Борис Пестов (АРТАВАНГАРД): «В любом случае настраиваемся на позитив»
Почему, несмотря на большое количество негативных внешних факторов, продажи канцтоваров и продукции для творчества в 2022 году были более или менее стабильными?
Офисное потребление канцтоваров никуда не исчезло, а новый учебный год начался вне зависимости от ситуации. По-прежнему значимо творчество. Это развитие для детей, отдых или смена вида деятельности для взрослых. Это хобби, что требует разнообразных инструментов и материалов.
Хотя говорить о классической стабильности всё же, наверное, неверно. В 2022 году было много резких всплесков и падений. Значимо больше, чем раньше. Существенно влияли психологические ожидания, когда все резко начинали экономить, придерживать деньги или, наоборот, ажиотажно вкладывать в то, что стало дефицитом.
Как за 2022 год изменились предпочтения покупателей канцтоваров и продукции для творчества? Какие тренды покупательского спроса будут, на Ваш взгляд, актуальными в 2023 году?
В целом в сегменте товаров для творчества сейчас нет одного определенного пика. Спектр интересов широк. Люди продолжают активно рисовать акварелью, осваивать акрил и масло, заниматься декорированием. Чуть выше интерес к народной росписи. Вероятно, повлияли активности, связанные с темой 2022 года, – народного искусства и нематериального культурного наследия. Посмотрим, получит ли развитие эта линия в 2023 году.
Чем ассортиментная матрица в 2023 году должна отличаться от канцелярского ассортимента 2022 года, чтобы продажи были успешными? Какие категории ассортимента являются сегодня, с Вашей точки зрения, наиболее перспективными и доходными? Спрос на какие виды товаров заметно снижается?
Тренд последних месяцев – особое внимание к цене. Покупатели насторожены по отношению к стоимости товаров, склонны контролировать свои траты, сравнивать разные предложения везде, в том числе и в сегменте товаров для творчества.
Сложнее идут продажи профессиональных художественных кистей, при этом вырос интерес к любительской группе. Она экономичнее по цене, но с хорошим качеством и функционалом. Радует, что функционал остается одним из критериев выбора инструментов и материалов для творчества.
Если магазин не собирается позиционировать себя как дискаунтер, то не стоит представлять просто дешевые товары без изучения их качества, отзывов покупателей и лидеров мнений. Для поддержания продаж на планируемом уровне есть смысл выбирать товары, учитывая не только цену, но и качественные характеристики; включать в ассортимент марки, заслужившие хорошую репутацию у покупателей.
Продолжается прогнозируемый «уход» кистей из натурального волоса. Правда, дело тут не в потере популярности, а в дефиците натурального волоса и повышении его стоимости. Соответственно, растет спрос на аналоги – синтетику, имитирующую натуральный волос.
Например, наша кисть «белка-эко» – имитация натурального волоса сибирской белки. Мы много рассказываем о ней, демонстрируем на мастер-классах, как она работает, и предоставляем на тестирование педагогам. Как результат – хороший спрос. Покупатели оценили функционал, близкий к тому, который можно получить, используя кисти из натурального волоса.
Высокая доступность онлайн-мастер-классов и интерес к развитию креативных навыков оказывают мощную поддержку продаж товаров для творчества. Помимо спроса на кисти, растет интерес к мольбертам: и к мобильным складным, и к компактным напольным. Для творчества хочется создать максимально комфортные условия.
Что, по Вашим прогнозам, будет происходить на рынке в 2023 году? К чему необходимо готовиться игрокам рынка?
Прогнозировать сложно из-за неопределенности. Готовиться есть смысл ко всему, к любым неожиданностям.
Наверняка сохранятся сложности с зарубежной логистикой. Соответственно, производителям стоит продолжать искать замены импортному сырью, материалам и комплектующим. Торговым компаниям следует искать замену товарам, ушедшим с рынка. И надо не забывать при этом про конкуренцию и обращать внимание не только на массовые предложения, но и выбирать что-то уникальное, выделяющееся. Надо тщательно продумывать обновление ассортимента, сохранять и поддерживать созданное ценовое позиционирование и имидж магазина. А еще дополнять товарную выкладку сервисом: грамотными консультациями продавцов, возможностью протестировать сложный товар.
Творчество во всех его проявлениях по-прежнему будет популярно. Это возможность отвлечься, найти себя в чем-то новом. Тем более что сейчас нет дефицита в мастер-классах и уроках. Выбор есть как в онлайне, так и в офлайне. Государство активно модернизирует кружковое движение, частные студии также востребованы, везде появляются новые варианты.
Любитель, владеющий определенной техникой, как и профессионал, уже понимает важность хороших инструментов и материалов. Он выбирает не только по принципу «нравится/не нравится», но и «поможет ли данный инструмент в моем творчестве?», «будет ли мне удобно и комфортно заниматься?».
Так что в любом случае настраиваемся на позитив и рассчитываем на плодотворную работу в 2023 году.
KanzOboz.LIFE 2023