Екатерина Дайняк (DATA INSIGHT): «Мы наблюдаем тенденцию к универсализации детского онлайн-рынка»
Объемы онлайн-продаж товаров для детей заметно растут, при этом существенную долю рынка занимают крупные интернет-ретейлеры. О том, что происходит в детском сегменте e-commerce, рассказала Екатерина Дайняк, ведущий аналитик секторальных исследований компании Data Insight.
Екатерина, как в последнее время меняются объемы онлайн-продаж детских товаров? Рост в этом сегменте соответствует общей динамике развития рынка e-commerce?
Всего за 2021 год в онлайн-сегменте детских товаров был оформлен 201 млн онлайн-заказов детских товаров на сумму 215 млрд рублей. На сегмент товаров для детей пришлось 12% от всех заказов, сделанных у онлайн-ретейлеров, входящих в топ-1000 крупнейших по количеству заказов интернет-магазинов российского рынка e-commerce.
За 2021 год сегмент детских товаров в российской онлайн-торговле вырос на 78% по количеству заказов и на 46% в денежном выражении. Темпы роста обоих показателей значительно ниже, чем в большинстве других товарных категорий, да и средний чек снизился на 18%, достигнув отметки в 1070 рублей. Столь же низкий средний чек наблюдается только в категориях fashion и beauty.
Конверсия сектора детских товаров составила 5,6% (без учета маркетплейсов). Несмотря на то что сегмент детских товаров по-прежнему занимает пятое место на рынке e-commerce по этому показателю, за год конверсия снизилась — на 1,8 п.п. (в сравнении с данными прошлогоднего отчёта за 2020 год).
Могут ли небольшие интернет-магазины успешно конкурировать с лидерами рынка e-commerce в плане сервиса, или им следует делать ставку на уникальность ассортимента? В настоящий момент, по сути, у профильных интернет-магазинов детских товаров есть два пути — либо сделать ставку на уникальность ассортимента, либо развивать продажи на самих маркетплейсах. Как прекращение официальных поставок в Россию продукции некоторых мировых брендов повлияет на расстановку сил на онлайн-рынке детских товаров и на объемы продаж? Если посмотреть на ассортимент детских товаров, представленных в универсальных маркетплейсах, то нельзя сказать, что он сократился, даже наоборот. В рамках нашего экспресс-мониторинга мы на ежедневной основе (за исключением праздников и выходных дней) отслеживаем изменения доступности наиболее популярных и востребованных категорий товаров на сайтах Wildberries.ru и Ozon.ru. Согласно нашим данным, в конце июля суммарное количество доступных SKU на указанных сайтах в большинстве категорий выросло в среднем более чем на 800% по сравнению с первым днем мониторинга (23 марта). В отслеживаемые категории товаров вошли в том числе такие бренды, как YokoSun, Moony, Huggies (Kimberly-Clark), Nutrilon (Nutricia), Pampers (Procter & Gamble), Gerber (Nestlé) и другие. Так, если в среднем суммарное количество доступных SKU подгузников указанных брендов в конце марта составляло чуть меньше 500, то в конце июля аналогичный показатель составил уже около 1745 SKU. Если говорить о категориях детского питания (смеси и пюре), то в этой категории зарубежные бренды растут медленнее: в среднем рост по отношению к концу марта составил около 200%. В профильных магазинах, в отличие от универсальных, в которых растут почти все категории товаров, динамика не так единообразна. Доступность некоторых категорий зарубежных брендов выросла, но в основном в пределах 25%. Доступность части категорий снизилась, но тоже не сильно — в основном в пределах 5% (в отдельных случаях в пределах 20%). Кроме этого, в рамках экспресс-мониторинга мы отслеживаем динамику количества заказов в крупнейших профильных интернет-магазинах детских товаров. На протяжении августа магазины детских товаров показывали хорошую динамику, лучшую, чем в первые два месяца лета, в которые количество заказов снижалось в среднем более, чем на 10% каждую неделю. Показатели темпов роста количества заказов на первой неделе августа стали максимальными за предыдущие восемь недель. Далее количество заказов снова снизилось, и выросло уже только на последней неделе лета — однако уже не так значительно, как в начале августа. Тем не менее в августе посещаемость профильных магазинов детских товаров ни разу не снижалась, более того, на неделе 15-21 августа магазины детских товаров продемонстрировали лучшую динамику посещаемости за всё лето. Конверсия остается чуть ниже среднего значения для сегмента детских товаров, но всё ещё выше минимального значения, которое было зафиксировано в конце июля. | |
|
Готовы ли родители приобретать в интернете детские товары незнакомых брендов? Работают ли в этом случае отзывы покупателей?
В девяти из десяти случаев решение при заказе в интернете принимается с использованием отзывов, а для каждой пятой покупки отзывы имеют решающее значение. При этом сегмент детских товаров является одним из лидирующих секторов рынка по доле заказов, сделанных с использованием отзывов: в 2020 году доля таких заказов составила 92%.
Насколько важным источником трафика для интернет-магазинов, продающих продукцию для детей, были те социальные сети, которые сейчас официально заблокированы в России? Какие соцсети сейчас перспективны с точки зрения привлечения покупателей и повышения их лояльности?
В 2021 году, как и в 2020-м, в источниках трафика магазинов детских товаров переходы из социальных сетей составили всего 4%. Основными источниками трафика по-прежнему являются поиск (на него в среднем приходится 55% переходов на сайты детских товаров, из которых 11% — это платный поиск) и прямые переходы (четверть от всех переходов на сайты детских товаров). Поэтому блокировка иностранных соцсетей не оказывает существенного влияния на онлайн-рынок продукции для детей.
При этом важно отметить, что медиана количества подписчиков в российских соцсетях выросла. Например, если в 2020 году для сети «ВКонтакте» этот показатель составил 20222 человека, то в 2021 году он значительно увеличился — до 28443 человек.
Набирает популярность ведение каналов в Telegram: доля магазинов сегмента детских товаров, ведущих там канал, составила 49%, то есть почти половину от всех вошедших в исследование ретейлеров.
Чуть меньше доля магазинов, ведущих страницу на платформе «Яндекс.Дзен», — 47% от всех вошедших в исследование магазинов. Так что у игроков детского рынка есть выбор вариантов для коммуникации со своими интернет-покупателями.
KIDSOBOZ 2022
- «Творчество, креатив и энергия – квинтэссенция...05.05.2025 5872
- Экспоненты 33-й выставки Скрепка Экспо28.04.2025 14342
- Пенал мягкий BRAUBERG KIDS11.05.2025
- Пенал мягкий BRAUBERG KIDS11.05.2025 26
- Пенал мягкий BRAUBERG KIDS11.05.2025 37
- Пенал мягкий BRAUBERG KIDS11.05.2025
- Пенал мягкий BRAUBERG KIDS11.05.2025 26
- Пенал мягкий BRAUBERG KIDS11.05.2025 37
- Пенал-футляр BRAUBERG11.05.2025 44