В этой статье я хочу рассказать, как была организована торговля канцелярскими товарами в СССР к началу 60-х. Текст представляет собой выдержки из различных разделов «Товарного Словаря» тех лет и ряда других нормативно-технических документов, приведённых здесь: http://www.mintorgmuseum.ru/ и соединённых мной в единый рассказ о специфике советской канцелярской торговли. Терминология оставлена оригинальная, как и сам текст, но повторяю, что он скроен из разных разделов первоисточника, а потому небольшие правки для лучшей читабельности я всё же внёс. Думаю, что для профессионалов отрасли всё это будет, как минимум, любопытно. Оказывается, оптовая торговля существовала и в СССР, только организована была по-другому. И мерчандайзинг существовал и рекомендации по хранению канцтоваров и маркетинг (это называлось изучением спроса) и продвижение (просто - реклама). |
|
Итак: |
Оптовая торговля осуществлялась культторгами министерств торговли союзных республик и их базами для городской торговой сети, а также базами Главкоопкультторга Центросоюза и потребсоюзов — для сельской. Розничная торговля производилась: в городах — в специализированных магазинах культтоваров, магазинах по торговле канцбумтоварами, в секциях универсальных магазинов и в книготорговой сети; в сельских местностях — в селькультмагах, раймагах и других магазинах потребительской кооперации. Для улучшения обслуживания покупателей в крупных городах практиковалась узкая специализация розничных магазинов, в которых концентрировались товары, рассчитанные на потребности определённых категорий потребителей. Так, например, имелись магазины для продажи товаров для художников и чертёжников («Всё для художника и чертёжника»), в которых был сосредоточен наиболее полный ассортимент принадлежностей для рисования и черчения, краски всех видов, бумага соответствующих сортов, альбомы, чертёжные столы, линейки и угольники разные и пр.; магазины школьных принадлежностей с полным ассортиментом товаров, необходимых школьникам (тетради всех разлиновок и видов, перья и карандаши школьные разных видов, ручки, чернильницы и др.); магазины авторучек, торгующие полным ассортиментом авторучек и принадлежностей к ним в виде запасных частей, перьев, чернил для авторучек и т. д.; магазины по продаже пишущих машинок и связанных с ними товаров (ленты, резинки, бумага писчая, копировальная, для множительных аппаратов) и др.
Важнейшее значение для розничной торговли школьно-письменными и канцелярскими товарами имели квалифицированная приёмка изделий, изучение спроса, раскладка, показ и хранение товаров. Приёмка товаров производилась по количеству и по качеству. Она должна была обеспечить поступление в продажу только товаров установленного качества, соответствующим образом маркированных. Весь поступающий товар должен был сверяться с утверждёнными образцами, а при отсутствии последних — с требованиями к качеству, предусмотренными действующими ТУ и ГОСТ.
Изучение спроса имело особое значение в виду значительных сезонных колебаний спроса на школьно-письменные и канцелярские товары. Вовремя отпусков и летних каникул резко повышался спрос на конверты и почтовые наборы, альбомы для фотографий и открытых писем и т. п.; в конце календарного года и начале нового значительно повышался спрос на конторские книги, всякого рода учётные бланки и пр. Особо важное значение имела своевременная и полная подготовка сезонных накоплений школьных товаров к началу учебного года. Начинать накопление необходимо было с наступлением летних каникул в школах. Для школьных тетрадей, карандашей, перьев, резинок стиральных, ранцев, пеналов, ученических сумок и др. устанавливались нормы сезонного накопления по отдельным районам и городам, за выполнением которых необходимо было тщательно следить в каждом торговом предприятии. В интересах лучшего изучения спроса магазинам рекомендовалось устанавливать тесную связь со школами и другими учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности. В первую очередь магазин должен был знать численность учащихся обслуживаемых им школ с разбивкой по классам, программу занятий и отдельные детали прохождения различных предметов, например, будут ли введены работы по лепке в младших классах, какие намечаются чертёжные и рисовальные работы и т. д. Более подробно нужно было знакомиться с предстоящими занятиями в средних и высших учебных заведениях.
Наиболее тесная связь со школами осуществлялась тогда, когда магазин торговал в школе через специально оборудованный киоск. Иногда этот киоск постоянно действовал, иногда же в нём временно работал продавец от магазина. К товарам, продаваемым в школах, в первую очередь относились тетради, по количеству и разлиновкам отвечающие потребностям обслуживаемых школьников. Обычно киосочная торговля в школах производилась в книжных киосках, продающих учебники и учебные пособия наряду со школьными и письменными принадлежностями.
В начале шестидесятых годов очень важны были прогрессивные методы торговли школьно-письменными и канцелярскими товарами. К ним относились открытая выкладка товаров, когда товары были выложены на прилавках в отдельных гнёздах (кассетах), из которых покупатель свободно без помощи продавца отбирал требующиеся ему изделия, по окончании отбора передавал их продавцу для подсчёта и оплаты; продажа по образцам, когда покупатель знакомился с выставленными образцами, отрывал прикреплённые под каждым из них ярлыки, которые передавал продавцу для отбора товаров и расчёта; продажа через автоматы — тетрадей и карандашей.
|
|
Раскладка и показ товаров. |
Для показа товаров использовались шкафы и застеклённые витрины. На нижних полках шкафов укладывали более тяжёлые товары (бумага, сургуч, чернильные приборы, флаконы с жидкостями); на верхних — бумажно-картонные товары, карандаши, ручки, счёты и т. д. Товары помещали в шкаф обычно в оригинальной упаковке, оставляя 1—2 экземпляра без упаковки. На прилавке устанавливали горизонтальные застеклённые витрины, в которых размещали мелкие товары: карандаши, ручки, перья, записные книжки и т. п. Кроме того, для хранения и показа листовых бумаг на одном из концов прилавка устанавливался деревянный стеллаж с несколькими (3—4) полками площадью каждая 80 см х 110 см. На этих полках укладывались бумаги, продаваемые листами (чертёжная, рисовальная, настольная, разных цветов, шагреневая, глянцевая и др.). На каждой полке размещается бумага одного вида, размера и сорта. Иногда стеллажи были застеклены и имели подвижные дверцы. Для показа товара использовались также наружные витрины. Они должны были быть красиво оформлены и давать покупателю представление об имеющемся в продаже ассортименте това¬ров. Следовало избегать постоянного воздействия на выставленные в витринах товары солнечных лучей, от которых товар портится (выгорает, коробится и т. д.). Рекомендуемые размеры торговых помещений, шкафов и прилавков: площадь торгового зала 14—15 м² на одно рабочее место, подсобного помещения 6 м²; размер» шкафов (в м) — длиной 2, высотой 2,2, шириной 0,6; прилавков — шириной 0,7; проход между ними 0,9. Хранение товаров. При неправильном хранении большая часть школьно-письменных и канцелярских товаров утрачивали свои свойства и портится: в сырых помещениях карандаши, деревянные угольники (составные), логарифмические линейки, конверты — расклеивались; металлические изделия ржавели; бумажно-картонные — коробились и иногда покрывались пятнами от проступающего клея. При высокой температуре высыхала копировальная бумага, восковка, штемпельные подушки, ленты для пишущих машин, а карандаши и деревянные изделия деформировались, растрескиваются и иногда даже распадались. При низкой температуре чернила жидкие, клей, тушь и жидкие краски замерзали и теряли свои свойства. Во избежание порчи товаров торговые и складские помещения должны были быть сухими, хорошо отапливаться, проветриваться, иметь равномерную температуру в 18—20° и относительную влажность воздуха в 60—65%. Принятый товар должен был быть разложен на полках, стеллажах и в шкафах. При хранении товара в штабелях нужно было применять решётчатые подкладки из подтоварника или досок, покрытые 1—2 листами обёрточной бумаги. Мелкие и ценные изделия рекомендовалось хранить в шкафах. Для хранения особо ценных товаров (готовальни, арифмометры, логарифмические линейки, дорогие авторучки) рекомендовалось в подсобном помещении оборудовать небольшую изолированную кладовую или отдельный хорошо закрывающийся шкаф. Для удобства покупателей рекомендовалось в магазинах оборудовать уголки для заправки покупателями авторучек чернилами. Там же должна была быть и вода для промывки ручек и чернила трёх цветов.
|
|
Правила выкладки (общие): |
Выкладка товаров - способ размещения товаров в торговых предприятиях на рабочем месте в зависимости от форм и свойств товара, например, по видам изделий, артикулам, размерам и т.д. От того, насколько умело произведены размещение и выкладка товаров на рабочем месте, во многом зависит быстрота и качество работы продавцов, качество обслуживания покупателей. В каждом отдельном случае система размещения товаров зависит от сложности ассортиментной группы: чем сложнее ассортимент товарной группы, чем больше признаков отличает один товар от другого, тем сложнее и размещение товара.
Существовали следующие основные системы размещения товаров на рабочем месте. Товар размещается:
1) сначала по роду, а затем по видам изделий, фасонам, размерам и расцветкам (так, например, размещаются такие товары, как спортивные костюмы, трикотаж);
2) по материалу, из которого выработан товар, затем по видам товара (например, игрушки: деревянные, металлические, мягконабивные и т.п.);
3) по возрастному признаку, затем по тематическим группам, видам товара, размерам, сортам (например, игрушки для детей грудного возраста, для возраста от 1 до 3 лет, от 3 до 5 лет и т.д.; игрушки для детей дошкольного и школьного возраста размещают по тематическим группам - транспортная игрушка, военизированная игрушка, бытовая и другие; затем по видам - тракторы и автобусы и т.п. и, наконец, по размерам и сортам);
4) по содержанию, а внутри уже по наименованиям и стоимости (например, грампластинки можно разместить так: пение, симфоническая музыка, лёгкая музыка, танцы и пр.);
5) по назначению, затем по видам изделий, материалу, размерам (товары в секциях "Всё для школьников" и "Всё для художника");
6) по фирменным маркам, фасонам, материалу, сортам (например, авторучки выпуска ленинградских, московских фабрик).
Однако правильного размещения товаров ещё недостаточно для хорошего обслуживания потребителя. Для этого необходимо ещё правильно выложить товары на полках.
Общие правила выкладки товаров на полках в основном сводились к следующему:
1) товар должен размещаться так, чтобы каждый предмет был отчётливо виден;
2) новые товары выставляются на самых видных местах;
3) полки не должны перегружаться товарами, т.к. это затрудняет правильную раскладку. Однако, ограничение количества выставленных на рабочем месте товаров 1-2 предметами каждого вида также не должно допускаться, т.к. у покупателя может создаться впечатление, что товар распродан и остались худшие экземпляры;
4) товар в шкафах и витринах следует выставлять таким образом, чтобы можно было легко достать любой предмет;
5) товар массового, частого спроса необходимо выкладывать всегда на одном и том же постоянном месте, чтобы продавцы легко могли запомнить из размещение:
6) товары нужно раскладывать красиво, для чего их подбирают по размеру, цвету, форме и т.д.;
7) необходимо избегать выкладки товаров различного вида один на другой, даже если это делается в определённом порядке, т.к. это вызывает неудобства;
8) товары на полках следует по возможности укладывать рядом и стопками. равными количествами предметов в ряду или стопке (по 5 пачек в стопке, по 5 коробок в одном ряду и т.д.); это значительно упрощает подсчёт товара;
9) при размещении вновь прибывших товаров товары того же артикула, полученные ранее, выдвигаются вперёд или кладутся поверх вновь полученных;
10) для удобства пользования, а также для предохранения от порчи товары не должны выкладываться в большом количестве один на другой, а стопки на полках не должны быть высокими;
11) чтобы товар был лучше виден покупателям и имел более привлекательный вид, его надо выкладывать этикеткой или рисунком к покупателю;
12) при выкладке товара на полках должна соблюдаться известная симметричность и ритмичность; симметричной называется такая выкладка, при которой товар укладывается в обе стороны от середины в однородном порядке, а ритмичной - такая, при которой одни и те же предметы повторяются через определённый промежуток или же, когда предметы расставлены в убывающем или возрастающем порядке;
13) на всех выставленных образцах товаров или на одном из товаров однородной группы обязательно прикрепляются этикетки или ярлычки установленной формы с ценами.
Товары частого спроса следует всегда размещать и выкладывать в непосредственной близости от продавцов, для этого они размещаются на первой полке шкафа и частично на второй. Нижняя часть шкафа, а также прилавка используется для размещения рабочих запасов товара. Верхние полки шкафа обычно используются для декоративной выкладки товаров
|
|
Реклама в СССР конца 50-х, начала 60-х. |
Реклама торговая (франц. reclame, от лат. reclamo — выкрикиваю) — система разнообразных мероприятий, направляемых на популяризацию товаров с целью их продажи. Реклама знакомит потребителей с качеством, особенностями и местом продажи товаров, разъясняет способы потребления товаров. Товароведение, знание потребительских свойств товаров широкого потребления нужно не только работникам торговли, оно в какой-то мере, безусловно, необходимо всему населению, т.к. каждый покупатель хочет знать сведения о товарах, которые он покупает, которые для него предназначены.
В СССР считалось, что громадный аппарат капиталистической рекламы все затрачиваемые им многомиллиардные средства на рекламу направляет на то, чтобы сбыть товар, не сказав о товаре всей правды потребителю. Как оказалось это в какой-то мере соответствовало истине. Но то, что стали делать в рекламе в постсоветских государствах не идёт ни в какое сравнение с капиталистическими странами. Также считалось, что в странах социализма представление населению правдивых сведений о потребительских свойствах товаров вытекает из самой природы социалистического государства. Отсюда необходимо широкое развитие советской торговой рекламы, без которой нет настоящей советской торговли. При этом не следует забывать, что то, что считалось советской торговой рекламой, в большей степени было не рекламой товара или услуг, а информацией об их наличии без учёта какой бы то ни было конкуренции, что в корне изменило бы рекламу. Но этот момент снова отнесём к современности и будем рассматривать рекламу в СССР с позиций того времени и применительно к тому времени, но, иной раз, с некоторыми упоминаниями современного положения в рекламной отрасли.
Реклама торговая по видам и способам разделялась на рекламу: витринно-выставочную (витрины магазинные и уличные); кинодиапозитивную (диапозитивы, кинофильмы); печатную (вкладыши, журналы, заметки, календари, каталоги, листовки, меню, объявления, открытки, памятки, переводные картинки, письма, плакаты печатные и сборные, проспекты, сборные рекламные листы, упаковочный материал); плакатно-графическую (вывески, объявления, панно, плакаты живописные, прейскуранты, роспись автотранспорта, стенды, таблички, указатели, щиты); радиорекламу (магнитофильмы, радио- и телевизионные передачи); световую (газосветная и электрическая); устную рекламу работников магазина; прочие виды рекламы (альбомы и фотореклама, а также массовые мероприятия — балы-конкурсы, демонстрационные залы).
|
Витринно-выставочная реклама
Витрины магазинные.
|
Витрины уличные служили для выставки и показа товаров в местах общественного пользования. Устанавливаются на специальных подставках или подвешиваются к стенам. Представляют собой небольшие застекленные шкафы с открывающейся дверцей. В вечернее время должны ярко освещаться. Главная цель витрины — реклама самого торгового предприятия. Количество выставленных товаров должно быть минимальным. Основное место занимает рекламный текст магазина и его адрес, где можно купить рекламируемые товары. Следует обратить внимание, что данный вид рекламы использовался и используется не очень широко.
|
Кинодиапозитивная реклама |
Диапозитивы рекламные использовались для проекций объявлений на экранах витрин магазинов и улиц. Наиболее эффективными считались проекционные аппараты, автоматически демонстрирующие 30—60 кадров двухцветных или многоцветных диапозитивов. Кинофильмы рекламные предназначались для демонстрации в кинотеатрах, для передачи по телевидению или показа в просмотровых залах магазинов. Особенно целесообразно рекламирование товаров, пользование которыми требует пояснения. Продолжительность демонстрирования каждого фильма не должна была превышать 3 - 5 минут. |
Печатная реклама |
Вкладыши рекламные выпускались многокрасочными (6—8 ярких красок), изготовляемыми способом офсет, литографии и многокрасочной глубокой печати. Лицевая сторона содержала обычно художественное оформление, обратная сторона — рекламный текст.
Журналы рекламные — периодические рекламные издания, рассчитанные на систематическое ознакомление с новыми видами товаров широких слоев населения. По каждому виду товаров давалось подробное описание и основные технические показатели и советы по рациональному использованию товара.
Заметка (репортаж) рекламная — небольшие (10—15 строчек) сообщения в газетах, извещающие об открытии магазинов, выставок, поступивших товарах и т. д. Рекламные заметки помещались несколько раз подряд с известными интервалами в различных вариантах (например, перед открытием выставки, в первые дни после открытия и т.д.).
Календари рекламные являлись одним из долгодействующих видов рекламы. Обычно издавались в виде портативных небольших открыток или в виде календарей-декадников и ежемесячников, на отрывном листке или на обратной стороне которых помещается рекламный текст, а также в виде календарей-бюваров, в которых календарь совмещен с блокнотом.
Каталог — перечень и описание товаров, расположенных в определенном алфавитном или другом порядке, облегчающий их нахождение. Наряду с наименованием товара указаны размеры, вес, артикул и цена. Текст может дополняться иллюстрациями; может содержать такие иллюстрации, которые дополняются короткими справочными сведениями.
Листовки рекламные могли раздаваться покупателям или рассылаться по почте, а также вкладываться в газеты и журналы, доставляемые подписчикам на дом. По оформлению и содержанию такие же, как плакаты, отличаются меньшим размером (например, 8 х 11 см, 11 х 16 см или 13 х 20 см). Вспоминая сегодняшний день нельзя не ужаснуться огромному объёму бессмысленной рекламы в почтовых ящиках и неграм, сующим в руки рекламные листки у метро!
Меню рекламные выпускались ресторанами. Этот вид рекламы остался без изменений с советских времён, но он всё же не смог достичь уровня меню царской России, где меню – произведение искусства. В меню, на ярких обложках могли изображаться достопримечательности города, карта города или маршрут, показывающий как легче всего попасть в данный ресторан. Внутри обложки рекламный текст или меню и пр.
Объявления рекламные в газетах и журналах должны были быть набраны броскими, отличающимися от других объявлений шрифтами. В объявления целесообразно включать какой-либо рисунок или фотографию. Метод составления объявлений разнообразный. Большую роль при рекламировании товара имело художественное оформление объявлений. Изображения могли иметь сюжетный характер. Важное значение имело умелое сочетание товаров, расположенных на рисунке. Конечно, рисунок в объявлении должен привлечь внимание к рекламе. Большую эффективность в рекламе имеют цветные объявления, помещаемые в иллюстрированных журналах.
Открытки рекламные изготавливались в виде почтовых открыток обычного формата. На открытке помещался рекламный текст, рисунок (черно-белый или цветной) рекламируемого товара или торгового предприятия, другая сторона остается для адреса, почтовой марки.
Памятки — вкладыши типа рекламных проспектов, в которых наряду с рекламой товаров торговых предприятий содержались советы, полезные потребителям, например, как стирать шелковые изделия или выводить пятна, как удлинить сроки носки обуви или хранить и обращаться с мехами и т.д.
Переводные картинки содержали в основном детскую, тематику и рекламируют продукты питания, полезные детям, изображали на них помимо продуктов питания картинки детской тематики (фигурки зверей, игрушек) и торговую марку магазина. Сегодня переводные картинки редко встречаются, т.к. новые технологии ввели в употребление «наклейки».
Письма рекламные содержат описание товаров и возможности их приобретения. Мог прилагаться бланк ответного письма-заказа.
Плакат сборный составлялся из различных объявлений, мог быть с иллюстрациями или без них. Расклеивался на афишных досках рядом с другими афишами. Рекламный материал, помещаемый в сборном плакате, мог быть увязан тематически (например, радиотовары и магазины, ими торгующие, объявления о расширенной продаже, об открытии выставок-продаж, продажа к весенне-летнему сезону и т. д.) или рекламировать отдельные торговые предприятия и т.д. Плакаты печатные для расклейки выпускались различных размеров и форматов. Наиболее распространены были размеры 40 х 28 см и 59 х 40 см. Небольшие плакаты развешивались в трамваях, автобусах, троллейбусах, пригородных поездах и т. п. Плакаты, используемые на транспорте, могли быть более подробными. Наибольшее воздействие оказывают плакаты, в которых совместно с рекламой товаров рассказывали о их назначении, условиях применения и пр. Рисунок в значительной мере должен сделать описание более понятным, доходчивым. Заголовки плакатов должны были быть броскими, короткими.
Проспекты — рекламные брошюры с описанием товаров и условий их применения, позволяли помещать большое количество текста и иллюстраций. Текст характеризовал особенности товара, рассказывал о процессе его производства, способах применения в быту, о месте продажи, иногда давалось техническое описание и т.п.
Сборные рекламные листки (афиши) включали информационный справочный материал и могли приурочиваться к какому-либо праздничному дню, посвящаться какой-либо одной группе товаров, торговой системе (например, Союзпосылторг и др.) - Печатались обычно в 2—3 краски и рассылались потребителям вместе с газетами и журналами.
Статья рекламная представляла собой сюжетную разработку рекламного текста размером 50 - 100 строчек газетного текста. В статье в занимательной форме рассказывалось о производстве или качестве того или иного товара. Статья должна заканчиваться указанием, где и в каких магазинах этот товар продается или будет продаваться. В настоящее время это правило привело к тому, что газеты превратились в рекламные страницы, чтение которых большей частью является просмотром рекламы, а уж о журналах и говорить не приходится из-за их большей стоимости при производстве и необходимости как-то сводить концы с концами во избежание закрытия. Правда, некоторые журналы вышли из положения – они стали просто выпускаться как рекламная продукция (это и есть их прибыль) и продаваться ниже стоимости затрат на производство.
Упаковочный материал. Для рекламной упаковки использовалась оберточная бумага и картонные коробки, бумажные мешки и другой упаковочный материал. Рекламой на упаковочном материале рекомендовалось широко пользоваться для осведомления населения о товарах-новинках, о времени работы торговых предприятий, их ассортименте, дополнительных формах обслуживания, применяемых этими предприятиями, сообщать маршруты городского транспорта, по которым можно проехать в магазин. В 50-60-е годы в СССР к упаковочному материалу не относили целлофановые пакеты, т.к. их просто не было, а появившись в 70-х такие пакеты являлись не средством утилитарной упаковки товаров, а предметом престижа и гордости, особенно при наличии портрета известной зарубежной персоны или яркой рекламы.
|
Плакатно-графическая реклама |
Вывески. |
Объявления живописные выполнялись в художественном виде, на бумаге или других материалах, должны были быть красочны, броски, лаконичны.
Панно внутримагазинное — живописное произведение, написанное на полотне, на фанере и другом материале. Вывешивались в торговых залах магазинов, на переходах. На панно изображали крупным планом товары, продаваемые в отделе, или сюжетные композиции, показывающие товары в их практическом применении. Иногда панно снабжали дополнительными лаконичными надписями, поясняющими рисунок и товары: «Для курортников», «Ювелирные изделия», «Подарки» и т.п. На некоторых панно показывали процессы заготовки или производства товаров, например, лов рыбы, сбор винограда, переработка молока и пр.
Плакаты живописные на кронштейнах предназначались для рассмотрения рекламы с нескольких сторон (обычно двух). Иногда двусторонние рекламные плакаты делались с подсветом между стеклами. Преимущество рекламы на кронштейнах заключается в том, что кронштейны обычно размещались перпендикулярно движению людей и взгляд прохожего невольно обращался на рекламу. Изображение и текст рекламы на кронштейне лучше смотрится на некотором расстоянии, поэтому не рекомендуется загромождать плакат изображением большого количества мелких предметов, незаметных издали и на высоте. Аналогичные плакаты могут использоваться на крышах трамвая, крышах и стенах зданий.
Прейскуранты рекламные представляли собой справочники цен по видам и сортам товаров, бывали настенные, наприлавочные и подвесные. В прейскуранте содержался перечень основных товаров и указывалась их цена. Иногда применяли комбинированные прейскуранты, которые одновременно с пеной показывали образцы товаров. Например, настенный прейскурант для грампластинок представлял собой деревянный каркас с гнездами, в пазы которых вдвигались вкладыши из картона или плотной бумаги с названиями имеющихся в продаже граммофонных пластинок. Настенный прейскурант тканей делался в виде витрины-короба, в одной части которого размещались образцы тканей по группам (например, ткани шерстяные, плательные, костюмные), с другой стороны обозначался артикул, ширина и цена. Прейскурант для готового платья делался в виде щита, на левой половине которого обозначались виды изделий (костюм, пиджак и, пр.), а справа клетка с ячейками, в которые вставлялись карточки с указанием цены, размеров и ростов. Прейскуранты должны были быть небольшими по размерам, давать возможность быстрой и удобной замены наименования товара или цены, размера и т.п. Надписи и цифры — четкими и крупными. Художественное оформление прейскурантов должно было выделять их на общем фоне оформления магазина с тем, чтобы они сразу бросались в глаза.
Роспись автотранспорта рекламная выполнялась непосредственно на кузове автомашины. Текст, как и всей уличной рекламы, должен быть кратким, а изображение товара — красочным. Рисунок и текст на автомашинах должны быть крупными, легко читаемыми при движении.
Стенды для рекламного материала, справок и информации отличались от рекламных щитов и афиш более крупным размером, специальным подбором материала. Рекламные материалы, размещаемые на стендах, часто объединяли одной темой, например, «Товары к школьному сезону», «Все для туризма» и т.д. На рекламных стендах подробные тексты не помещали, а главным образом графический или иллюстративный материал (фотомонтажи, рисунки, схемы, например, фотоснимки (в 50-е для этой цели рекомендовался фотоаппарат «Киев-3»), образцы вязки шерстяных изделий и т.д.) или приемы пользования и применения товара («Как самому зарядить охотничий патрон», «Как пользоваться кухонным комбайном» и т.д.).
Таблички рекламные изготавливались на твердом материале — фанере, картоне, стекле и т.п. Сравнительно небольшой размер табличек (10 X 25 см, 12 х 30 см, 24 х 34 см) делает их удобными для размещения в трамваях, автобусах, троллейбусах, у входных дверей магазинов и жилых домов. Таблички делали как однокрасочными, так и многокрасочными (до 6—8 красок), и композиции бывали различной сложности. На табличке изображался рекламируемый товар и давался краткий текст.
Указатели — живописные, лаконичные надписи на стекле, пластмассе, металле или на других материалах, указывающие либо нахождение товара: «ткани», «обувь»; либо направление движения «на 2-й этаж», «выход», «на 2-ю линию» и т.д. Такие указатели прикрепляли к стенам на кронштейнах, подвешиваются к потолку или над товарными секциями. Указатели могли делаться с двусторонним подсветом, чтобы ими можно было воспользоваться как днем, так и вечером. Этот вид информирования населения остался без изменения до наших дней.
Щит рекламный — больших размеров уличный плакат, изготовленный из фанеры или листовой стали. Предназначался для размещения на стенах домов, установки по сторонам дорог, улиц, площадей, на стадионах, в парках и т. д. Рекламные щиты должны были размещаться так, чтобы были видны издали и могли читаться людьми, едущими в автомобиле, автобусе, трамвае. Щиты должны отличаться особой лаконичностью рисунка, яркой комбинацией красок, предельной краткостью текста. Наиболее распространены были размеры 3 х 7,5(Н) м. Ежегодно 2—3 раза щиты подкрашивали и при этом, если нужно, обнов¬ляли содержание. Меньшего размера рекламные щиты (до 1 х 2) могли писаться на стекле с подсветом в вечернее время. Современную отечественную рекламу на щитах не будем и вспоминать из за его поголовного уродства, отсутствия вкуса, чувства меры и уважения к тем, кто её видит.
|
Радиореклама |
Магнитофильм рекламный передавался по радио, телевидению или через трансляционные установки. Обязательное условие — краткость. Передача рекламы одного товара с музыкальной паузой не должна была превышать 2—3 мин.
Радиореклама — одна из наиболее эффективных средств рекламы. Могла передаваться в самых разнообразных местах: в магазине, на улице перед входом в магазин, по общей трансляционной сети, в парках и т. д.; сопровождается музыкой, вводным текстом. Основное требование — начало радиопередачи должно заинтересовать слушателей и первые же слова объявлений по радио привлечь внимание, вызвать желание обязательно прослушать весь текст рекламы. Нельзя передавать длинных списков, многих адресов и т.п., т.к. принимаемое на слух нагромождение сведений плохо запоминается. Больших перемен в этом виде рекламы не произошло, кроме увеличения её количества.
Телевизионная реклама наиболее многообразна. Могла быть дана в виде устной информации, экранизированного объявления, устной информации с музыкальным оформлением, экранизированного текста, сопровождаемого дополнительными пояснениями и музыкой.
|
Световая реклама |
Газосветная реклама — надпись, иногда в комбинации со схематическим изображением того или иного товара, выполненная при помощи стеклянных газосветных трубок. Газосветная реклама должна читаться как днем (когда газосветные трубки не светятся), так и ночью. Для того чтобы реклама читалась в дневное время, газосветные детали монтировали на стеклянной или металлической панели, на которой предварительно была сделана надпись масляными красками или накладными буквами, выделяющимися на фоне здания. На крышах зданий и в парках культуры и отдыха устанавливались динамические газосветные установки (вращающиеся со сменой цветов освещения, мигающие и т.п.), включавшие последовательно изображение рекламируемого товара и рекламный текст. |
Электрическая реклама могла быть двух видов.
Неподвижная — для оформления вывесок, фасада магазинов, внутримагазинной рекламной информации (световые указатели, прейскуранты и т. д.).
Динамическая — и виде объявлений, когда буквы или слова появляются одни за другими, образуя целые фразы, или в виде появляющихся и исчезающих изображений. Динамическая электрореклама располагалась на крышах домов или специальных столбах и парках культуры и отдыха. Для ее размещения рекомендовали выбирать такие здания, в которых реклама была бы видна на далёкие расстояния, и учитывать соотношение между размерами букв и самого здания, на котором она размещается.
Устная реклама велась продавцом при продаже товара, консультантом при беседе или лекции. Продавцы должны были обращать внимание покупателей на новые и малоизвестные товары, разъяснять свойства товаров, способы их использования. Реклама консультанта должна была сопровождаться показом зарисовок, фотоснимков, альбомов, журналов, а иногда и образцов товара. Велась она в определенные дни и часы по заранее объявленной теме. Наиболее сложным видом устной рекламы являлись лекции. Темой таких лекций избирались обычно вопросы, интересующие многих покупателей (например, «Как модно и дёшево одеться», «Как организовать правильное питание ребенка»). Во время лекции демонстрировались образцы тканей, пищевых продуктов, модели одежды и т.д. Некоторые магазины одновременно с беседой организовывали пробы (дегустации) своих товаров (например, чая, концентратов и др.). О беседах и лекциях покупателей оповещали заранее.
|
Прочие виды рекламы |
Альбомы товарных образцов рассылались оптовыми базами и имели целью ознакомить розничные торговые организации с товарами не по рисункам и описаниям в каталоге, а в натуре. Образцы наклеивали на картон, на котором указывали наименование товара, артикула и номер по прейскуранту и затем комплектовали в виде альбомов (ткани, кружева и т. д.) или коллекций в специальной упаковке. Рассылку образцов производили по принципу кольцевого маршрута. В коллекцию образцов вкладывался список организаций-получателей с указанием их адресов. Каждая из организаций после ознакомления отсылала коллекцию по дальнейшему адресу, известив об этом оптовую организацию.
Фотореклама применялась в виде отдельных рекламных фотографий, используемых на витринах, прилавках, стендах и в качестве рекламных фотоплакатов-монтажей, выпускаемых обычно размером 30 х 40 и 50 х 60 см. С помощью фотоплакатов-монтажей рекламировали как отдельные товары (фотоаппараты, сувениры и т. п.), так и группы товаров. Кроме снимков в монтаж включали очень краткий сопроводительный текст.
К рекламе товарной относили также демонстрационные залы, комнаты образцов, балы-конкурсы и т.д.
На самом деле, материала в старых изданиях по нашей отрасли много, его надо только найти, обработать и постараться интересно и грамотно подать. Не знаю, к какому жанру можно отнести данную статью, хотите – к исторической справке, хотите – к рабочему пособию с исторической ретроспективой. В любом случае, многое из опыта советской торговли незаслуженно забыто, а что-то может быть востребовано и сегодня. Хотя, наверняка, найдутся специалисты моего поколения, которые скажут: «мы всё это знаем, проходили в учебниках». Возможно. Но не всё. Или, возможно, что-то забыли. Да если даже и так, то в нашей такой «маленькой» в денежном выражении, но большой по географическим критериям, отрасли всегда есть те, кто прочтёт всё это со вниманием или, как минимум, с любопытством!
|
|
|
|