую точку зрения по злободневным вопросам от экс-директора по маркетингу группы компаний Erich Krause (EK) Вячеслава Шабакина. Беседовал Олег Сафронов.Как вам удалось хранить молчание так долго — не многие на рынке знали, что у Erich Krause есть новый директор по маркетингу?Олег, спасибо за приглашение в главное отраслевое издание. Действительно, по ряду причин, я не имел публичных выступлений. Первый и единственный мой официальный «выход в свет» состоялся лишь спустя три года работы на конференции нашего эксклюзивного дистрибутора в России. Как вы оцениваете перспективы канцелярского рынка в ближайшие 3 года?Очевидно, что фон на рынке — негативный, он связан со снижением покупательной способности, которая в свою очередь, снижает ротацию товаров и средний чек. Так как канцтовары не относятся к товарам повседневного использования в домохозяйствах, и их всё чаще покупают исключительно при возникновении необходимости. Основными источниками формирования потребности в канцтоварах продолжают оставаться офисы и учебные заведения. Но отказ от бумажного документооборота, использование аудио и видеоматериалов для обучения тут также отрицательно влияют на продажи. Еще более сложной является ситуация с товарами для творчества: рынок перенасыщен однотипным товаром и клонированными линейками практически от каждого игрока. Добавляет интересной информации к размышлению статистка «Яндекcа», по данным которой, суммарные поисковые запросы со словами «лизун» и «слайм» во втором полугодии 2018 года превзошли суммарные запросы по всем традиционным товарам для творчества вместе взятым (пластилин, акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры). К сожалению, это и есть актуальная потребность наших детей на текущий момент. Сегодняшнее поколение, помимо изготовления пресловутых лизунов, живёт и творит в интернете в своих экосистемах по интересам. Ну и в конце один из ключевых факторов влияющий на рынок — это, конечно, федеральные сети, увлекшиеся собственными частными марками, тем самым создавая локальные параллельные рынки, которые тоже негативно влияют на рынок в целом. Теперь о позитиве. Рынок движется к окончательному обелению, которое наконец, создаст условия для честной конкуренции брендов, товаров и предоставляемых услуг. В плане доходности канцелярский рынок все ещё остается привлекательным для бизнеса по всей цепочке товародвижения. Я вижу возможность для развития розницы. При сбалансированном ликвидном ассортименте и хорошей локализации, розничные проекты будут весьма успешны. К примеру, в Москве наблюдается явная нехватка специализированных магазинов. Развитие продаж через интернет — это очевидный тренд. Канцтовары прекрасно подходят для продаж через интернет, а учитывая их многообразие, можно с уверенностью сказать, что только интернет площадки способны предоставить полную информацию о товаре, максимальную широту ассортимента и сделать покупки удобными для покупателей. Ну и главное, на мой взгляд — рынок в ближайшие три года ждет ускорение консолидационных процессов. Это объективная реальность и не надо бояться терминов «слияние и поглощение», это всего лишь инструментарий для повышения эффективности бизнеса и его устойчивости, который используется практически на всех высокоразвитых рынках. Российский же канцелярский рынок, из-за своей специфики и отсутствия глобальных иностранных игроков, несколько отстает в этом вопросе. Но процессы, как мы видим по результатам 2018, уже идут. Технологии, сервис, цена. Что, на ваш взгляд, важнее для успеха?На рынке с высоким уровнем конкуренции все факторы работают в совокупности. Нельзя иметь хороший товар по привлекательной цене, но с плохой логистикой. Специфика российского канцелярского рынка такова, что большинство крупных игроков начали создавать свой бизнес более 20 лет назад, а это была другая страна, другие технологии и другой рынок. Сейчас, используя все блага прогресса (например, e-commerce, аутсорсинговые call-центры, fulfillment-сервисы, тотальная уберизация логистики и другие) можно с наименьшими затратами с нуля выстроить эффективную бизнес модель. А вот какую модель выбрать, тут уж зависит от желания и главное возможностей игрока. На данный момент, наиболее перспективная — это гибридная модель online и offline каналов, так называемая омниканальная модель бизнеса с единой маркетинговой, ассортиментной и ценовой политикой, предусматривающая наличие собственной розницы и портфеля сильных брендов. Отмечу, что речь идет не о собственном портфеле контрактных брендов и СТМ, а вообще о ликвидных топ-брендах, имеющих репутацию на рынке и делающих максимальные продажи. Вообще, задумываясь о начале работы с СТМ, особенно в эконом-сегменте, нужно семь раз отмерить и один отрезать, учитывая отвлечения денежных и трудовых ресурсов, оборачиваемости, рентабельности и валютных рисков. Безусловно, необходимо вкладываться в репутацию и брендинг, во всех его проявлениях от личности владельца, корпоративного бренда, HR-бренда, бренда товара до качества сервиса. И лучше, чтобы это был единый бренд, потому что вкладывать в продвижение придется меньше и коммуникации будут эффективней. Не секрет, что лояльные клиенты — основа долгосрочного успеха в бизнесе. Какова ваша оценка роли рекламы в продвижении канцтоваров? И текущее положение дел с этим делом в канцелярской отрасли?Сформировать осведомленность о бренде и ключевых свойствах товара без комплексной рекламы на массовом рынке практически невозможно, говоря о массовом я и имею ввиду аудиторию в десятки миллионов человек. При этом должно быть четкое понимание, кто она — ваша целевая аудитория. Если говорить о комплексном подходе, то следует использовать сочетание традиционной и digital рекламы, или как сейчас говорят — «old school» и «performance» маркетинг. Правда, если у вас нет ресурса в интернете, на который необходимо генерировать трафик, конвертирующийся в продажи, то для начала нужно позаботиться о его создании. Реклама в интернете должна быть больше нацелена на продажи. При должной системе аналитики и маркировки коммуникаций в интернете можно оценить экономику различного инструментария performance-маркетинга и выбрать для себя наиболее эффективный. За другие компании не могу сказать, а вот если говорить о самом процессе, то товар и бренд должен быть готовы к тому, чтобы его рекламировать: иметь конкурентные преимущества, иметь ключевую коммуникацию, ну и самое главное минимально-достаточный уровень дистрибуции и складских запасов. За 3,5 года, из заметных, могу отметить относительно масштабную рекламную кампанию пластиковых карандашей от BIC. Возможно кто-то из игроков в ближайшее время выйдет с масштабной активностью. Конкурентный рынок должен иметь минимум 2-3 значимых брендов, для этого есть все возможности, особенно на падающем рынке. Конкуренция. Что допустимо, а что нет в конкурентной борьбе?Конкурентная борьба на рынке — это прекрасно. Идеально, когда товар со схожими характеристиками и ценовым позиционированием от двух и более брендов стоит на полке магазина по одной цене в одном месте, вот тогда потребитель голосует за бренд. В жизни встретить такую ситуацию практически невозможно. Все средства, разрешенные законом о рекламе, хороши в борьбе. Особенно важны результаты объективных исследований, полученные из авторитетных независимых источников, а не из мимикрирующих под оные коммерческие структуры. А вот опускаться до коррупции и клеветы, считаю дном конкуренции и бизнеса. Что получилось за три с половиной года работы в ЕК?«Что удалось сделать» — тема отдельной лекции, а к фундаментальным вещам могу отнести две. Первое — это перезапуск бренда ErichKrause, для формирования устойчивой связи с категорией канцтоваров и пересмотр целевой аудитории. Это необходимость возникла по итогам исследований, в которых выяснилось, что при упоминании ErichKrause потребители вспоминали телевизионную программу «Своя игра». За много лет спонсорства этой программы два бренда сформировали устойчивую связь, также аудитория этой программы значительно убавилась и повзрослела, достигнув группы 55+. В результате базовой рекламной кампании, формирующей связь бренда с категорией и показывающей целевую аудиторию, спонтанное знание бренда в канцтоварах выросло за 2 года на 50%. На этом фундаменте мы уже начали выстраивать коммуникации категорийных хитов, первым из которых стал клей-карандаш. Второе, не менее важное — это создание и запуск мультифункционального сайта и интернет-магазина с платформами b2b, b2с, b2g, что позволило сместить фокус рекламной активности в интернет, где присутствует большая часть целевой аудитории, и конвертировать рекламные контакты в продажи. Для этого заново создавался классификатор продукции с учётом российского и мирового отраслевого опыта, и статистики запросов потребителей. Также проведена классификация названий и описание всех характеристик каждого из 3500 артикулов, которые остались после сокращения ассортимента вдвое. Всё это позволило сделать SEO и usability интернет-магазина максимально эффективными. Скажу больше, данная фундаментальная работа уже сейчас позволяет настроить голосовой поиск на сайте с помощью Алисы от «Яндекса». Кто бы мог подумать несколько лет назад, что канцелярские товары для школы возможно покупать вместе с детьми, сидя на диване перед своим Smart-TV с большим изогнутым экраном, не тратя время, мотаясь по магазинам в преддверии 1 сентября. Ваше отношение к корпоративной культуре и тимбилдингу?Корпоративная культура — это важная часть HR-бренда компании. Другая её часть — это люди, профессионалы и единомышленники. Без здорового климата в компании и прозрачных вкладов каждого сотрудника в общее дело сложно выстроить успешный бизнес. |
Действующие лица
| Другие материалы в разделе Актуальный разговор с компанией
|
#Erich Krause, #KANZOBOZ.LIFE, #Вячеслав Шабакин, #Офис Премьер
-
Из Дубая с любовью. Итоги выставки Paperworld Middle East 202415.11.24469НравитсяВсего 2 человекaСуперВсего 1 человек3
-
«Большая сцена» для безграничного таланта: творческий фестиваль..14.11.24495СуперВсего 1 человек1
-
ErichKrause теперь на RuTube11.11.24459НравитсяВсего 1 человек1
Новости
-
Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for..13.11.24521НравитсяВсего 4 человекa4
-
Компания «Техноэволаб» представляет бумагу Marathon Color для..31.10.24732НравитсяВсего 4 человекa4
Статьи
-
Всё по плану: мир бумажно-беловой продукции без революционных..21.03.243351НравитсяВсего 3 человекa3
Другие материалы компании КанцОбоз.ру (KanzOboz.ru)
-
Сергей Иванов (GfK RUS): «На канцелярском рынке продолжается..17.03.221410НравитсяВсего 3 человекa3
Топ 5 фото за месяц
АРТ-ПОПЛАВОК | День 1 | Демо- и мастер-классы77-ой ОПТимист...Фотоотчет об открытии 94-го ОПТимиста в городе Губкин Белгородской области13 февраля состоялась конференция в рамках выставки канцелярских и офисных товаров Скрепка Экспо25 - полет нормальный! (День рождения Акварели)Топ-фото за предыдущий месяц
Конференция INFORMAT.Новости
От сотрудников компании INFORMAT приносим свои соболезнования в связи с уходом из жизни...Новости
сколько креатива в названии БиБосс?Новости
Очень печально и страшно.Уходит поколение..Женька никогда ни перед кем не прогибапся..Таких...Новости
Мой первый работодатель -2003-2005 гг. Акварель в сердце навсегда?.Хороший был человек! Очень...Новости
Царствие небесное, очень жаль. Хороший Человек, с Большой буквы. Очень очень жаль. Скорбим вместе...
- ООО "Золотой переплет"г. Нефтеюганск77710.04.2024
- ИП Гармаш Анастасия Владимировнаг. Таганрог1039617.10.2023
- ООО "Парта плюс" г. Тверь 1805416.12.2022
- ООО "БИРЮЗА +"г. Красноярск2559716.03.2022
- ООО "Актуариус" (ООО "Профи-М", ИП Назарова Е.Т.)г. Ставрополь3514716.03.2021
- Представляем вторую часть участников 32-й...21.11.2024 72
- Представляем первую часть участников 32-й...18.11.2024 386НравитсяВсего 2 человекa2
- Некролог. Умер Генеральный директор сети...16.11.2024 2616 10НравитсяВсего 2 человекaСочувствуюВсего 3 человекa5
- Время актуальных решений: «Скрепка Экспо» в новом...14.11.2024 834НравитсяВсего 1 человекСуперВсего 2 человекa3
- Регистрация посетителей Скрепка Экспо 2025...14.11.2024 616НравитсяВсего 1 человек1