|
В начале апреля российский производитель канцтоваров «СТАММ» стал частью холдинга «Рельеф-Центр». Это событие вызвало массу обсуждений на канцелярском рынке. Мы собрали самые горячие вопросы наших читателей и задали их директору по стратегическому развитию группы «Рельеф-Центр» Руслану Томилину. Руслан, с чем связано решение о покупке компании «СТАММ»? Свою роль сыграло окно возможностей: собственник предприятия принял решение о его продаже и обратился к нам. Некоторое время ушло на обсуждение деталей, но все вопросы были решены достаточно быстро. И вот сделка закрыта. Производственные активы «СТАММа» дают прекрасные возможности для увеличения продаж, ведь предприятие оборудовано самым новым и современным оборудованием, основная часть которого произведена в странах Западной Европы. Я был на производстве – впечатления прекрасные. |
|
Какие бизнес-задачи позволит решить «Рельеф-Центру» это приобретение? Дальнейшее расширение производственных мощностей группы, следование нашей новой стратегии. В силу дороговизны логистики товары из пластика традиционно производятся на той территории, где они продаются. «СТАММ» – безусловный лидер производства в таких категориях, как офисные и детские принадлежности из пластика. Также «СТАММ» является лидером российского производства письменных принадлежностей (шариковых ручек и фломастеров). Все это укрепляет рыночные позиции группы «Рельеф-Центр»: в ряде товарных сегментов мы сможем занять 40% рынка и больше.
Почему сделка состоялась именно сейчас – в то время, когда во всем мире продолжаются экономический кризис и пандемия коронавируса, а на рынке полимеров начались проблемы с поставками сырья и происходит существенное повышение его стоимости? Это же не самый простой момент для сегмента канцелярских принадлежностей из пластика. В нашем понимании, российский рынок в этом году находится в стадии роста, поэтому говорить о кризисе не приходится. Материалы дорожают для всех игроков. Расширение количества категорий, в которых мы являемся производителем, – это часть нашей стратегии. Так что время для нас оптимальное. |
|
Могут ли пластиковые канцелярские принадлежности российского производства успешно конкурировать с зарубежными аналогами по качеству? «СТАММ» – синоним качества на российском рынке. За последние десять лет предприятие сумело завоевать потрясающую долю рынка в первую очередь за счет качества, широкого ассортимента и адекватного ценового позиционирования. В сегменте канцелярской продукции из пластика почти не осталось товара, произведенного не в России. Если говорить об основных компонентах, используемых на производстве «СТАММа», то это самые качественные материалы: итальянские и немецкие чернила для фломастеров, чернила Dokumental для шариковых ручек, немецкие красители для пластика, – всё очень высокого качества.
Выпускались ли раньше на заводе «СТАММ» какие-либо позиции из ассортимента собственных брендов компании «Рельеф-Центр»? Да, но это были совершенно непринципиальные объемы. Здесь, скорее, нужно сказать о том, что «Рельеф-Центр» исторически был одним из крупнейших дилеров завода. Фокус все время делался на развитие продаж товаров под брендом «СТАММ».
|
|
Опишите в нескольких словах производственные мощности «СТАММа» сегодня. Какие объемы производства Вы планируете? Как эти объемы соотносятся с прошлыми объемами производства «СТАММа»? В общем мы рассчитываем на удвоение бизнеса в 2022 году. В дальнейшем это будет бизнес с оборотом более трех миллиардов рублей. Сегодня «СТАММ» – это полностью безотходное производство: полимерные отходы перерабатываются на 100% (есть дробилка и гранулятор); действует автоматическая система загрузки полимеров. Оборудование – более 50 термопластавтоматов – почти всё из Германии (большая часть – это DEMAG Ergotech с объемом впрыска до 5 кг). Кроме того, на предприятии есть полный комплект оборудования для автоматического производства шариковых ручек и фломастеров, две собственные подстанции по 1000 киловатт, собственная котельная, компрессорная для получения сжатого воздуха. Количество уникальных изделий – более 300 позиций, все пресс-формы производства Германии, Италии, Португалии – от лучших производителей в своей отрасли. Это позволяет изготавливать практически любой канцелярский продукт из пластика с максимальными в России объемами. Оборудование новое, последний станок поступил в декабре. С производственной точки зрения это лучшее из того, что я видел в России.
У Вас уже есть конкретные планы по развитию нового бизнеса? Мы всегда приобретали активы для дальнейшего развития. Например, можно увидеть, какое развитие в производственном и маркетинговом плане за три последних года получила «ГАММА»: она выросла более чем в три раза, были запущены и запускаются новые производственные мощности, появляются новые категории. В этом же направлении пойдет и развитие «СТАММа». Могу сказать, что даже имеющихся производственных мощностей предприятия достаточно для кратного увеличения бизнеса. |
|
Рассматриваете ли Вы варианты использования производственных мощностей «СТАММа» для выпуска другого, не только канцелярского ассортимента? Наша стратегия заключается в лидерстве, в том числе производственном, именно на канцелярском рынке. Потому сегодня о смежных рынках мы не думаем. Как Вы оцениваете сегодняшние позиции продукции «СТАММ»? Сегодня «СТАММ» – один из самых представленных в рознице брендов. Более чем в 95% точек продаж канцелярской продукции вы найдете какой-либо из товаров «СТАММа». Это предприятие – лидер в производстве таких видов продукции, как лотки, накопители, корзины для бумаг, канцелярские подставки, чертежные принадлежности, тубусы, товары для детского творчества из пластика. И, конечно же, «СТАММ» занимает ведущие позиции в российском производстве шариковых ручек. Очевидно, что для этого направления, как и для расширения выпуска фломастеров, есть прекрасные перспективы. Что будет с брендом «СТАММ»? Вы планируете использовать завод только как производственную площадку или же продолжите выпуск продукции под уже известной рынку торговой маркой «СТАММ»? Нам очень нравится бренд «СТАММ» и его имидж. А в вопросе уже зашифрован ответ: «СТАММ» является очень известным и популярным на российском рынке брендом. Это прекрасная база для дальнейшего развития и хорошего позиционирования: российский производственный бренд товаров из пластика. Остаются ли в силе прежние условия договоров с поставщиками и клиентами? Изменится ли ценовая политика предприятия? Да, все прежние контракты остаются в силе. Ценовая политика претерпит небольшие изменения в части предоплатных контрактов, поскольку необходимость в них сегодня отпала. Но нынешняя ситуация со стоимостью пластика, к сожалению, обязательно приведет к ценовым колебаниям. Пока мы будем работать в режиме прайс-листа, действующего в течение месяца. Исходя из текущей стоимости пластика, у нас будет возможность сделать ряд товаров дешевле: есть переоцененные позиции. |
Кто возглавит обновленное предприятие?
|
| Олег Мягков |
1 апреля новым генеральным директором назначен Олег Евгеньевич Мягков, прекрасно известный участникам рынка.
|
Производственная площадка и коллектив останутся прежними? Какой была реакция сотрудников «СТАММа» на изменения в компании? Производство и коллектив остались те же, что и раньше, состояние стабилизировано. А реакция коллектива, учитывая неустойчивое финансовое положение компании перед сделкой, очень позитивная. Производство работает, финансирование открыто, и у всех появилась уверенность в завтрашнем дне. |
|
Как будет меняться ассортимент «СТАММа»? Как скоро рынок увидит новинки? Изменения будут, но произойдут они только летом: в первую очередь нам необходимо время для запуска и производства самых востребованных позиций, которые длительное время были в дефиците. Новые продукты могут появиться уже в 2022 году: создание новинок на подобных производствах занимает не менее полугода. Раньше «Рельеф-Центр» называл себя «Дистрибьютором №1». Новое приобретение компании – это шаг к тому, что она становится еще и «Производителем №1»? Да, де-факто с приобретением «СТАММа» «Рельеф-Центр» становится одним из крупнейших производителей канцелярских товаров в России. Но нашу стратегию все-таки нужно охарактеризовать как производственно-торговый холдинг. В нашем портфеле есть большой ассортимент, а не только свои производственные бренды. Много мировых и российских брендов и производителей, свои хорошие марки. Группа занимается дистрибуцией, производством и маркетингом широкого ассортимента товаров для офиса, учебы, творчества и художников. Усиление в производственном направлении по помогает нас перейти в позицию поставщика всех каналов. Как Вы оцениваете вероятность того, что «Рельеф-Центр» превратится в монополиста российского канцелярского рынка? Как нулевую. Не может быть монополии на нашем рынке. Мы постоянно работаем, чтобы сделать компанию самым интересным поставщиком. Говоря экономическим языком, нам нравится создавать добавленную стоимость – производить товар физически, а также заниматься маркетингом, продвижением и продажей товара, который мы производим сами, и товара других предприятия, дистрибуцией которого мы занимаемся. И мы хотим быть лучше всех. |