Сен
26
2019 г

Становление канцелярской отрасли. Краткий иллюстрированный обзор.

Обложка первого номера журнала "Писчебумажное дело"

Становление торговли канцтоварами как отдельной отрасли началась не сегодня и не вчера. Не будет преувеличением сказать, что произошло это приблизительно во второй половине XIX века. Пик этого процесса пришёлся на начало ХХ в. Основой отрасли тогда являлось писчебумажное производство. В дореволюционной справочной и адресной книге «Вся Москва» А.С. Суворина производители канцелярских товаров, а также магазины и оптовики были объединены под рубрикой «Писчебумажный товар», т.е. таким образом были консолидированы все товары для письма - всё, чем пишут, на чем пишут и что дополнительно используют для этих целей. Производители и продавцы товаров для художников и творчества входили в данную рубрику по тем же соображениям - бумагу как основной товар в их ассортименте выпускали писчебумажные предприятия. С 1904 г. «Союзом писчебумажных фабрикантов России» даже издавался свой журнал «Писчебумажное дело», на страницах которого обсуждались важные на взгляд бессменного редактора журнала Н.А. Резцова вопросы – от технологических особенностей оборудования до циркуляра австрийского министра народного просвещения по нормативам производства тетрадей в Австро-Венгрии, а также публиковалась статистика производства, ввоза и вывоза писчебумажной продукции. 

А в первом номере была опубликована редакционная статья, фактически являвшаяся не только программой издания, но и программой Союза писчекбумажных фабрикантов. 

Программа Союза писчебумажных фабрикантов в №1 1904 г.
Продолжение
№9 Сентябрь 1904 г. Статья о тетрадях.
Продолжение
Продолжение

Впрочем, и сейчас для такой товарной категории, как «бумажно-беловая продукция, специализированная розница отводит существенный процент торговой площади. Отличие только в том, что до революции под «писчебумажным» понимали всё производство бумаги, то есть термин был многозначным, хотя производители и торговцы бумагой и изделиями из неё прекрасно различали о чём идёт речь. В 1917 г. процесс развития отечественных отраслевых производителей и брендов был, к сожалению, прерван, хотя период НЭПа дал нам новые современные (на тот момент) производства и даже новые бренды, правда, срок их жизни оказался ещё короче своих дореволюционных предшественников. Но и в советское время мы развивались всегда как самостоятельное направление, хотя и в рамках различных объединений и министерств.

В сентябре 1935 г. на первой полосе в газете «Правда» было опубликовано Постановление Партии и Правительства «О школьных письменных принадлежностях» за подписью И. Сталина, был создан «Трест Школьных письменных принадлежностей».

Полноформатный скан страницы здесь

Возможно, благодаря именно этому Постановлению уже к 37-му году у нас было своё «Товароведение канцелярских товаров», в 1954-м свой «Каталог Школьных письменных принадлежностей», а в 1962-м издавался справочник «Бумага, картон, школьно-письменные и канцелярские товары». И только в 1964-м в наш справочник дополнительно включили товарную категорию «игрушки», а позднее нас искусственно объединили в составе странной товарной категории «Культтовары».

Сканы всех страниц, имеющихся в нашем распоряжении книг по товароведению и справочников, размещены в разделе Товароведение и учебные пособия, а сканы страниц различных каталогов и прейс-курантов - в разделе Прейс-Куранты и каталоги

Наиболее преуспели в рекламе своей продукции производители карандашей, как зарубежные, так и отечественные, публикуя схожие версии «истории карандаша» непременно с рекламой собственного бренда. (фото). Позже, во времена НЭПа, их опыт повторят советские государственные фабрики (фото), призвав на помощь лучших пролетарских поэтов и художников. На нашу отрасль успели поработать: Маяковский, Родченко, Бурылин.

Но на рубеже XIX XX в.в. до такого терминологического шедевра как «культтовары» было ещё очень и очень далеко, а потому производство, дистрибуция и розничная торговля развивались стремительными темпами по привычным рыночным правилам на территории всей Империи. Найти свой путь и выделиться старались все. Такого количества хаотичной рекламы на фасадах розничных магазинов, как в нулевые годы ХХ столетия, в России прежде, ни впоследствии не было никогда. Специализация уступала место смешанному ассортименту, доводя этот процесс до абсурда. Яркий пример - Челябинский магазин на фото внизу. 

Наиболее преуспели в рекламе своей продукции производители карандашей, как зарубежные, так и отечественные, публикуя схожие версии «истории карандаша» непременно с рекламой собственного бренда. "История карандаша" издавались как отдельной брошюрой, так и включалась в "прейс-курант".

Рекламная брошюра карандашной фабрики В.Ф. Карнац. 1911 г. «Карандаш. Его значение, история и производство»

Позже, во времена НЭПа, их опыт повторят советские государственные фабрики, призвав на помощь лучших пролетарских поэтов и художников. На нашу отрасль успели поработать: Маяковский, Родченко, Бурылин. В рекламе использовались технические новшества и идеологические установки. Был снят даже рекламный фильм об истории карандаша.

Подробнее о флагмане иваново-вознесенского агитационного текстиля, художнике Сергее Бырылине здесь
1920-е. МОСПОЛИГРАФ. Производство ВУФКУ. Культурно-производственный фильм
Художник С. Бурылин 1927 г. Флагман иваново-вознесенского агитационного текстиля.
«Для колебанья нет тут места. Ты комсомолец? — ЮЖХИМТРЕСТА Повсюду требуй карандаш: Он сверху донизу весь наш!» В.В. Маяковский.

Но наиболее значимый след в истории любой отрасли оставляет реклама. Наша - не исключение. Поэтому, возвращаясь к дореволюционному периоду, любопытно посмотреть, какими инструментами для продвижения своей продукции или бренда пользовались наши предшественники, помимо рекламы в периодической печати (на эту тему есть, например, прекрасная статья А. Горденко Реклама карандашей и перьев в Российской Империи. Отечественные производители), фасадной рекламы и публикаций различных версий "истории карандаша". Реклама печаталась, например, на счетах. Вот как это выглядело у "смешанной розницы": "Письменные, чертежные, рисовальные, фотографические принадлежности, парфюмерия, запонки, лобзики и пилки для выпиливания".

В качестве рекламных носителей использовали также и открытые письма. В основном тексты на обороте открыток представляли собой ассортиментный перечень продукции по аналогии с образцом, приведённом выше. Но были и нестандартные подходы. Перед Вами самая креативная дореволюционная реклама из всего, что мне известно на данный момент. Распродажа в специализированном канцелярском магазине «Омега» в Санкт-Петербурге. Но в стихотворной форме. Обязательно прочтите полностью,  это - шедевр!

Производители карандашей для рекламы использовали и упаковку. Ниже – карандаши "Upiter" (рубеж XIX и XX в.в.) Иогана Фабера (Iohann Faber). Это средний из братьев, производивших свои карандаши во второй половине ХIX века. Под его именем до 40-х годов ХХ в. выпускали продукцию его наследники.

Обратите внимание, на упаковке с «Юпитером» есть надпечатка на немецком: «Вы знаете наши самые лучшие карандаши Аполлон?» с одной стороны и «Аполлон - самые совершенные карандаши. Самые тонкие, минимальный расход» - с другой. То есть, купивших «Юпитера», просят обратить внимание и на «Аполлона». А на упаковке «Меркурия», наверняка, была реклама «Юпитера». Видимо, предлагалось собрать весь пантеон.)))

Много Вы видели современных карандашей с анонсом других серий этой же торговой марки на упаковке? Отдельно обратите внимание на то, что все карандаши заточены и все «Hart», т. е. твёрдые. Не «НВ», а именно «Н» в одной упаковке.

Писчебумажные фабрики, типо-литографии и фабрики конторских книг размещали имиджевую рекламу на форзацах одного из самых востребованных своих изделий - конторских книг.

Отто Кирхнер. "Поставщик двора Его Имераторского Величества"
Отто Кирхнер. Рекламма конторской книги №1600
Писчебумажная фабрика Панченко, Ростов на Дону. Медали международных выставок. Печатался и на немецком - для экспортных поставок.
Ярлык (4,9х3 см)

Основным товаром писчебумажных и канцелярских магазинов являлась писчая бумага, продавшаяся «стопами» или «дестями». «Десть» - это 24 листа бумаги, «стопа» - это 20 дестей. Но за прилавком паковали и в промежуточные упаковки - в несколько дестей. Для таких случаев печатали специальные ярлыки с рекламой фабрики.

В нижней части ярлыка есть слово «дест» и перед ним оставлено место, чтобы вписать сколько «дестей» здесь упаковано и добавить окончание (-и, -ей). Такой был сервис для магазинов от писчебумажных фабрик, розница могла выбирать по сколько «дестей» продавать бумагу. Впрочем, всё это без проблем можно было упаковать и без фирменного ярлыка, но фабрикам необходима была реклама, и магазину - удобно! На ярлыке (фото ниже) - писчебумажная фабрика Панченко.

марка 3,5 х 5,5 с

Рекламная марка популярный перед первой и второй мировой, способ донести до конечного потребителя информацию о продукте. Рекламировали товары, рекламировали выставки, некоторые продуктовые производители рекламировали себя через образы знаменитых людей и событий в прошлом и настоящем (Эйнем). В советском союзе тема, понятное дело, угасла, вышло всего два набора посвященных рекламе здорового образа жизни, и все. В Европе по сравнению с царской россией рекламные марки были намного популярней(в силу большой конкуренции) практически все известные производители товаров выпускали тогда свои рекламные марки.  Слева - рекламная (не почтовая ) марка Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры "Треугольник" с резиной для стирания "Серый заяц". Подробнее о марке и о фабрике «Треугольник» в статье Канцелярская история «Треугольника»

А как выглядела дистрибуция до революции? Концептуально, она ничем не отличалась от сегодняшней. Производитель продавал и напрямую в розницу и оптовику, крупный оптовик продавал либо на территории всей Империи, либо в своей Губернии. Каждый писчебумажный магазин пытался произвести продукцию под своей СТМ, в этом ему помогали и производители и оптовики. За сто лет не придумали ничего нового.

Яркий, даже скорее системный пример оптовика -  Торговый Дом "Преемники Я.А. Соловьёва", который к началу Первой Мировой воны, по всей видимости, являлся крупнейшим писчебумажным и канцелярским оптовиков в Москве, если не во всей Империи. 

"Преемники" как оптовики (теперь бы их назвали "федеральными оптовиками") осуществляли и сервис по персонализации тетрадей для своих крупных клиентов. На стр. 16. их "Прейс-Куранта" помещено следующее объявление: "при крупных заказах тетради могут быть сделаны с фирмой покупателя. Образцы высылаем по требованию."

Но помимо "фирмы покупателя"  "Преемники" также ставили на тетради, выпущенной для своего клиента и свой Торговый знак. В наше время оптовики себе подобного не позволяют.))) Под своей СТМ "Преемники" выпускали также карандаши, чернила, перья, , краски и многое другое.

Прейс-Курант Торгового дома "Преемники Я.А. Соловьева" - настоящий кладезь информации по ассортименту канцтоваров и истории оптовых компаний нашей отрасли до революции. Всего в нём 246 страниц.

Канцелярский Прейс-Курант с таким объёмом страниц - единственный в нашем музее, если вообще не единственный из дошедших до нас.

Он переплетён в твёрдый переплёт, в который заботливо вклеены Прейс-Куранты писчебумажных фабрик Говарда (ныне - Кондровская и Троицкая) и Паскевича (ныне- "Герой труда", г. Гомель), а также отчёт по движению цен на бумагу с 1914 по 1918 г.г. помесячно и иная документация Торгового Дома

А  вот не менее яркий пример прямой дистрибуции от дореволюционного производителя по отношению к региональному оптовику.

Совсем недавно в Отраслевой канцелярский музей поступили два каталога образцов "Общества Писчебумажной Фабрики Сочевка": "Альбомная" и  "Рисовальная". Каталоги сформированы по тому же, принципу, что и их современные аналоги - "вееры" с печатью на каждом образце названия бумаги, формата, количества в стопе и веса стопы. Это - первые каталоги дореволюционных бумаг, попавшие в наш музей, да и, вообще, в принципе первые встреченные мной. Примечательно, что они практически в идеальном состоянии. 

Полностью они выложены здесь: Альбомная и Рисовальная

 

Фабрика не на слуху, в прейс-курантах и рекламных объявлениях не встречалась. Поначалу я предположил, что это не большой региональный производитель, не более. Но всё оказалось куда более масштабно.

Из статьи профессора СПб Технологического института Б. Т. Вылежинского "Бумажное производство".

В Прейс-куранте "Преемников Я.А. Сооловьева", например, никакой "Сочевки" нет. Но они - оптовики "имперского" масштаба, а значит, если они не были прямыми дистрибьюторами "Сочевки", то им и незачем было её рекламировать. Эта была для них ассортиментначя позиция. Поэтому они писали проще: "Варшавская бумага":


Оценка:
Нравится
Супер
Хи-хи
Нет слов!
Сочувствую
Возмутительно
Нравится
 
0 просмотров 0   М
Автор: Отраслевой канцелярский музей
Размещено: 26 сентября 2019 года
Раздел: ИнформацияСтатьи о канцтоварах


Социальные сети
добавь себе закладку
 
Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
 
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.
Обсуждение статьи
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Предыдущий материалВсе материалыСледующий материал

 

 


Новости выставок и конференций
Новости

Случайное КанцФото

RELEF CENTRE BUSINESS FORUM в Челябинске
Новинки компаний
Наверх