Любой проект — от идеи до своего воплощения — всегда проходит длительный путь. В нашем случае не прошло и полгода, как появился почти полноценный отраслевой музей. Теперь у него есть собственный сайт с каталогом экспонатов, разбитым на товарные группы, с разделами «новости» и «статьи», есть в нём даже «старости». Впервые несколько экспонатов «вживую» были представлены осенью 2016 года на «Уральском канцелярском форуме», а уже более значительная экспозиция разместилась в 2017 году на весенней выставке «Скрепка Экспо», где даже появилась возможность собственными руками попробовать в работе степлер со скобами 100-летней давности (правда, строго по расписанию).
В музее уже более 80 экспонатов из разных товарных групп, принадлежащих именно отраслевому музею, а также старинные документы, прейскуранты и каталоги. В различных товарных категориях на сайте музея (old-stationery.kanzoboz.ru) также выложено много экспонатов из частных коллекций. Хранится это всё пока в компании «БиДжи», где уже не хватает витрин для постоянной экспозиции. Менеджеры отдела продаж «БиДжи» начинают тихо ненавидеть музей, так как он постепенно отбирает у них жизненное пространство. Правда, пока никто не заметил, внимательно рассматривают каждый новый предмет. Но хранить пока больше негде, а потому у них других вариантов нет, кроме, как смириться с вынужденным соседством. Словом, до совершенства пока ещё далеко, но музей работает, даже занимается исследовательской деятельностью и пополняется. У его виртуальной версии есть посетители, как постоянные, так и новые. И новые посетители приходят на сайт каждый день.
На сайте представлены сканы дореволюционных прейскурантов и каталогов, есть статьи об истории карандашей, есть даже первая попытка описания и классификации дореволюционной канцелярской розницы. Фото большинства экспонатов даны с разных ракурсов, есть также макросъёмка. Многие коллеги в публичных или личных комментариях пишут о том, как всё это здорово, ну а кто-то встречает эту «возню» с канцелярским музеем с абсолютным равнодушием. Но благодаря этим «историческим раскопкам», постепенно обнаруживаются интереснейшие и любопытные для сегодняшнего дня факты. Приведу всего два.
У ряда петербургских и московских дореволюционных ученических тетрадей (из личной коллекции, но представленных в отраслевом музее) скобы были загнуты наружу, а не внутрь, как у всех современных тетрадей, и обклеены цветной бумажной лентой. С технической точки зрения это довольно странное решение. Версию, и довольно убедительную, подсказала очередная находка — тетрадь с линовкой для прихода и расхода. В ней скобы загибали снаружи обложки, а не внутри блока, а потом заклеивали корешок бумажной лентой (то есть, вместе со скобами), чтобы дети не подменяли листы. Лист вынуть было можно, а вставить, не нарушив наружную обклейку бумажной лены — нельзя. По-видимому, в приходно-расходной книге это делалось для сохранения финансовой отчетности, а в школьной тетради — для пресечения попыток устранить плохие оценки и ошибки. Сложное, но интересное решение.
Или ещё тетрадь — писчебумажного магазина В.И. Покровского в Саратове (также из личной коллекции, но выложена на сайте музея) — потянула за собой целую цепочку истории почти 40-летнего семейного канцелярского бизнеса А.Е. Федина, компаньона Покровского по совместному магазину. За прилавком неоднократно стоял сын владельца — К.А. Федин, будущий писатель и председатель правления Союза писателей СССР. Отец готовил его к коммерческой деятельности и поручал обслуживать покупателей. Подробно об этом — в отраслевом музее, в товарной группе «тетради», в описании тетради Покровского. Я упомяну здесь лишь один примечательный факт.
Будущий писатель, в то время учившийся в Саратовском коммерческом училище, предложил отцу оригинальный для своего времени маркетинговый ход — продажу писчебумажных принадлежностей с «премиями», которые обеспечивали дополнительный наплыв покупателей. В те годы школьники (особенно школьницы) увлеченно собирали цветные картинки. Отпечатанные на плотной глянцевой бумаге, эти недорогие картинки украшали не только их альбомы, но и взрослых. По совету сына Александр Ерофеевич в каждую покупку вкладывал картинку. Сначала её вкладывали в тетради: слух о том, что в магазине Федина продают тетрадки с «премиями», мгновенно разнесся среди школьников. Затраты на эти премии были грошовые, а товарооборот вырос во много раз, соответственно, выросла и прибыль. Это позволило отцу быстро погасить кредиты и стать через пять лет владельцем двухэтажного деревянного домика, а еще через несколько лет — большого каменного дома. Правда, этот дельный совет вышел боком самому Константину: отец заставлял его, всех членов семьи, а также приказчика все свободное время до глубокой ночи раскладывать по тетрадкам «премиальные картинки». Ничего вам не напоминает из сегодняшнего дня?
Всё новое — это хорошо забытое старое, надо лишь немного глубже копнуть в историю и нашему удивлению не будет границ.
Я привёл здесь всего два любопытных факта, но их гораздо больше, а некоторые ждут, пока мы их обнаружим, просматривая музейные экспонаты. Но у музея есть и практический смысл — всё это можно и нужно использовать в маркетинге. Это не обязательно может быть напрямую история карандаша, дырокола или торговой марки, историю можно обыгрывать по-разному, в зависимости от цели и площадки, на которой материал будет размещён. А площадкой для привлечения внимания потенциальных покупателей могут служить и отраслевые СМИ и интернет-магазины. Притягательность ретро и интерес к истории конечного покупателя всегда служили и продолжают служить способом привлечения внимания к своему магазину или торговой марке. Надо только творчески подойти к процессу и потратить время на изучение материала.
Кстати, в случае возникновения дополнительных вопросов и необходимости пояснения, в музее есть обратная связь и возможность комментариев к фото и описаниям экспонатов.
На фото представлены последние поступления в музей, описания к которым ещё предстоит дать и историю которых также предстоит открыть. Только без помощи канцелярского сообщества сделать это будет не просто трудно, но и невозможно.
Вообще, для маркетинга наш музей — просто Клондайк, только нужно творчески и грамотно использовать весь этот массив изображений и информации.