В прошедшем сезоне с дневниками произошла удивительная вещь – их не хватило оптовикам, точнее они закончились у всех разом, ещё точнее, ведущие производители, наверное, впервые за свою историю продали все свои самые «древние» остатки, хотя некоторые закладывали в объём производства существенный прирост.
Разумеется, все привыкли к так называемой «чересполосице», когда в один год дневников не хватает, а в другой – избыток, но даже имея ввиду это обстоятельство, дефицит, случившийся в прошедшем сезоне выглядит чем-то из ряда вон выходящим.
Все последние годы производство дневников сокращалось, так как производителям, тем же оптовикам, да и всем без исключения маркетологам казалось, что потребление этого продукта сокращается благодаря введению в школах электронного дневника. Но, по всей вероятности, многие школьники стали дублировать электронный дневник бумажным. Возможно, есть и другое объяснение. Так или иначе производители встали на следующий год перед выбором: увеличить объём выпуска или оставить всё как есть во избежание повторения той самой «чересполосицы», к которой все на рынке уже привыкли. Чтобы понять кто прав, оптимисты или пессимисты, нужно, всего лишь дождаться августа-сентября…
А пока немного истории.
Псевдоисторические» обзоры, которыми пестрит интернет, когда за дореволюционный прототип современного дневника принимали карманные «календари для учащихся» типа «Спутника школы», сыграли свою роль и теперь эта версия, не имеющая под собой никаких исторических оснований, вовсю «гуляет» по просторам интернета.
А что известно достоверно?
Школьный дневник – изобретение века Просвещения, когда среднее образование стало более доступным. Общепринятой считается версия, что он был изобретен в Англии в 1789 году неким Рональдом Кейрманом, причем в те времена этот документ нельзя было сравнить с привычными для нас школьными дневниками. Он служил только для записи домашних заданий.
В России школьный дневник появился примерно в середине 19 века, когда по всей империи начали открываться государственные гимназии. Кстати, тетрадь в привычном для нас виде также появилась примерно в это же время. Если говорить о России, то связано это, в первую очередь, с тем, что именно к середине 19 века у нас было введено производство бумаги при помощи парового двигателя. В Российской Империи первой это сделала Невская писчебумажная фабрика в 1839 г. Кроме того, 1870-х годах в русском переплетном деле произошел технический переворот, в результате которого был осуществлен переход от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному. Возникают первые русские фабрики по выпуску массовых издательских переплетов всех типов и видов, оснащенные оборудованием зарубежного производства, работавшие по передовой для того времени машинной технологии — к ним с момента своего основания относится и Типография Товарищества Кушнерев и Ко, чей дневник выложен ниже.
Данные обстоятельства явились мощным толчком для производства промышленным способом массовой школьной тетради и дневника, но немаловажную роль здесь сыграло и бурное развитие системы начального образования во второй половине XIX в.
Именно тогда появились земские школы и образцовые училища, хотя часть учебных заведений оставалась в ведении церкви. Для светских училищ программа утверждалась Министерством народного просвещения – так же, как и форма школьных дневников. Впрочем, учитывая, что в таких школах и училищах преподавание велось по облегченной по сравнению с гимназиями программе, да и родители обучавшихся там детей, для которых дневник должен был служить еще одним средством контроля, сами зачастую оставались неграмотными (уровень грамотности взрослого населения революции в среднем составлял 30%), сомнительно, чтобы дневники использовались где-либо, кроме гимназий. Не говоря уже о дополнительных расходах на такое издание. Но повторимся, достоверно это неизвестно.
Существовали также разновидности школьных «календарей для учащихся» (по сути ежедневников или записных книжек), о которых речь уже шла выше: «Спутник школы», «Товарищ», «Подруга». Они помогали в учебе, но ни в коей мере не заменяли школьный дневник. Подобные изделия использовались и в европейских странах.
К сожалению, нам не удалось найти документы по данной теме – прошедшие войны и революции уничтожили и более значимые издания, чем школьные дневники. Но некоторые сохранились и свои выводы мы делаем, в том числе, и на их основе.
В гимназиях же дневник был важнейшим документом. И у гимназистов к концу 19 века были дневники, похожие на современные по своему функционалу, формату и количеству страниц: