Уход мировых брендов, сложности в сфере логистики и корректировка финансовых цепочек оказали существенное влияние на бизнес. Под воздействием санкций изменился представленный на рынке ассортимент. Снизилась платежеспособность населения. Однако многие покупатели всё же готовы рассматривать альтернативные предложения и приобретать что-то новое. Об этом изданию KanzOboz.KIDS рассказала Мария Голенкова, вице-президент по детским и ювелирным товарам компании Inventive Retail Group («Мир Кубиков»).
|
Мария, как в связи с уходом с российского рынка некоторых мировых брендов изменился детский ассортимент Inventive Retail Group? Ваша компания продолжает работу в сфере игрушек, настольных игр и конструкторов для детей?
Как ретейл-компания, мы трансформировали свой прежний бизнес и запустили проект магазинов конструкторов и развивающих игрушек под названием «Мир Кубиков». К сожалению, у нас больше нет прямого контракта с LEGO, но мы смогли наладить параллельный импорт продукции этого бренда и привезли достаточное количество товара, чтобы российские потребители купили желанные подарки к Новому году.
Также стоит отметить, что «Мир Кубиков» – это мультибрендовый проект, поэтому мы продолжаем развивать свой ассортимент, и теперь в наших магазинах есть не только LEGO. Мы начали продавать конструкторы других производителей, а также ввели в ассортимент бренд Funko. В этом году мы продолжим работать над развитием товарного предложения и, исходя из спроса и продаж, окончательно утвердим ассортиментную политику. Мы понимаем, что к нам приходят разные покупатели, и расширение ассортимента поможет нам увеличить конверсию и, возможно, даже привлечь новую аудиторию.
|
Какое влияние на российский рынок детских товаров оказывают санкции и изменения в сфере логистики?
Во-первых, наш рынок остался без брендов-лидеров в детских категориях. Компании-производители приостановили поставки и перестали сами заниматься маркетингом своих продуктов в нашей стране. Параллельный импорт помог, однако цены на товары ощутимо выросли. На фоне снижения платежеспособного спроса это, конечно, отражается на продажах.
Во-вторых, кроме производителей товара из страны ушли и производители контента, в том числе те лицензиары, вместе с которыми на рынок выходили популярные ко-брендовые товары, а новые фильмы или мультфильмы стимулировали спрос на них. Надеемся, что спрос на сильные бренды, с которыми мы работали, сможет сохраниться без такой поддержки хотя бы на какое-то время.
В-третьих, я бы отметила усложнение не только логистических, но и финансовых цепочек. У бизнеса в целом появилось больше рисков, связанных с импортом товара.
|
Как Вы в целом относитесь к идее параллельного импорта: для каких сфер детского рынка он необходим, а в каких сферах лучше отказаться от использования этого механизма?
Параллельный импорт помог нам сохранить магазины и трансформировать их в сеть «Мир Кубиков». Для нашего бизнеса это оказалось спасением. Однако у параллельного импорта, к сожалению, есть и обратная сторона. Во-первых, ввезти товар пытаются многие, и это мешает компаниям нашего масштаба продолжать развивать свой бизнес и увеличивать количество рабочих мест. Ведь многие готовы заниматься этим на очень маленькой марже, которую такие компании, как наша, с абсолютно прозрачным бизнесом, с обязательствами по аренде, позволить себе не могут. Еще одна сторона этой истории состоит в том, что на рынок начинает попадать не только оригинальный товар, но и тот, который за него выдают. Заказывая онлайн, клиент не только долго ждет, но и рискует получить не то, что ожидает. Наиболее рискованной категорией являются товары для малышей, тут требования по безопасности и сертификации должны быть еще выше. Ровно поэтому детские товары в целом не сразу попали под действие механизма параллельного импорта.
|
Насколько зависимым от импорта, с Вашей точки зрения, является рынок продукции для детей?
Думаю, всё зависит от товарного сегмента, от времени и готовности инвестировать в категорию. В сегменте конструкторов, например, есть примеры российских разработок, но этот ассортимент значительно более узок (например, только продукция для детей в возрасте до пяти лет) и менее интересен по темам, чем то, что предлагают иностранные бренды. Думаю, со временем появятся игроки, которые это исправят. Как они это сделают – за счет внутреннего производства или через импорт, – покажет время.
Продукцию каких мировых детских брендов, ушедших с российского рынка, будет заменить очень сложно?
Я бы сказала, что LEGO. Заменить его как раз таки непросто. Очень высокое качество сборки и материалов, интересные сюжеты, истории, которые помогают привлекать новых клиентов и удерживать лояльных к бренду пользователей. Быстро заменить этот бренд, конечно, практически нереально, хотя есть достойные конструкторы других производителей, и я ожидаю появления новых имен и новых игрушек, в том числе и на нашем рынке.
|
Может ли уход мировых брендов привести к существенному изменению структуры российского детского рынка?
Уверена, что да. Даже с параллельным импортом объем продаж на фоне снижения платежеспособности и роста цен на импортируемую продукцию вряд ли может быть прежним, особенно если мы говорим о ценовом сегменте «средний+» и выше. Например, объемы продаж LEGO (по данным внешних источников) в 2021 году составляли порядка 20 млрд рублей. С учетом других брендов-лидеров, около 30 млрд рублей, или 15% от объема рынка детских товаров, точно как-то перераспределятся. Думаю, что категорию игрушек изменения коснутся очень сильно. Игрушки составляли около 20% детской индустрии, и весомая часть этого ассортимента теперь доступна нам только через параллельный импорт.
Готова ли компания Inventive Retail Group сотрудничать с российскими производителями товаров для детей и предлагать рынку их продукцию?
Пока мы не увидели для себя тех производителей в России, продукцию которых могли бы поставить на полки своих магазинов. Для малышей и детей дошкольного возраста товар есть, но это не то, на чем мы фокусируемся.
|
Что кроме названия и ассортимента изменится в магазинах «Мир Кубиков»? Какова концепция этого проекта?
«Мир Кубиков» будет оставаться специалистом в категории конструкторов, но мы также думаем о возможном расширении в категории развивающих игрушек и аксессуаров. Теперь мы мультибрендовый проект, и это дает нам определенную гибкость. К счастью, мы сохранили основную часть команды, значит, можем и дальше предлагать своим сотрудникам возможности развития внутри компании, а клиентам – высокий уровень сервиса. У нас частично поменялось внутреннее оформление наших магазинов, но я рассчитываю, что в будущем мы придумаем, как дальше трансформировать концепт, чтобы сделать магазины еще более привлекательными для посетителей и побуждать их возвращаться к нам снова.
Как уже состоявшиеся изменения были встречены покупателями?
После трансформации сети в проект «Мир Кубиков» большинство покупателей, согласно опросу, не поменяли к ней отношения. А около половины ассоциировали нас с названием «Мир Кубиков» и раньше в силу того, что так назывался наш интернет-магазин. Да, мы стали мультибрендовым проектом, и нам какое-то время еще предстоит тестировать и развивать ассортимент, чтобы прийти к оптимальному и востребованному нашими клиентами товарному предложению. Правда, покупатели к этому относятся неоднозначно: они привыкли, что мы занимаемся только LEGO. Однако наши опросы показывают, что лишь 70% клиентов планируют ограничиться покупками продукции исключительно этого бренда, другие же готовы рассматривать альтернативы и по цене, и по контенту. Наше решение расширить ассортимент связано именно с этим. Оригинальное LEGO остается в ассортименте наших магазинов и всегда будет доминировать в общем объеме. При этом мы хотим дать покупателям возможность выбора. Клиент будет, как говорится, голосовать рублем.
У нас остались те же экспертные продавцы, многие из них – фанаты LEGO и фанаты конструирования, они любят проект и рады возможности продолжать в нем работу. Мы, как и ранее, предлагаем удобный для клиента омниканальный сервис с возможностью выбора канала покупки. Проекту еще потребуется какое-то время, чтобы окончательно сформироваться как готовый продукт, но мы видим в нем хороший потенциал.
|
|
«Мир Кубиков» – это только Ваши собственные магазины, или Inventive Retail Group планирует развивать франчайзинговый проект?
Пока мы вариант франшизы не рассматриваем.
Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на российском рынке товаров для детей? Какие факторы являются негативными для отрасли, а какие позитивными?
Негативные факторы – это, безусловно, санкции, которые повлияли и на доступность товара, и на цены. Из положительных факторов: благодаря параллельному импорту продукция все-таки снова появилась на рынке, но этот механизм породил рост рисков по ввозу контрафакта. Другой плюс – возможность постепенного роста и импортозамещения, однако мне кажется, что это возможно не во всех категориях либо для этого потребуется много времени.
В категории игрушек, а именно конструкторов, говорить о сохранении продаж нельзя. Мы имеем отрицательную динамику L4Lпродаж. Лучше дождаться официальной статистики, чтобы сделать выводы. Однако я думаю, что мы увидим общий минус. Кроме новых факторов 2022 года на рынок влияет и демографическая ситуация, а она тоже непростая.
|
|
Как за 2022 год изменились предпочтения покупателей и критерии выбора детских товаров?
По нашим опросам, только 25% покупателей сохранили прежнюю модель поведения, около 40% перешли на товары более низкого ценового сегмента, а 30% частично отказались от того, что покупали раньше. И это касается модели поведения покупателей в целом (не только в нашей категории товаров). Думаю, что клиенты будут и далее демонстрировать бережливый характер потребления. По крайней мере, в ближайший год. А это будет влиять и на частоту покупок, и на средний чек.
Что, по Вашим прогнозам, будет происходить в индустрии детских товаров в 2023 году? К чему необходимо готовиться игрокам рынка?
Наиболее значимое падение продаж ожидаю в категориях продукции для малышей и детей дошкольного возраста. Ну и, к сожалению, на спрос точно повлияет отсутствие продвижения ушедших брендов. Поэтому мой прогноз на ближайшее время скорее сдержанно-пессимистичный. Более оптимистично я смотрю на 2025-й и последующие годы.
|
|