АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KYrqY
8 апреля 2020

Ольга Сас (F.I.L.A. Russia): «Нас всех ждёт новая реальность»

Ольга Сас (F.I.L.A. Russia): «Нас всех ждёт новая реальность»

Товары для творчества, несмотря на экономический кризис и пандемию коронавируса, продолжают пользоваться стабильным спросом. Тем не менее компаниям, работающим с этим ассортиментом, все же приходится менять свои привычные бизнес-процессы. О работе в нынешней ситуации и ближайших перспективах мы беседуем с Ольгой Сас, генеральным директором F.I.L.A. Russia.

Ольга, как экономический кризис и пандемия коронавируса сказываются на Вашем бизнесе? Какие изменения спроса на канцелярские товары Вы фиксируете в том канале (-ах) продаж, в котором (-ых) работает Ваша компания?

Спрос на канцтовары в онлайне небольшой, но растет. И это та соломинка, за которую мы можем ухватиться. На днях мы разговаривали с банком «Интеза», они очень аккуратно и издалека начали проводить мониторинг по клиентам и когда услышали, что мы продолжаем отгружать товар, заговорили о том, какие мы везунчики. Действительно, из всего нон-фуда мы одни из немногих попадаем под это определение. И мы, в отличие от многих бизнесов, не закрылись, хотя сейчас даже небольшая отгрузка - уже большой выигрыш.

Если говорить о товарах для детского творчества, то наш продукт, благодаря той известности, которую мы уже наработали, проводя вебинары, онлайн-уроки, мастер-классы в видеоформате, остается востребованным. Интернет-заказы увеличиваются: многие родители, затариваясь гречкой, не думали о том, что придется сидеть с детьми один на один, а самое главное, что с ними надо будет чем-то заниматься, чтобы обеспечить их развитие. И им бы очень хотелось, чтобы ребенок мог сам себя чем-то занять. Вот тут и приходит на подмогу наша продукция. И она выигрывает, с одной стороны, за счет гипоаллергенности и максимальной безопасности, в чем крайне важно быть уверенным любому родителю, а с другой - гарантирует ребенку хороший результат, инициирует повторное желание творить и вызывает мгновенное привыкание: ничем другим он уже рисовать или лепить не захочет. Не могу сказать, что спрос растет, но он на уровне.

Какие сегменты канцелярского рынка (какие каналы продаж, какие компании и какие товарные категории) пострадают, на Ваш взгляд, наиболее серьезно? Почему?

Честно говоря, пострадают все и очень серьезно. По всем нам проехались катком. Причем мы сами еще даже не понимаем, во что это выльется, потому что мы только начинаем входить в зону изоляции. Другой вопрос, что каждой организации нужно понимать, насколько она готова ко всему этому, насколько под это заточена ее бизнес-модель. Кто и насколько способен управлять своими издержками? Кто кому сможет не платить и выйти, не потеряв лица перед своими сотрудниками внутри и перед всеми своими клиентами снаружи? Время покажет.

Спрос на какие виды продукции уже заметно снизился и/или будет, по Вашим прогнозам, существенно снижаться в ближайшее время?

Сейчас, наверное, больше всего пострадал сегмент одежды. Эти игроки вообще находятся в коматозе: у них не было зимы, не было весны и, похоже, не будет лета, потому что всем будет не до новых нарядов. Я уже не говорю про туристическую отрасль. Это само собой разумеется.

Повторюсь: мы пока находимся в небольшом числе везунчиков, в нашем распоряжении «разумное, доброе, вечное». Мы предлагаем те товары, которые почти при любом раскладе будут пользоваться спросом, потому что мы все равно рожаем детей, они все равно пойдут в школу, где несомненно будут заниматься творчеством. А многие взрослые, которые сейчас вынужденно сидят дома, включая наших амбассадоров, даже выиграли время и радуются, что до отрабатывания новых техник и проведения экспериментов наконец-то дошли руки. Действительно, как всегда, «кому война, кому мать родна». И в этом смысле нам повезло.

Как человек оптимистичный и всегда ищущий возможности для движения вперед, хочу сказать: если мы будем находиться в постоянном негативе, мы в этой ситуации не выживем. Хорошее настроение - это то, что может повлиять на наш иммунитет. Предлагаю заботиться о своем здоровье и думать о том, что мы еще можем сделать сегодня, чтобы у нас могло настать завтра.

Заметны ли уже сбои в работе иностранных и российских поставщиков? Нехватку какой продукции/материалов Вы ощущаете или ожидаете в ближайшее время?

Все заводы по всему миру сейчас не смогут поставлять продукцию в том объеме, который был. Могу отвечать за нас: F.I.L.A. Russia успела затариться заранее, у нас полные склады, товара достаточно. А всю школьную продукцию мы привезли в конце января - начале февраля.

Что касается F.I.L.A. Group, до последнего момента мы практически не останавливали производства. К сожалению, в Италии работа основной фабрики была остановлена на период с 26 марта по 3 апреля для проведения полной дезинфекции. Все сотрудники F.I.L.A. были обязаны пройти полную диспансеризацию и тотальную проверку врачами, которые не работали в больницах: система была построена так, чтобы контактирующие с COVID не пришли взаимодействовать с производственным персоналом.

Наша фабрика во Франции работает, хабы продолжают централизованную отгрузку и отгрузку со складов. В Индии заводы были остановлены с 26 марта. На текущий момент отгрузки прекращены только из Италии, все остальные продолжают работать. Кроме того, наш так называемый отлично налаженный муравейник сейчас прекрасно себя проявляет как инструмент взаимопомощи: любое представительство может заказывать товар у любого другого представительства. То есть пока у нас не объявили официальное полное закрытие границ, мы сможем завезти продукцию не только из Италии, но и из Франции, Скандинавии, Турции, Великобритании - из любого филиала, который продолжает работать. Поэтому на ближайшие несколько месяцев я не вижу проблем с товаром. А делать более долгосрочные прогнозы в наших реалиях - дело неблагодарное. Посмотрим, что будет дальше.

Как с учётом пандемии и экономического кризиса меняется/будет меняться закупочная стоимость/себестоимость канцелярских товаров? Планируете ли Вы изменение своих прайс-листов/розничных цен в соответствии с валютным курсом?

Изменений, связанных с валютным курсом, не будет. Еще в конце прошлого года мы установили спеццены для российского рынка. Мне удалось убедить иностранных инвесторов в необходимости этого шага. И в этом году мы решили зафиксировать курс и продолжать политику доступного бренда. Мы не повышаем цены, напротив, на некоторые позиции мы их снизили.

Говоря о себестоимости, отвечу: если бы у меня был большой шар, я могла бы что-то предугадать. Я верю в F.I.L.A. Group, в силу бренда и отлично представляю наши мощности. Что касается сырья, на данный момент у нас заключены очень жесткие договоры с поставщиками. И мы стали независимыми по пигментам, по переработке, по выращиванию лесов.

Что будет происходить с мировым рынком? Я бы не стала делать прогноз, потому что весь рынок, к счастью или сожалению, это не моя компетенция. Конечно, произойдут изменения, но пока даже не могу сказать точно, в какую сторону. Давайте посмотрим и не будем строить догадки - вместо них есть чем «поразвлекаться» здесь и сейчас.

Какое влияние пандемия коронавируса оказывает на бизнес-процессы Вашей компании? Перешла ли Ваша компания на удаленный режим работы? Если да, то какие сотрудники сейчас уже работают из дома и как теперь организован процесс работы и управления?

Мы полностью перешли на удаленный режим работы. Мы подошли к этому вопросу очень серьезно с самого начала: еще за две недели до объявления первых незапланированных выходных подготовили всех наших клиентов, снабдили сотрудников всеми файлами, которые им могут потребоваться. Такие действия со стороны правительства были предсказуемы, поэтому мы еще на том этапе начали готовить систему работы в новом формате.

В результате ежедневно в 9 утра мы все выходим на связь, у каждого сотрудника есть список задач с таймлайнами, каждый знает свои хвосты и уже здорово их успел почистить. Мы заранее позаботились о том, чтобы всем хватало интернет-трафика - перевели всех на корпоративную связь. Кроме того, в 11.00 обязательно проходит планерка, на которой обсуждаются стратегические вопросы, а также проводится дополнительное обучение по продукции, подтягиваются общие знания по рынку. Как выяснилось, такая система отлично работает, вполне жизнеспособна, а в некоторых вопросах даже более эффективна.

Каких действий и какой поддержки Вы ждете от своих клиентов? Какие рекомендации по работе в условиях сегодняшнего рынка Вы можете им дать?

Какой поддержки ждем от клиентов? Скажу просто: дайте нам шанс! Мы надежная компания и надежный поставщик. А от клиентов мы ждём, во-первых, честности. Во-вторых, мы хотим, чтобы они в нас поверили несмотря на все свои страхи, потому что рынок мы можем двигать и развивать только вместе.

Понимаю, что сейчас у всех будет желание закупить только самый дешёвый товар, но, поверьте, это путь в никуда. Как я всегда говорила, выбор должен быть у тех, у кого есть деньги. И наверняка скептики скажут, что денег не будет ни у кого. Да, это действительно так, но потом каким-то образом все возвращается на круги своя, и экономика восстанавливается преимущественно за счёт сильных игроков. Знаете, как в той инструкции в самолете: в случае разгерметизации салона кислородную маску нужно сначала надеть на себя, потом — на ребёнка. Вот и в этой ситуации первые и сильные должны выжить и помочь тем, кто слабее. Мы сейчас находимся на позиции сильного поставщика, но сильно недооцененного на рынке. И мы очень надеемся, что мы, «надев маску» на себя, чем занимались последние два года и в мировом, и в российском масштабе, дальше сможем быть теми, кто будет вовремя «надевать кислородные маски» на всех наших клиентов.

Но опять же хотелось бы увидеть честность и открытость клиентов: если у них есть серьезные финансовые трудности, мы должны об этом знать. Мы готовы предоставлять и товарные кредиты, но F.I.L.A. Group - это все-таки не благотворительная организация, а коммерческая компания. Мы хотим выжить и мы стремимся сделать так, чтобы наши клиенты выжили, а обеспечить это можно только вместе, сотрудничая. Мы готовы к взаимодействию и несомненно будем рады, если в этот период у нас появятся новые клиенты. 

Как Вы оцениваете те меры, которые государство предпринимает сейчас для борьбы с распространением коронавируса и для поддержки бизнеса?

На замечательном курсе MBA по маркетингу и пиару умные педагоги говорили, что красивым девушкам ни в коем случае нельзя рассуждать о политике. Пожалуй, я воспользуюсь тем, что я красивая девушка и у меня есть возможность не обсуждать этот вопрос.

Да, мы будем делать все, чтобы получить хоть какую-то помощь от государства. Но бизнес ценен тем, что он может выстоять сам по себе, без дополнительной поддержки. Конечно, если мы ее получим, будет проще, и если это произойдет, я буду приятно удивлена. Но на текущий момент мне было важнее получить поддержку акционеров и инвесторов глобальной F.I.L.A. Group.

С чем, на Ваш взгляд, связано озвучиваемое в официальной статистике существенно более низкое количество зараженных коронавирусом в России по сравнению с другими европейскими странами?

Работа в европейской компании научила меня доверять официальным данным. Все остальное - это информация из разряда «бабка во дворе сказала». Да, наверное, где-то что-то недооценено, но как руководители мы должны опираться на те факты, которые есть, правдивые они или нет, согласны мы с ними или нет. Иначе будет хаос и паника. А это самое худшее, что может быть для бизнеса в данный момент.

Как долго, по Вашим прогнозам, будет продолжаться карантин и связанное с ним падение спроса?

По-прежнему считаю, что прогнозы - дело неблагодарное. Мы сейчас разве что можем посмотреть на ситуацию в тех странах, которые через все это прошли. И пока, насколько мне известно, границу открыл только Китай. Честно говоря, не хотелось бы повторить опыт Италии. И я надеюсь, что у нас все-таки здравое правительство, которое сможет этого сценария не допустить. Я верю в наших врачей и нашу медицину, в том числе благодаря которой Россия - единственная страна, которая оказывает поддержку Китаю, Америке, Италии и Сербии. Я верю в наших людей: наши возможности в критических ситуациях безграничны. История уже не раз это показала. Поэтому я надеюсь, что мы как можно скорее из этой ситуации выберемся. Как бы то ни было, я не думаю, что конец апреля - это окончательный срок, но я с большим удовольствием оказалась бы не права.

Что, на Ваш взгляд, ждет канцелярскую отрасль при оптимистичном и при пессимистичном сценариях развития событий в ближайшие месяцы/через полгода/через год?

Пессимистичный сценарий - это не ко мне. Я только за оптимистичный. Не только канцелярскую отрасль - нас всех ждёт новая реальность. Придут новые игроки. Я не думаю, что сейчас хорошее для этого время, но я считаю, что весь рынок должен будет пережить эту турбулентность. Кто-то сможет с ней справиться, кто-то - нет. Хочу пожелать всем своим коллегам и партнерам, чтобы все выжили, потому что всех вас очень люблю и считаю, что на нашем рынке работают прекрасные люди. И я надеюсь всех увидеть не один раз и не на одном мероприятии, чтобы снова обсуждать, какая ассоциация или какая выставка лучше. Очень рассчитываю на скорую встречу.

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Школьный текстиль 2020: нам есть что предложить современным школьникам и студентам!
Следующий материал
Время актуальных решений: «Скрепка Экспо» в новом выставочном пространстве «Тимирязев Центр».


Последние комментарии
Неплательщики
Актуальные темы