|
Честно говоря, мы в редакции считали, что бизнес настольных игр скучен, скрытен и представляет интерес для ограниченного числа продавцов и покупателей. Как же мы ошибались! Настолки — это удивительный мир, созданный неравнодушными людьми для развлечений, развития логики и мышления, обучения, образования и просто для кайфа. Кроме того, раз уж мы говорим о бизнесе, настольные игры являются универсальным, практически идеальным продуктом для магазинов детских товаров и игрушек, канцелярских товаров, сувениров, подарков и хобби, книжных и многих других. О главных тонкостях большого бизнеса настольных игр, с особым акцентом на детской продукции, мы беседуем с Алексеем Куриловым, генеральным директором компании GaGa Games. Почему GaGa Games? В чём вы настоящие спецы? Про название спрашивают постоянно. Как-то в Германии на выставке немцы недоумевали по этому поводу. Оказалось, у них есть жаргонизм «gaga», который обозначает «злые», то есть мы получались для них «Злые игры», но при этом никаких злых коробок у нас на стенде не нашли, вот и удивлялись. С тех пор мы обычно отшучиваемся про то, что мы злые или начинаем умничать — согласно словарю Merriam-Webster и другим: «gaga» — немного сумасшедший, малость «того», влюбленный, увлеченный. На самом деле название придумала Лена (мама моих детей и по совместительству второй директор). Мне кажется, она до сих пор не знает, откуда она его взяла. Но название прижилось. Правда чаще нас кличут «гагой», и мы этому несказанно рады. Именно поэтому наш магазин из начального gagagames.ru превратился в gaga.ru (а gaga-games.ru осталось по наследству издательству, которое появилось сильно позже).
|
|
Не знаю достигли ли мы уровня спецов, но мы действительно знаем и любим настольные игры и умеем их продавать. И помогаем это делать нашим оптовым клиентам. До сих пор не изжит устоявшийся стереотип, что настольные игры это для детей. По факту игры детям — это 20–30% в продажах магазина. Остальные «недети» покупают для себя. Поэтому настольные игры могут прекрасно расширять ассортимент не только детских магазинов, но и книжных, и магазинов подарков, и сувениров и других, работающих в сферах хобби, развлечений, развития. Мы регулярно расширяем масштаб поддержки клиентов, постоянно думая над тем, ЧТО можем сделать сверх того, что делаем сегодня. Мы хотим, чтобы клиенты, например, небольшие магазины настольных игр или неспециализированные игроки, которые продают настолки заодно со своими основными товарными группами, не несли бремя продвижения наших игр в одиночку. К сожалению, какой бы прекрасной не была игра, информацию о ней требуется донести до конечного покупателя (игрока), чем мы и занимаемся наравне с клиентами, помогая друг другу. В итоге маркетинговый бюджет формируется не только клиентом, и популярность игры является не просто следствием усилий их консультантов или удачной выкладки на местах или их маркетинговых усилий. Хотя всё, что делает клиент, тоже немаловажно, но вместе с клиентом создается синергия от наших и его усилий и умений, в итоге игры быстрее находят своих поклонников. Нам кажется, что такая конфигурация является залогом долгосрочной успешной работы.
|
|
Так что же на самом деле происходит со спросом в вашем сегменте рынка, куда всё движется? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего разобраться с тем, что из себя представляют настольные игры. А настольные игры — это феномен, который с точки зрения его осмысления играющими или наблюдающими за ними, проявляется в трех аспектах: 1. Для некоторых (и этих некоторых очень много) игра «as is» (коробка с внутренностями) — это источник радости и положительных эмоций. Сродни тому, что эстеты получают от предметов искусства — попросту фетиш, в хорошем смысле этого слова. Мы помогаем таким людям наслаждаться красотой и глубиной красивых, внутренне и внешне, игр. Что уж там, мы и сами такие люди. 2. Игра «вытаскивает» нас в текущий момент, открывая его дзен. В отличие от наркотиков и алкоголя игра оставляет играющего трезвым, но в правильно измененном состоянии сознания, в котором он как сознает мелочность каких-то своих проблем, так и ощущает источник реальной гармонии и красоты от близости общения и единения — датчане назвали бы это «хюгге». Фактически игра воспитывает навык правильного чувствования и мироощущения. Давайте разовьем и доведем до предела — если тренировать этот навык, то итог христиане назвали бы спасением, буддисты — просветлением, а русские — душевностью. Это то, что делает игра. Это то, что делаем мы. Скромность играм не помеха! 3. Для третьих важны возникающие из предыдущего пункта отношения, которые возникают и/или развиваются в игре. Игра помогает достичь большей глубины отношений, большей искренности, большей близости. Есть, конечно, и другие более утилитарные группы. Например, родители, желающие отвлечь свое чадо от экрана телефона. В любом случае на выходе мы имеем некий уникальный продукт, аналог которому придумать сравнительно сложно. Характеристики этого продукта таковы, что он абсолютно востребован и популярность его неизбежно будет расти. А раз будет расти спрос, будет расти и предложение, и качество. Что собственно и происходит сейчас. Издателей становится все больше, уровень проникновения игр на полки и в онлайн-торговлю растет с каждым годом. Параллельно будет происходить консолидация рынка. Похожие тенденции имеют место на международном рынке — совсем недавно было объявлено о том, что найден покупатель крупнейшего игрока на мировом рынке — Asmodee Group. Сделка оценивалась в $1,4 млрд. До этого в течение нескольких лет Asmodee консолидировали рынок, приобретая студии, издательства и даже розничные сети по всему миру.
|
|
Есть люди, которые далеки от настольных игр, есть фанаты, а что посередине? На кого, главным образом, ориентирована ваша продукция? Для большинства настольные игры — это альтернативный вид полезного отдыха. Сегодня посмотрел хорошее кино, завтра почитал книгу, послезавтра поиграл в волейбол или покатался на лыжах, а затем взял настолку. Либо совместил. Можно ли и нужно ли тут выделять группы? Настольные игры универсальны, главное, подбирать то, что подойдет именно вам. Если речь идет о детях, то в зависимости от возраста подойдет очень разное. С 10 лет подходит почти всё, но нужно обращать внимание на то, что именно близко лично вам (или тому, кому предназначается игра). Кому-то важней танки, кому-то эльфы, кто-то хочет, чтобы было и то, и другое. Возможно ли расширить ассортимент небольшого магазина вашими играми? Нужны ли специальные знания продавцам? Да, но некоторые нюансы зависят от основной деятельности магазина. Сейчас мы поставляем игры как в специализированные магазины (детские, книжные, магазины настольных игр, магазины хобби и творчества, канцелярские), так и в региональные и федеральные сети. Учитывая, универсальность настольных игр, они могут найти место почти в любом магазине, но нужно учитывать то, зачем к вам приходит покупатель. Если не за настольными играми и не за подарками, то, возможно, чтобы оборачиваемость вас радовала, нужно будет помочь покупателю увидеть новые предложения в вашем магазине
|
|
Зачем вам собственные магазины? Это же накладно, для чего такие сложности? Магазины — это наше всё. Мы начинали именно с магазинов, долгое время покупая все игры у крупных игроков. Да и наши возможности по вложениям в бизнес были не столь велики, чтобы сразу браться за издание игр. На старте мы вложили около 100 тысяч рублей. Ну и так потихонечку стали лидером розничного рынка Петербурга. Магазины дают море информации. Именно благодаря вопросам покупателей мы открыли крупнейший в Европе клуб настольных игр Playloft GaGa, где теперь любой житель или гость Петербурга может поиграть в тысячи игр, не покупая их. Точно также магазины позволяют держать руку на пульсе по предпочтениям покупателей, по тому, что им особенно нравится, или чего им не хватает — и тут уже на помощь приходит издательство.
|
|
Ваша компания постоянный участник крупнейших российских и зарубежных выставок, в том числе Spielwarenmesse. Насколько трудно работать на западных рынках с вашим продуктом? Делаете ли вы игры только для Запада (как проходит локализация)? Чем отличается иностранный потребитель от российского в вашем сегменте? Мы как издательство специализируемся в первую очередь на том, чтобы принести лучшие настольные игры мира на российский рынок. Именно это и есть основная цель нашего участия в зарубежных выставках. Поэтому мы привезли в Россию «Кодовые имена» — игру для веселых компаний №1 в мировом рейтинге, «Сквозь века» — игру-цивилизацию №1 в мире. В этом году издаем «Сумеречную борьбу» (варгейм о противостоянии СССР и США в годы холодной войны, годами занимавший первую строчку в мировом рейтинге настолок). Точно также в нашем ассортименте оказываются такие бестселлеры как: — «Липкие Хамелеоны» и «Гурмания» для самых маленьких. А также серия «Мемори», разработанная совместно с профессиональными психологами. — Для детей с 8 лет — образовательная серия «Это факт» и математическая «13 Привидений». А также «Гоббит», «Чудища», «Повелитель Токио», «Бу-у-у!» и «Кошачья лапка» для тех, кто хочет игры поактивней и подинамичней. — «Деньги» и «Вонгамания» для обучения детей полезным в реальной жизни экономическим познаниям. — «Босс-монстр» и «Пиксель-тактикс» для тех, кому за 30 и кто ностальгирует по 8-битной графике и компьютерным играм той эпохи. — «Илито», «Инако», «Вот это вопрос», «Обломи меня» — весёлые разговорные игры для подростков, студентов, а также их родителей. — «Нуар» и «Монстр по соседству» — прекрасные и свежие альтернативы «Мафии», которая, с одной стороны, любима многими, с другой, уже набившая оскомину. В этом смысле полное откровение «Кескифе» — игра неразговорная, но безумно веселая, где один из игроков обезьяна, которая должна умело скрыть это от других игроков. Игра учит внимательности и умению считывать мимику окружающих. — «Муза» — внешне может напоминать «Диксит» или «Имаджинариум», но играется совсем по-другому. Если у вас магазин подарков, то эта игра наравне с «Кодовыми именами» и некоторыми другими — явный фаворит. — «Омига» (с англ. Omiga — One Minute Game) — универсальная игра от мала до велика с правилами разного уровня сложности. Есть и другие уникальные продукты. Например, серия французских детских игр из серии Games&Tales («Игры и сказки»), выполненная в виде детских книжек. В этом году мы привезли в Россию две знакомые нам по сказкам детства игры — «Три поросенка» и «Красная шапочка». Если вы работаете с детскими товарами, рекомендую присмотреться и к ним. Что касается работы на зарубежных рынках с нашим продуктом, то это пока второстепенное направление. Тем не менее, игры нашего издательства находят отклик в сердцах участников игрового сообщества. «Стальная арена» признана журналом «Мир фантастики» отечественной настолкой 2016 года, «Гоблинские кости» издаются в Польше, «Сомникум» выйдет в следующем году во Франции.
|
|
Мы впереди планеты всей по настолкам или…? Мы — «или». Но в данном случае, это едва ли можно считать трагедией — львиная доля всех достижений зарубежного «игропрома», к которому там шли десятилетиями, активно «вывалилась» на российский рынок за 3–4 года. Поэтому это прекрасная почва, на которой, уверен, в скором времени вырастет немало российских авторов. Ваши самые ценные кадры — это видимо авторы. Насколько сложно работать с творческими людьми? А есть среди них «звезды»? Как приходит идея игры? Берутся ли взаймы идеи у других? Насколько интересно заниматься локализацией иностранных игр для России? Думаю, что во многом уже ответил на этот вопрос выше. Из чего следует, что самые ценные кадры для нас — это не авторы, а наша команда, в которой невозможно сравнивать консультанта в магазине, дизайнера, маркетолога, бухгалтера, специалиста отдела продаж или редактора. Каждый из них творит по-своему, и мало кому из них удастся успешно заменить другого. А мы, в свою очередь, стараемся строить такую компанию, в которой каждый найдет такое место, в котором он сможет чувствовать себя комфортно, развиваться и приносить максимум пользы, как себе, так и окружающим.
|
|
Назовите ТОП-3 игр вашей компании, которыми вы гордитесь, которые стали хитами продаж? Учитывая, что про хиты мы уже говорили, здесь обозначу ещё три проекта, которые не упомянул выше. Это более сложные и серьезные проекты, которые могут оценить не все. Это игры не для детей (по крайней мере, не младшего школьного возраста). Во-первых, безусловно это «Война Кольца» — игра по всем известной вселенной Дж. Р. Р. Толкина (2 место в рейтинге военных игр мира, 5 место в тематических, 14 в общем рейтинге). Это масштабная стратегическая настольная игра для 2, 3 или 4 игроков, которые возьмут на себя роли мудрых правителей свободных народов или жестокого Темного Властелина и его союзников. Первый тираж мы распродали за месяц, сейчас планируем второй. Во-вторых, это «Клинок и Колдовство» — настольное воплощение всего того, что мы так любим в компьютерных RPG: увлекательная история, живой мир, атакующие со всех сторон монстры и мы в роли главных героев, сражающихся сообща. А противостоящий нам искусственный интеллект игры, разветвленные сценарии и детально проработанные миниатюры с первых минут погружают в мир Клинка и Колдовства. Эта игра поступит на склад в сентябре. И, наконец, «Кодекс» — это совершенно новый формат, объединивший всё, за что мы любим коллекционные и колодостроительные карточные игры, компьютерные стратегии в реальном времени и пошаговые стратегии. Автор игры вдохновлялся Magic The Gathering, Warcraft III, StarCraft, Street Fighter и Hearthstone. Любители этих игр будут рады знакомым механикам и многим отсылкам. Игра уже на нашем складе и очень тепло принята российскими игроками.
|
|
Что дальше? Из того, о чем могу сказать — в этом году мы издаем «Детектив», игру, претендующую на то, чтобы стать «Игрой года» (самая престижная премия в индустрии). Это инновационная кооперативная игра о полицейском расследовании. Последние несколько лет неуклонно растет популярность повествовательных игр. К этой категории относятся игры, геймплей которых строится вокруг развития нетривиального и проработанного сюжета. Детектив — новое слово в этом жанре. В отличие от других подобных игр Детектив предлагает не играть в расследование, а в буквальном смысле вести его, используя все подручные материалы. В игре минимум условностей. Например, чтобы найти «улику», вам не нужно проходить проверку навыка или совершать какие-то другие действия, обусловленные голой механикой. Познакомьтесь с описанием места преступления и подметьте, что «та пепельница как-то странно деформирована. Возможно, она и была орудием убийства»? Ваша самая заветная мечта? Убедиться, что внуки появились, повзрослели и в полном порядке, и туда (улыбается). KIDSOBOZ, сентябрь 2018
|
|