|
|
Сколько их было раньше, сколько достаточно: бесконечное множество, 48, 25, 10, 5, 6 или всё-таки 8?
|
|
Игорь Зайцев, организатор Отраслевого канцелярского музея*
В 2015 году в нашу отрасль – в ассортимент специализированных производителей, в федеральный опт и региональную розницу – пришли и за прошедшие 10 лет получили широкое распространение в начальной школе тетради с новыми для российского рынка того периода линовками: в косую и частую косую с дополнительной горизонтальной линией. Последняя появилась у отечественных производителей благодаря автору этого текста и с его же лёгкой руки третья по счету линия получила название «дополнительной».
Сегодня российские фабрики выпускают на специализированных тетрадных линиях 8 видов линовок в сегменте недорогой ученической школьной тетради. Они понятны специалистам и подходят для большинства учебных планов и программ. Для массовой тетради с неяркой линовкой, от которой у детей не устают глаза, это количество линовок более чем достаточно. И речь не только о самой дешевой так называемой «зелёнке», то есть о тетради в бумажной или «тетрадной» обложке, но и о тетради в обложке из картона.
Прописи и методические руководства с образцами письма и таблицами упражнений для начальной школы на рынке были всегда, но это другой рынок – учебных пособий. И подход к содержанию и использованию в учебном процессе на нём совершенно иной. Здесь важно понимать, что ученическая школьная тетрадь никогда не заменит пропись и наоборот. Они дополняют друг друга и несут в себе разный функционал. Но есть на рынке и третий вариант – тетради, изготовленные не на специализированной тетрадной линии, а типографским способом, с яркой (так как технически по-другому просто не получится) линовкой, но зато с запатентованной и разрекламированной авторской «разлиновкой» и запоминающейся «фишкой», например, пунктирной линией или пробелом между строками. Продают её, конечно же, только на маркетплейсах, минуя специализированную розницу. Тем не менее покупателю она обходится дороже, так как дороже себестоимость, да и за маркетинг нужно прибавить. Но ни методики, ни образцов письма там нет. Других принципиальных отличий от массовой тетради вы в ней не найдёте.
Что действительно важно для чистописания, то есть для постановки у ученика чистого и красивого почерка, так это последовательность применения линовок в начальной школе
Что действительно важно для чистописания, то есть для постановки у ученика чистого и красивого почерка, так это последовательность применения линовок в начальной школе сначала по двум линиям с косыми (частыми, потом редкими), определяющими наклон письма, с дополнительной горизонтальной для определения величины букв, выходящих за строчную линию, затем по двум строчным линиям, далее по одной линейке.
Уже существующие на данный момент в отрасли 8 видов линовок полностью удовлетворяют изложенной выше концепции. Десять лет назад линовок в отечественном «бумбеле» было 6. Но наши производители восстановили забытые советские традиции. А как было раньше – 50, 100 или 120 лет назад?
Вы удивитесь, но первые линовки в системе отечественного образования появились не в тетрадях, а на камне. Ассоциации с наскальной живописью здесь, кстати, вполне уместны. С точки зрения этапов развития письменности, разумеется. В XIX в. ученики для занятий в школе использовали «грифельные» (или «аспидные») доски. Речь не о школьной доске, на которой писали мелом, а об индивидуальных дощечках из черного (аспидного) сланца в деревянной рамке размером по внешней стороне 20х28 см. Писали по ним специальными грифелями (натуральными из серого камня) или искусственными (композиционными) из серой глины с добавлением талька, которые оставляли серую черту. Сланец – горная порода, камень. Таким образом, писали камнем по камню. Кстати, в СССР – эта практика существовала по 1930-е включительно. Аспидные доски выпускались «гладкие» и «линованные» (или, как тогда говорили, «линеванные).
|
 Перед вами аспидная доска из коллекции Отраслевого канцелярского музея с линовкой в редкую косую «тройками» (то есть в три линии «с дополнительной горизонтальной»), с обратной стороны в крупную клетку (8х8 мм). В том же XIX в. в школах параллельно с аспидной доской использовали и бумагу. Сначала просто листы писчего формата приблизительно 14 х 17,5 русских дюйма (35,56 х 44,45 см), сложенные вдвое (35,56 х 22,2 см), позднее уже сложенные в «тетрадь» (22,23 х 17,79 см). Это дореволюционный формат ученической тетради (школьными их тогда не называли), который чуть больше современного. Возможно, именно так в русском языке и появилось слово «тетрадь». Ведь лист писчего формата складывали вчетверо, да и листность измеряли в листах писчего формата (изготовляли тетради в 3, 4, 5 и так далее листов), а называли такое изделие – тетрадь, и сразу было понятно, что листов здесь в 4 раза больше. Ну а то, что это с греческого (тетра)… так с какого же ещё в XIX веке? Вариантов было не так много: латынь, греческий и французский. К слову, плотность бумаги измеряли по весу русской стопы в 480 писчих листов. Самой популярной была 12-ти и 13-ти фунтовая, то есть 65 и 70 г/м. Европейская стопа насчитывала 500 листов. Вот откуда 500 листов в современной пачке бумаги А4. Стопа являлась мерой бумаги, и это указывали среди других «русских мер» на обороте тетради по аналогии с метрической системой сейчас. В первой половине
XIX в. тетради в Российской империи изготавливали либо вручную при домашнем обучении, либо кустарным способом. Объёмы производимой в России бумаги были малы для массового выпуска тетрадей, а производство бумаги было дорогостоящим. В наибольшей мере это касалось качественных бумаг, пригодных для письма, а тем более для печати линовок литографским способом в типо-литографиях или тетрадных мастерских. Поэтому в школе писали либо через трафарет, либо линовали вручную (ниже об этом подробнее)Бумажные мануфактуры или мельницы в России имеют давнюю историю, восходящую к концу XVII, то есть, ещё к допетровской Руси. Но только в 1870-х годах в Российской империи были построены объёмообразующие писчебумажные фабрики, выпускавшие качественную и относительно недорогую бумагу, позволявшую производить из неё массовую (как бы мы теперь назвали этот товарный сегмент) тетрадь и позволявшую печатать в ней разнообразные типы неярких линовок: Мирковская писчебумажная фабрика в Царстве Польском (1874 г.), Дитятковская писчебумажная фабрика в Киевской губернии (1873 г.), Писчебумажная фабрика Панченко в Ростове-на-Дону (1878 г.), Добрушская писчебумажная фабрика Князя Паскевича (1870 г.). Помимо финских и рижских, именно эти фабрики чаще всего встречаются на водяных знаках в дореволюционных тетрадях в коллекции Отраслевого канцелярского музея. Неслучайно до революции в России не было просто бумажных фабрик, все они назывались писчебумажными, одно было неотделимо от другого. Важны были не только цена и объёмы, но и качество бумаги. Российские мануфактуры для выработки бумаги до 1870-х годов использовали в основном тряпьё, потом соломенную целлюлозу и только в 1880–90-е гг. отечественная бумажная промышленность перешла на древесную целлюлозу. Как раз на этот период и пришелся расцвет выпуска тетрадей и открытие множества писчебумажных (канцелярских) магазинов. И именно тогда в нашей отрасли появилось самое большое в истории количество линовок в массовой тетради.
|
Основные принципы построения графической сетки для тетрадей были заложены в работах отечественных методистов к концу XIX в. – П.Е. Градобоева, В.С. Гербача и других. Цитата из Методического руководства к обучению письму Гербача (вошло в каталог Министерства народного просвещения в 1905 г.): «Что касается обязанности приготовления графической сетки, то оно лежит на обязанности учителя: ученики приготовлять её сами не могут, потому что тут важна строгая правильность в размещении линий, особенно наклонных.
Лучше всего, разумеется, пользоваться линованною бумагою, приготовленною литографским способом; но за неимением её, необходимо приготовлять её самому при помощи лучших учеников».
|

У Паллизена в 1896 г. было 48 тетрадных линовок, у «Преемников Соловьева» в 1914 г. – 25
|
Кто же до революции выпускал линованную бумагу и тетради, «приготовленные типографским способом»? В нашем распоряжении не так много документальных свидетельств с образцами линовок той эпохи. В коллекции Отраслевого канцелярского музея, экспонаты для которого я собирал более 10 лет, представлены два «Прейс-Куранта» с линовками: «Тетрадочного и линовального отделения акционерного общества Писчебумажной фабрики Г. И. Паллизен» 1896 г. (публикуется впервые) и «Торгового дома «Преемники Я.А. Соловьева» на 1914-1915 гг. Слово «Прейс-Курант» писали именно так – через дефис и обе части с заглавной буквы. И мы не будем нарушать традицию. Итак, у Паллизена в 1896 г. было 48 тетрадных линовок, у Преемников Соловьева в 1914 г. – 25.
|
|
Пойдём по порядку. Казалось бы, зачем 48? Один мой знакомый полиграфист прокомментировал это так: «Если для людей было важно совмещение цвета носков и подтяжек для носков, а не только совмещение цвета галстука с цветом подтяжек для брюк, то они, конечно, могли позволить себе и 48 линовок. Следы высокоразвитой цивилизации…». А если серьёзно, то существовало прямое и наклонное письмо, круглый шрифт использовали для карт и чертежей, альбомы для рисования также линовали крупной клеткой и обучали рисовать по ней, линовали альбомы для марок и т. д. Но основным назначением линовки всё же была выработка у учащихся начальной школы навыка красивого письма и каллиграфического стиля, что само по себе являлось делом основательным и кропотливым. Для французского, немецкого, греческого, латыни существовали тетради со свой линовкой, да ещё и отдельно с наклонным и прямым письмом. Для различных ступеней обучения также предназначалась своя линовка. Подозреваю, что у учеников, например, гимназии 2-го класса реального училища были свои тетради с разными линовками. Отдельно замечу, что, по Прейс-Куранту Паллизена, «счетовых» линовок (для конторских тетрадей и книг) было 14 видов, нотных – 3 вида, а линовок почтовой бумаги – 4. Отчасти, мой знакомый полиграфист был прав…
|
 Всё это также означает, что у писчебумажной фабрики Паллизен существовал отдельный и, судя по всему, хорошо выстроенный тетрадный бизнес с продуманной ассортиментной и торговой политикой, как это показалось мне вначале. Как мы видим, линовали не только тетради, но и конторские книги, почтовую бумагу, да и мало ли ещё что. Это была фабрика по производству настоящего «бумбела», то есть бумажных товаров со всевозможными линовками для письма. Линовали всё, не только сложные изделия, но и писчую и почтовую бумагу.Линовали в основном классическими «голубыми линиями» (прямая цитата из Прейс-Куранта), но почтовую бумагу – «светло-серыми». Как всё схоже с днём сегодняшним, хотя и в советское время, и сейчас не обходится без экспериментов.
У Паллизена стандартных линовок в узкую линию существовало 6 вариантов. Высота строк варьировалась от 3 до 7 мм и назывались они «парами», при расстоянии между ними от 12,5 до 13,5 мм. А у линовки с дополнительной горизонтальной линией, которую тогда называли «тройками», высота строк начиналась уже от 2,5 мм для самых маленьких учеников. И здесь тоже было 6 вариантов.
Линовка в косую линию имела также разброс расстояний (всего 6 вариантов) между «косыми» от «мелких косых» с шагом в 3,5 мм (чуть-чуть не дотянула до современной» в частую косую — 2,5 мм) до «редких косых» в 3 см (почти идентична современной «в косую» — 2,7 см.). Её так и называют сейчас — «с редкими наклонными», термин с историей, из XIX века. Только наклон письма тогда был на 10 градусов меньше (55 градусов), чем в советском и постсоветских ГОСТах (65 градусов).
Не могу не привести здесь некоторые термины и мои пояснения к ним из Прейс-Куранта Паллизена:
|
 Белый «непечатанный этикет» («наклейный этикет»)
— наклеенный на обложку тетради прямоугольник бумаги для подписи с возможностью запечатки литографическим способом. Этикет, по желанию заказчика, мог быть абсолютно белым, либо с базовым дизайном, например, с «Видом школьной комнаты» (разумеется, с рамкой для подписи), либо, по желанию заказчика, «фирмовым». Самая дешёвая (стандартная) обложка была синего цвета. А самая дешевая тетрадь — синяя с белым этикетом. Но и тетради с зелёной обложкой также выпускали.«Глезированная обложка» — каландрированная.
«Протечная бумага» – промокашка в размер тетради, в эконом-варианте (с внутренним блоком из недорогой бумаги) размером 2/3 от формата тетради.
«Брульон» — это, скорее всего, черновая тетрадь или альбом для набросков и эскизов.
«Заборная книжка» – книжка, в которой ведется запись и учёт отпускаемых в кредит товаров, с талонами (квитанциями) на получение, забор определенного вида и количества товара, либо без квитанций.
Самое интересное я понял только при написании этой статьи – линовок было ещё больше, так как заказчик мог комбинировать различные виды горизонтальных линовок с косыми (наклонными) из представленных в Прейс-Куранте. Ну и самое важное – к 1900 г. Акционерное общество Паллизен, в которое с 1899 года входило несколько фабрик: Ржевская, фабрики Г.И. Паллизена в Санкт-Петербурге и Ижоре, и Кошелевские бумажные фабрики, обанкротилось, а в июле 1912 года фабрика и прилегающий к ней участок в 45 десятин становятся собственностью нового владельца — Санкт-Петербургского металлического завода и полностью прекращает своё существование. Вопрос – точно нужны ли тогда были рынку все эти 48 линовок и их комбинации?
Формат данной статьи не позволяет подробно описать историю фабрик Паллизена, так как здесь мы разбираем историю линовок. Прочесть об этом можно будет через некоторое время на сайте Отраслевого канцелярского музея. Скажу лишь, что основатель писчебумажной империи Г. И. Паллизен являлся генеральным консулом Дании, коммерции советником, а впоследствии выборгским купцом 1 гильдии, принявшим российское подданство. А в исторических документах есть свидетельства о финансовой поддержке Императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и датской принцессы, предприятий Паллизена.
|
«Торговый дом «Преемники Я.А. Соловьева» накануне Первой мировой войны, по моему твёрдому убеждению, являлся крупнейшей оптовой компанией на канцелярском рынке Российской Империи и как оптовик (теперь бы его назвали «федеральным оператором») осуществлял и сервис по персонализации тетрадей для своих крупных клиентов. Их Прейс-Курант и подробное описание их бизнеса (из той информации, что доступна нам сегодня) также представлены в Отраслевом канцелярском музее. На стр. 16 помещено следующее объявление: «При крупных заказах тетради могут быть сделаны с фирмой покупателя. Образцы высылаем по требованию.» А на страницах 17 и 18 представлены образцы их линовок, коих всего 25, а некоторые нам знакомы по Паллизену. Все линовки здесь поделены на «общеупотребительные», которых можно насчитать 10 и остальные.
|
|
На данный момент нам известно о двух крупнейших канцелярских оптовиках Российской Империи: ТД "Преемники Я.А. Соловьева" и "Оптовый склад конторских книг, ученических тетрадей, канцелярских и школьных принадлежностей вдовы И.И. Васильева С.И. Васильевой". «Преемники», «Вдова» и «Наследники» — всё это организационно-правовые формы предпринимательской деятельности дореволюционной России, одновременно сохраняющие и имя основателя компании. И оба располагались в Москве на ул. Варварка практически друг напротив друга. Удивительно, но здесь же, на Варварке, в одном доме с Васильевой располагался склад и магазин, а возможно, и московское представительство Паллизена. Прямо переплетение судеб.
В 20-е годы осталось фактически две линовки: в клетку и в линию
|
 После гражданской войны в стране была разруха, типо-литографиям и национализированным государственным издательствам было не до чистописания. В 20-е годы осталось фактически две линовки: в клетку и в линию. Отследить это более точно по каким-либо утверждённым в тот период стандартам, если таковые были, не представляется возможным, но судя по моей коллекции, приоритет отдавался клетке, а тетради в линию выпускали в гораздо меньшем объёме. Попадаются также образцы и с узкой линией или линовкой для прямого письма, но это свидетельствует об использовании дореволюционных штампов, вероятно, до полной их выработки. По Общесоюзному стандарту (ОСТ), принятому в июле 1930 г. видов линовок было три: два в линию (интерлиньяж 8 мм для старших классов и 6,5 мм для младших) и одна в клетку (5х5 мм). В клетку выпускалось подавляющее число тетрадей (около 70-80% от общего объёма выпуска, если не более) — в СССР полным ходом шла индустриализация, стране необходимы были технари. Это было и требование времени, и установка от государства. Так думали наверху, а в обычных советских школах тем временем не хватало тетрадей в линию. Учебный план никто не отменял и учебный процесс шёл своим чередом. Школьники задания по литературе, русскому и иностранным языкам выполняли в тетрадях в в клетку. К середине 30-х с принятием нового ОСТа в школы вернули тетради в частую косую линию, закрепив её и в первом советском ГОСТе 1941 г.
|
 1. После войны кто-то в высшем руководстве советским образованием осознал наличие данного перекоса и необходимость хотя бы частичного возврата к дореволюционным стандартам культуры письма и, наконец-то, обратил внимание на проблему постановки образцового почерка у детей и отработке основных атрибутов дореволюционного каллиграфического письма. Почерку учащихся, а значит повышению гуманитарного уровня в целом и, как следствие, разнообразию линовок в массовой тетради уделили особое внимание, введя дореволюционные принципы последовательности линовок при обучении чистописанию, о которых мы говорили в самом начале статьи. Важную роль в этом сыграли работы уже советских методистов В.А. Саглина, А.И. Воскресенской, Н.Н. Боголюбова и др. Возможно, реформирование в 1946 году наркоматов в министерства также сыграло в этом свою роль, в частности, преобразование наркомата просвещения в министерство просвещения. Так или иначе, но в каталоге школьных письменных принадлежностей министерства местной промышленности РСФСР 1956 года появились 6 видов линовок. Часть терминов для их обозначения взяли из того самого 1896 года, заменив только дореволюционные «тройки» и «пары» на цифровые значения. В 3 линейки с частыми наклонными
2. В 2 линейки с частыми наклонными
3. В 3 линейки с редкими наклонными
4. В одну линейку на странице 20 линий
5. В одну линейку на странице 23 линии
6. В клетку
В итоге с 5-ю линовками в школьной тетради мы прожили до середины нулевых, когда сначала была восстановлена частая косая линовка, а затем производители довели в 2015-ом количество линовок до 8-ми.
|
 К 1970-м новый школьный письменный шрифт значительно упростили и приспособили к безнажимному письму шариковой ручкой, что отразилось и на линовке – к середине 70-х из тетрадей пропала частая косая. Но зато на обложках появилась надпись: «для письма шариковой ручкой».
В итоге с 5-ю линовками в школьной тетради мы прожили до середины нулевых, когда сначала была восстановлена частая косая линовка, а затем производители довели в 2015-ом количество линовок до 8-ми. Самый важный урок, который все мы можем сегодня извлечь из всей этой истории, – не получится искусственно увеличить количество линовок в массовой тетради. Это право есть только у методистов – авторов прописей и рабочих тетрадей. Маркетологи, рисующие новые графические сетки без понимания методики, без проработки и формирования методического руководства, только ради того, чтобы вывести на рынок что-то, отличное от принятых стандартов, для продажи на маркетплейсах по более высокой цене, не улучшат почерк детей, а только запутают и родителей, и специализированную розницу.
|
Источники:
Н. П. Мельников, П.Н. Мельников. История, статистика, литература писчебумажного производства. Водяные знаки (филигрань). Будущее писчебумажного производства. Санкт-Петербург, 1906 г.
Прейс-Курант Г. И. Паллизен, 1896 г. Отраслевой Канцелярский музей.
Прейс-Курант «Преемники Торгового Дома Я.А. Соловьева», 1914 г. Отраслевой канцелярский музей.
Методическое руководство к обучению письму. Пособие для родителей, учителей, учительских институтов и семинарий. 33-е издание, 1915 г. В.С. Гербач. Отраслевой канцелярский музей.
Экспонаты Отраслевого канцелярского музея, коллекция тетрадей И.М. Зайцева.
|
|
*— Статья была подготовлена в тот момент, когда Игорь Михайлович Зайцев занимал должность директора по продажам АО «Гамма ТД», а экспозиция музея Зайцева И.М. находилась в Переславле на территории ПКХТ. Мы не знаем, где будет располагаться экспозиция с февраля 2025 года.
|