Компания ГАММА, экспонент выставки «Российский Канцелярский Форум – 2020» рассказывает, как экономический кризис и пандемия коронавируса сказались на деятельности компании и какие меры предпринимаются для адаптации к новым условиям.
Как экономический кризис и пандемия коронавируса сказались на деятельности Вашей компании?
С определенными трудностями мы столкнулись. Но быстро разобрались и все ресурсы перенаправили в развитие активностей в социальных сетях, в интернет магазинах. Как такового кризиса даже не почувствовали – наши продажи по отношению к прошлому году упали на 15%, но у нас был задел первого квартала, где мы перевыполнили свои цели. По нашим наблюдениям, конечные продажи товаров для творчества во время пандемии даже выросли по отношению к прошлому году. Нам, например, очень помогло развитие художественного ассортимента – эта категория просто взорвалась в апреле. Причем в том числе и в традиционной рознице, где магазины были открыта, ведь магазины товаров для художников практически нигде не работали. Всегда считал, что люди в России исторически склонны к творчеству, это одна из наших общих отличительных особенностей характера. Апрель 2020 это полностью подтвердил! Уверен, что уже в этом году канцелярские магазины существенно расширят ассортимент художественных товаров, которые стали очень востребованы, и это устойчивая тенденция.
Какие изменения спроса на канцелярские товары Вы фиксируете в своих каналах продаж?
- Очевидно, что интернет продажи, образно выражаясь, перепрыгнули сразу несколько ступенек развития, и их доля оказалась очень большой. Также понятно, что большая часть покупателей оттуда уже не уйдет. Потому нас ждут тектонические сдвиги, когда роль традиционной розницы будет уменьшаться в пользу интернет каналов, наш рынок познакомится с омниканальностью. В плане товара это даст дополнительную возможность для развития товарам с добавленной стоимостью, более дорогих. Пластилин 36 цветов, карандаши в наборе по 72 цвета, набор юного художника – это наши хиты продаж в интернет канале. Спрос в рознице, наоборот, будет переходить в более дешевые сегменты, но не на рынке детского творчества, там лидеры останутся без больших изменений.
Какие меры были Вами приняты для адаптации к новым условиям?
- Как у всех – перевод на дистанционную работу и обеспечение всех сотрудников необходимыми средствами. Сделали работу немного заранее, поэтому в назначенный час не испытали трудностей. Изменили правила кредитования партнеров, стали чуть строже относиться к отсрочкам. И усилили работы по развитию бренда: сейчас новинки у нас выходят практически еженедельно, есть о чем поговорить с нашими партнерами даже в такое неспокойное время. Повышенная активность сегодня позволит нам развиваться в будущем. Например, контакты с педагогами перешли в он-лайн и оказалось, что сейчас мы можем больше и качественнее вести коммуникацию с профессионалами. За месяц организовали в социальных сетях группу для педагогов, там уже почти 3 000 педагогов с потрясающей вовлеченностью и активностью. Интересное время, конечно.
Как Вы думаете, когда ситуация на рынке сможет нормализоваться?
- Для нашего рынка главное, чтобы школьный сезон прошел в привычные сроки. Для этого вся розница должна открыться в июле. Очевидно, что мы устойчиво идем к такому развитию событий. Опыт европейских стран говорит, что практически вся канцелярская розница будет работать после 31 мая. За исключением торговых центров, которые откроются к июлю. Потому нормализация наступит в августе. Надеюсь, что выделенные на детей нашим государством деньги пойдут в том числе на закупку канцтоваров перед 1 сентября. А сам сезон, по моим ожиданиям, будет в денежном выражении не хуже прошлого года. Офисная жизнь нормализуется уже к осени.
Планируете ли принять участие в выставке РКФ – 2021?
Да, конечно, мы уже выбрали место! Нам понравился опыт участия в 2020 году – как по составу экспонентов и внешнему виду выставки, так и по количеству и качеству посетителей.
Уже сегодня на РКФ - 2021 сформировался интересный состав участников художественного рынка, думаю можно будет поговорить с организаторам и по специальным мероприятиям, направленным на развитие этого сегмента. Особенно такую актуальность товаров для творчество даже во время пандемии.
Сейчас звучат разные мнения по поводу необходимости выставки как таковой. У меня лично есть большая уверенность, что ценность выставки в 2021 году будет существенно выше. Скомканная подготовка к сезону 2020, общение только в он-лайне этой весной, желание обсудить результаты и заглянуть в будущее будут провоцировать дополнительный интерес к выставке и очному общению, желанию посмотреть на весь рынок в одном месте.