Существует ли какой-то научный метод определения заранее, какая лицензия и в какой группе товаров может хорошо «выстрелить»? Или всё испытывается методом проб и ошибок, в течение долгого периода времени?
Существует много доступных измерений: статистика запросов в поисковых системах (например, Wordstat.Yandex), количество просмотров на официальных каналах YouTube. Можно запросить рейтинги программ на каналах, где идут интересующие вас мультфильмы. Также хорошо посмотреть на историю лицензионных продаж — не только что выпускается, но и кем это выпускается и как продаётся.
Есть ряд исследований. Я уже упомянула международную компанию KidzGlobal, которая дважды в год проводит исследование детского рынка совместно с компанией Brand Trends Entertainment. По данным исследования Brand Trends Entertainment, в 2017 году у бренда «Лунтик» 95 % узнаваемости в своей целевой аудитории, сериал находится на втором месте по популярности среди всех анимационных проектов на российском рынке для девочек 3–6 лет, в то время как у бренда «Барбоскины» 94 % узнаваемости в своей целевой аудитории.
Собрав данную статистику можно достаточно аккуратно просчитать потенциал того или иного бренда в своей группе товаров. Но вот что абсолютно точно не стоит делать — использовать только личные симпатии и ближайшие фокус-группы при выборе. В этом случае, можно долго «испытывать лицензии методом проб и ошибок».
Наш рынок делится на две части: одни говорят, что «лицензионка» фантастически быстро продается, другие, наоборот, никогда не связываются с ней. Почему, на ваш взгляд, такие полярные мнения? Что это, неумение работать с лицензионной продукцией, неудачные лицензии, плохое знание рынка, иное?
Использование сильной лицензии в качестве инструмента маркетинга — кратчайший путь к узнаваемости продукта на рынке, задействование всей маркетинговой силы уже существующего сильного бренда для повышения уровня интереса и доверия потенциального потребителя. И канцелярские товары не исключение. Производители много лет использовали информацию об интересах аудитории. Когда были первые лицензии в канцтоварах? В 2002 году компания «Хатбер-М» уже точно выпускала библиотеку Sony Music на тетрадках, а уже в 2005 году все выпускали тетради с группой «Дискотека Авария». Посмотрите на лидеров и их пакет, лицензии выпускают далеко не только те, кто может их себе позволить.
Многие компании, которые не были тесно связаны с российскими лицензиями, не всегда верят в их эффективность. Также, как и не верят в эффективность лицензирования, как такового. Однако цифры говорят сами за себя. Для успешного запуска очень важно внимательно изучить рынок, выбрать правильную лицензию и подобрать подходящую линейку товаров. Если три этих фактора соблюдены — успех гарантирован.
У нас есть ряд лицензиатов, которые работали и с западными, и с российскими лицензиями, и они подтвердят, что рынок СНГ отличается именно тем, что здесь очень сильны локальные лицензии.
Что вы делаете, чтобы выделиться на фоне конкурентов? Или наш рынок далек от насыщения и места хватает всем? «Наступают ли вам на пятки» небольшие компании, с малоизвестными героями?
Рынок лицензирования — один из немногих, который до сих пор продолжает расти. Розничный оборот лицензионных товаров в России составляет более 100 млрд рублей, 95% из которого занимают анимационные лицензии. На рынке присутствует более 40 российских анимационных брендов и более 100 зарубежных, и каждый год их количество только продолжает расти.
На рынке все хотят чего-то нового и в то же время уже очень раскрученного — а дудочка и кувшинчик редко встречаются в одном. Безусловно, конкуренция огромная, но и возможностей для роста очень много.
Каждый из наших анимационных проектов устойчиво стоит на ногах и имеет огромную популярность, доверие и лояльность со стороны покупателей. И нет, небольшие компании с малоизвестными героями не наступают нам на пятки.
Почему важно не «отпускать на тормозах» борьбу с контрафактниками? Неужели их объёмы настолько велики, чтобы помешать «белым» продажам? Или причиняемый ими вред намного больше?
У высокой популярности бренда есть свои нюансы — мы регулярно сталкиваемся с выпуском контрафактной продукции и нарушением авторских прав. Доля контрафакта в отдельных категориях может достигать 50%, что может не только сказаться на прибыли официального лицензиата, но прежде всего — принести вред репутации бренда.
Чтобы этого избежать, у нас работает команда сильных юристов, а также три сторонние юридические компании, специализирующиеся на борьбе с контрафактом во всех регионах, которые защищают как наши интересы, так и наших лицензиатов.
Какой из ваших героев симпатичен лично вам? Почему?
Это то же самое, что спросить у ребенка, кого из родителей он любит больше. Когда живешь с героями проектов каждый день, выбрать одного не представляется возможным.
У каждого есть свои черты и особенности, которые заставляют их бесконечно любить. Будь то несносные, вредные, но добродушные Вупсень и Пупсень из сериала «Лунтик», рассудительный и не по годам мудрый Гена Барбоскин или озорная принцесса Варвара из нового сериала «Царевны».
KANZOBOZ.LIFE, 2018