Борис Иванович, как экономический кризис и пандемия коронавируса сказываются на Вашем бизнесе? Какие изменения спроса на канцелярские товары Вы фиксируете в том каналах продаж, в котороых работает Ваша компания?
Пока неясно, что будет в сухом остатке, пока наблюдаем и фиксируем. Сразу оговорюсь, мы - фабрика, производство, мы стараемся фиксировать именно прямое влияние, стараемся быть аккуратнее с предположения про то, как и что в других местах. При этом, конечно, общаемся с партнерами, следим за канц.лентой в соцсетях и на порталах, смотрим на другие отрасли, на общую ситуацию в России и в мире.
Итак, пока фиксируем следующее. Во-первых, есть звоночки в части снижения заказов. Некоторые клиенты замерли и стараются не рисковать: вроде и заказать бы надо, но “еще немного подождем, неясно, что дальше будет”. Ряд клиентов вводит пониженные нормативы складских остатков как превентивную меру, чтобы не попасть на излишки в случае будущего спада продаж. Ряд клиентов, наоборот, говорят о скачке продаж по художке, по творческой теме, но сразу осторожно оговариваются, что, вероятно, это временная ситуация. Это все было до 28 марта, до стопа офлайн-розницы, до стопа работы офисов/складов/производства.
Во-вторых, есть звоночки в части удлинения оплат. Начали поступать запросы на дополнительные отсрочки от клиентов. Пока это единичные случаи. И все же они уже есть. Причины понятны: информации о снижении трафика и закрытии офлайн-магазинов море. Но от этого не проще. Производитель часто крайний в товарной цепочке, производителю не на кого транслировать проблему. Именно поэтому соблюдение баланса важно! Важно для всех партнеров: адекватность, открытость и поддержка важны, как никогда! Поддержка не односторонняя, а обоюдная.
Какие сегменты канцелярского рынка (какие каналы продаж, какие компании и какие товарные категории) пострадают, на Ваш взгляд, наиболее серьезно? Почему?
Уже сейчас понятно, что пострадают все. Рынок серьезно сжимается. Деньги уходят в другие сферы. Плюс потребительская способность уже упала и явно еще упадет. И в целом денег станет еще меньше. Определенное исключение - онлайн-торговля. Маркетплейсы, крупные и мелкие интернет-магазины уже “поймали волну”: вводят специальные акции, спецпредложения по доставке. Смогут ли они полностью переключить на себя офлайн? Вряд ли, но переток несомненно будет.
Спрос на какие виды продукции уже заметно снизился и/или будет, по Вашим прогнозам, существенно снижаться в ближайшее время?
Думаю, что спрос снизится на всё. Люди начинают экономить: тем более неизвестно, сколько все это продлится. Хотя также очевидно, что расходные материалы пострадают меньше, чем канцелярия длительного пользования. При этом, не удивлюсь, если мы увидим экстремальный всплеск на какие-то товары и в нашей сфере. Ситуация меняется стремительно, за событиями актуальными прямо сейчас достаточно сложно увидеть будущие витки спирали.
Заметны ли уже сбои в работе иностранных и российских поставщиков? Нехватку какой продукции/материалов Вы ощущаете или ожидаете в ближайшее время?
С логистикой все неоднозначно. В отношении производства есть запас необходимого сырья и комплектующих. Благодаря ему мы пока не почувствовали каких-то сложностей. Был период неясности в сроках и схемах доставки у ряда поставщиков, но это было недолго и нас не коснулось. Но в то время эпидемия разворачивалась за пределами России. А как развернется ситуация с эпидемией внутри? Учитывая наличие пессимистических сценариев, все неоднозначно.
Сложнее стало с готовой продукцией. Опять же пока ситуационно, точечно, но все же звоночки есть. Несколько экспортных отгрузок с авиадоставкой попали на период массовой отмены авиарейсов, и было заметно сложнее организовать логистику. Ситуацию разрулили. Что будет дальше, будут ли проблемы на доставке внутри России - покажет время.
Мы призываем партнеров не закрывать глаза на логистические сложности! Особенно, если выбран путь снижения остатков. И важно помнить, что далеко не во всех производствах можно легко и быстро нарастить мощности, не везде можно организовать вторую/третью смену. С одной стороны, дефицита в товаре давно не было. С другой стороны, сейчас много неизвестных, поэтому нельзя рассчитывать, что все будет “как обычно”.
Как с учётом пандемии и экономического кризиса меняется/будет меняться закупочная стоимость/себестоимость канцелярских товаров? Планируете ли Вы изменение своих прайс-листов/розничных цен в соответствии с валютным курсом?
В нашем ассортименте есть товары с импортными составляющими. Где-то доля импорта в себестоимости близка к нулю, а где-то этот показатель значимый. Курсы валют растут. Более того, есть сырье, цена на которое растет сама по себе. А значит, и мы будем вынуждены рассматривать вопрос повышения цены. Решение о сроках и процентах пока не принято, пока держим цены на прежнем уровне.
Какое влияние пандемия коронавируса оказывает на бизнес-процессы Вашей компании? Перешла ли Ваша компания на удаленный режим работы?
В марте фабрика работала в обычном рабочем режиме. Только один сотрудник, вернувшийся в начале месяца из зарубежной поездки, был в режиме самоизоляции и работал удаленно.
Но среда, 25 марта, кардинально изменила ситуацию. Безусловно, мы понимаем опасения, связанные с распространения вируса, поэтому исполняем требование Президента, и с понедельника 30 марта производство на территории фабрики остановлено. При этом нас ситуация совершенно не радует. У фабрики активно растут продажи и требуется наращивать объемы выпуска. Поэтому вечером в среду и в четверг мы оперативно перестраивали все процессы. Активизировали работу производства перед новыми "выходными" днями, организовали надомный вариант для части операций. Чтобы не подвести клиентов, склад и служба логистики работали в усиленном режиме: отгрузили максимальное количество поступающих заказов.
На неделе с 30 марта по 3 апреля часть управленческого персонала выполняет основные функции удаленно. В первую очередь, это сотрудники отдела продаж, они всегда остаются на связи с клиентами. Надеемся, что перерыв будет коротким, и после возвращения к работе наши партнеры не должны ощутить каких-либо неудобств.
Какие рекомендации по работе в условиях сегодняшнего рынка Вы можете дать своим клиентам? Каких действий и какой поддержки Вы ждете от своих поставщиков?
Сейчас приходится переходить в режим оперативного планирования с экстремально коротким диапазоном один-два дня. Иногда речь идет о часах. Это важно принять. Не всегда возможно бороться с внешними обстоятельствами. При этом всегда есть множество параметров, на которые можно и нужно влиять самим. На них и необходимо сосредоточится. И, конечно, нельзя за ситуационным забывать про стратегическое. Если понимание уже было - прекрасно. Если нет - самое время детально продумать и начать действовать.
Как Вы оцениваете те меры, которые государство предпринимает сейчас для борьбы с распространением коронавируса и для поддержки бизнеса?
Пока все меры поддержки озвучены лишь в общих чертах. Оценивать их сложно.
С чем, на Ваш взгляд, связано озвучиваемое в официальной статистике существенно более низкое количество зараженных коронавирусом в России по сравнению с другими европейскими странами?
Вероятнее всего, у нас сделано значительно меньше тестов на коронавирус, чем в Европе.
Как долго, по Вашим прогнозам, будет продолжаться карантин и связанное с ним падение спроса?
Здесь сложно прогнозировать. Но абсолютно точно последствия будут ощутимы еще долгое время после окончания карантина и пандемии в целом.
Что, на Ваш взгляд, ждет канцелярскую отрасль при оптимистичном и при пессимистичном сценариях развития событий в ближайшие месяцы/через полгода/через год?
При любом варианте - стагнация. Вяло или более активно идущая. А сценарии развития слишком непредсказуемы: они напрямую связаны с продолжительностью пандемии и мерами борьбы с вирусом.