Светлана Пестова (АРТАВАНГАРД): «Удовольствие от творчества по-прежнему зависит от качества художественных материалов»
Многие покупатели детских товаров, в том числе продукции для творчества, в последнее время склонны делать выбор в пользу продукции эконом-сегмента. Однако, как отмечает Светлана Пестова, руководитель отдела сбыта и маркетинга фабрики «АртАвангард», необходимо помнить о том, что от качества художественных инструментов и материалов зависят результат и удовольствие от занятий творчеством.
Светлана, как в последнее время меняется представленный на российском рынке ассортимент товаров для детского творчества? Какие направления развития и обновления ассортимента можно назвать основными?
Тенденция последних месяцев – особое внимание покупателей к цене продукции. Потребители сейчас склонны контролировать свои траты и сравнивают разные предложения везде, в том числе и в художественном ассортименте. И если профессионалы не переходят грань разумной экономии, то в товарах для детского творчества ситуация сложнее: вернулись разговоры о том, что для детей и для начинающих можно выбрать самое дешевое (всё равно ведь ребенок пока не умеет рисовать, не так аккуратен, всё равно испортит, потеряет).
При этом важно не забывать, что результат и удовольствие от творчества по-прежнему напрямую зависят от качества инструментов и материалов: хорошая кисть не испортит рисунок выпавшими волосками, краска ровнее ляжет на бумагу, карандашный рисунок будет ярким и четким. Если в процессе работы всё получается, покупатель возвращается вновь. А если в итоге одно разочарование, то нет желания развиваться, нет смысла докупать что-то еще.
В связи с этим возросла ответственность закупщика, ведь именно на этапе отбора товаров для ассортимента формируется лицо магазина. И если стоит задача отстроиться от дискаунтеров и увеличить долю повторных продаж, то для розницы важно выбирать продукцию, ориентируясь не только на ее цену, но и на качественные характеристики.
Какие виды продукции из Вашего детского ассортимента со временем теряют популярность? В каких категориях товаров для детского творчества, продажи Вашей компании, наоборот, растут? С чем это связано?
Продолжается прогнозируемый «уход» кистей из натурального волоса. Правда, дело тут не в потере популярности, а в дефиците натурального волоса и повышении его стоимости. Соответственно, растет спрос на аналоги – на синтетику, имитирующую натуральный волос.
Например, наша кисть «белка-эко», имитация натурального волоса сибирской белки. Мы много рассказываем о кисти, демонстрируем на мастер-классах, как она работает, предоставляем на тестирование педагогам. Как результат – спрос на «белку-эко» стабильно высокий: покупатели оценили функционал, близкий к натуральному волосу.
Вообще, дети всегда любили рисовать. А высокая доступность онлайн-мастер-классов, интерес родителей к развитию креативных навыков детей оказали мощный импульс росту продаж. Помимо высокого спроса на кисти, растет интерес к мольбертам. И к мобильным складным, и к компактным напольным. Родителям важно создать максимально комфортные условия для творчества.
На кого следует ориентироваться при продвижении и розничных продажах этой продукции – на детей или всё же в первую очередь на родителей? Какие маркетинговые инструменты наиболее эффективны?
Самым оптимальным будет найти вариант, охватывающий обе аудитории сразу. Например, по нашему опыту хорошо работают тестовые зоны в магазинах. Для покупателей это отличная возможность попробовать продукт в действии, оценить все его свойства. Дети увлекутся творчеством, а родители смогут убедиться в качестве.
Каковы Ваши прогнозы по развитию рынка товаров для детского творчества? Какие события и тенденции окажут наиболее заметное влияние на продажи этой продукции в ближайшее время?
Большое влияние на рынок оказывает уход ряда зарубежных марок. И мы видим в этом не только возможности для отечественных производителей, но и определенные минусы.
Освободившееся место на полках требуется закрыть быстро и при этом сохранить разнообразие. Заполняет «дыры» в первую очередь не всегда качественный китайский товар (исходим из того, что отечественная продукция на полках уже представлена).
Также озабоченность вызывает тренд на невысокие цены, из-за чего в ряде случаев общий диапазон цен на товарную категорию, представленную в магазине, сдвигается вниз.
Если товары высокого ценового сегмента вымываются из ассортимента и остается только продукция по средней и низкой цене, то покупатель начинает иначе оценивать товарное предложение. Происходит сближение с дискаунтером. Если такая стратегия не входит в планы магазина, нужно осознанно ее избегать.
Другой фактор – информационное поле, возможности для творческого развития. Дефицита в кружках, мастер-классах и уроках нет. Выбор есть как в онлайне, так и в офлайне. Государство активно модернизирует кружковое движение, частные студии также востребованы, везде появляются новые варианты. И родители, и дети хорошо освоили онлайн, могут находить информацию самостоятельно. А ребенок (и взрослый покупатель), который владеет определенной техникой, уже понимает важность хороших инструментов и материалов. Он выбирает не только по принципу «нравится/не нравится», но и задумывается, поможет ли данный инструмент развить творческие навыки, будет ли удобно и комфортно заниматься творчеством, используя ту или иную продукцию.
KIDSOBOZ 2022