|
Санкции вызвали серьезные проблемы с логистикой и платежами иностранным поставщикам, а также стали причиной ухода из России некоторых мировых канцелярских брендов. Однако, по мнению многих игроков рынка, это не приведет к дефициту канцтоваров и к существенному перераспределению сил в отрасли.
|
ГРИГОРИЙ ЦУКЕРМАН, компания «Канцбюро»:
Отсутствие мировых брендов никак не скажется на российском потребителе: у нас нет и никогда не было привязанности к канцелярским брендам. Может быть, в головах у людей существует, например, Parker, но знаю по личному опыту, что продукции этого бренда продается всё меньше. Люди, которые раньше выбирали Parker, будут покупать такой же качественный товар, не переплачивая за имя.
Продукция отечественных производителей, СТМ и другие иностранные бренды смогут занять нишу ушедших из России компаний, причем во всех категориях. В нашей отрасли нет высокотехнологичных продуктов. Немецкие чернила заменят на азиатские. Японские пишущие узлы – на индийские и т. п. Кроме того, растет спрос на российские канцтовары.
Безусловно, качественные канцтовары пользовались спросом, но сегодня большинство азиатских фабрик научились производить продукцию достаточно высокого качества, а те нюансы, которые декларировались как преимущество европейских или японских производителей, совершенно не покрывались разницей в цене.
Сегодня мы видим, что ключевые операторы рынка развивают собственное производство, поэтому дефицита точно не будет. Но из-за снижения покупательной способности населения определенные проблемы, конечно, возникнут. Упадет средний чек, что дополнительно толкнет традиционную розницу вниз. Но это тренд нескольких последних лет, и он связан не только с санкциями.
Интервью с Григорием Цукерманом читайте здесь.
|
АЛЕКСЕЙ ПШАНЦЕВ, компания DELI:
Российский канцелярский рынок, как и другие отрасли, пережил серьезное потрясение, но последствия санкций оказались не такими печальными, как нам казалось сначала. Сейчас мы видим, что почти все компании, за небольшим исключением, перестроились и активно работают.
Компания DELI была и остается на рынке одной из самых стабильных. Мы точно не планируем уходить из России, наоборот, ставим перед собой амбициозные задачи по развитию ассортимента, введению новых категорий, по улучшению представленности нашего бренда, – российский рынок является для нас одним из ключевых. В головном китайском офисе компании есть целый отдел, который занимается исключительно Россией и СНГ, а мы в 2023 году продолжим расширять штат сотрудников представительства.
Большая часть продукции DELI производится в Китае на собственных мощностях, поэтому санкции никак не повлияли на производственные процессы. Но планы работы компании на российском рынке пришлось серьезно корректировать, так как уход иностранных брендов позволил нам начать продажи продукции сразу нескольких емких категорий, не связанных с канцтоварами. Так, уже к середине 2022 года российский рынок познакомился с принтерами DELI, с инструментами DELI Tools, а также со спортивными товарами бренда Agnite. В 2023 году мы продолжим удивлять новинками, и канцелярский рынок в том числе.
Уже очевидно, что уход мировых брендов серьезного урона рынку не нанес. Российский канцелярский рынок перенасыщен предложением, поэтому на место уходящих тут же встают другие производители и поставщики. В итоге возможно существенное перераспределение долей, но это будет зависеть от развития политической ситуации и особенно от активности конкурентов. Ассортиментное предложение существенно не изменится.
Интервью с Алексеем Пшанцевым читайте здесь.
|
ДМИТРИЙ ПУПИН, компания «ПСВ-Холдинг»:
Если какие-то мировые бренды ушли с российского рынка, то им же хуже, в один день перечеркнули десятилетия своего труда. Наши полки не опустеют. Ассортимент, конечно, существенно изменится, но писать на газетах и рисовать углем на печке наши дети точно не будут.
Всему есть замена. Конечно, это сложный процесс, но можно найти выгодные решения. Например, весной, когда была проблема с офисной бумагой, я заработал десяток-другой миллионов рублей.
Покупатели в основной массе сейчас не готовы платить за знаменитые бренды и их высокое качество. Ожидаю, что в результате произойдет передел рынка между производителями и поставщиками. Эффективным производителям, контролирующим издержки, будет легче, а тем, кто выпустил, например, 2500 видов тетрадей с различными картинками на обложке, сложнее.
Интервью с Дмитрием Пупиным читайте здесь.
|
ЗАМИРА ВАНИЕВА, компания «Смарт Дизайн»:
Санкции оказали влияние абсолютно на все сферы жизни. С одной стороны, это привело к уходу иностранных брендов, сокращению предложения на рынке, периодическому дефициту товаров из-за увеличения сроков доставки, к повышению цен. С другой стороны, появилась возможность пересмотреть деятельность компании, подумать о расширении или изменении ассортимента, найти нестандартные решения. Например, мы начали работать с новыми брендами Rhodia, Herbin и TWSBI. Неприятных последствий санкций много, самое обидное –это появление подделок мировых брендов по ценам оригиналов. Пользуясь случаем, хочу сообщить, что бренд LAMY российский рынок не покидал, и предупредить о том, что теперь в продаже можно встретить китайские подделки наших ручек, которые стал привозить один довольно крупный импортер-оптовик.
Параллельный импорт – это, к сожалению, ящик Пандоры, который запустил на рынок большое количество фальсифицированной продукции по высокой цене. На данный момент этот механизм приносит только неприятности, так как люди приобретают подделки, искренне считая их оригиналом, а потом негодуют, жалуясь на ужасное качество. Наши логистические схемы усложнились, но мы поставляем товар напрямую от производителей.
Мировые бренды занимали лидирующие позиции в таких категориях, как премиальные письменные инструменты, офисная техника и демооборудование. Существенное преимущество мировых брендов – это качество, современные технологии, дизайн, постоянное развитие и инновационные товары. И уход этих компаний может привести к потере стимулов и ориентиров на создание высококачественной продукции.
Мы наблюдаем рост продаж продукции ведущих брендов. Конечные потребители прекрасно понимают, что в ближайшее время может быть перекрыт доступ к этим качественным товарам, поэтому стараются закупить их впрок. Дефицита, возможно, и не будет, но будет ограничен выбор торговых марок. Это печально, ведь мы привыкли к широкому ассортименту. Можно заполнить полки товарами отечественного производства, СТМ и noname, но невозможно заменить качество, инновации, дизайн и материалы мировых брендов. Их продукция продумана до мелочей, обеспечивает комфорт и удобство при использовании. Этого не хватает доступным товарам эконом-сегмента.
Интервью с Замирой Ваниевой читайте здесь.
|
ИГОРЬ МЕДВЕДЕВ, компания «Вимком»:
Вода дырочку найдет. Думаю, что мировые бренды по-прежнему будут представлены на полках канцелярских магазинов, но конечному покупателю придется платить за эту продукцию больше. У мировых брендов уже сформировалась целевая аудитория.
Дефицит будет, но на короткое время и по отдельным позициям. Пока полноценно заменить мировые бренды невозможно. Достойная замена есть только в категории бумажно-беловой продукции (кроме премиальной).
Интервью с Игорем Медведевым читайте здесь.
|
АЛЕКСАНДР СМИРНОВ, компания «Смистар»:
Российский канцелярский рынок на 75% зависит от импорта, но этот показатель, конечно, различен для разных продуктовых групп. В связи с санкциями большинство американских и немецких фирм прекратили поставки. Во взаимоотношениях с другими иностранными компаниями есть проблемы в плане банковских переводов и логистики. Из-за санкций появились и сложности, и возможности. Сложности связаны с потерей части поставщиков популярных товаров, возможности – с более активным поиском новых партнеров.
Продукция ушедших с нашего рынка мировых брендов будет замещаться азиатскими товарами по принципу «ручки пишут, и хорошо». Будет происходить то же самое, что с китайскими автомобилями: раньше их покупали редко, а сейчас продажи активно растут – «ездят, и хорошо». Канцелярские принадлежности мировых брендов, которые остались в России, продолжают пользоваться спросом, хотя продажи снизились из-за падения покупательной способности части их целевой группы.
Я не ожидаю существенного изменения ассортимента канцтоваров, представленных на российском рынке: в Азии производится весь необходимый ассортимент. За неимением гербовой бумаги пишут на простой.
Интервью с Александром Смирновым читайте здесь.
|
|