Уже на протяжении нескольких веков бумаги перевязывали ленточками, беспощадно пробивая дырки там, где не нужно.
Позже, когда появились английские булавки, попытались расширить их функциональность, перенеся из швейных мастерских в офис.
Булавки активно сопротивлялись – не желали прокалывать бумагу (разве что вместе с пальцами) или быстро ломались.
Были пробы использования пружинных проволочек, которые на самом деле создавались совершенно для других целей, но и они не прижились.
Проходили годы, а нужного и удобного способа все не появлялось
Новаторская мысль о создании безопасной канцелярской принадлежности такого рода практически одновременно пришла в голову сразу трем рационализаторам. И все же изобретателем скрепки принято считать уроженца Норвегии математика Йоханна Валера, так как именно на его эскизах стояла самая ранняя из всех трех дата - 1899 год. Уроженец города Аурскога был с юности известен своим новаторством: на его счету ученые степени в электронике, естественных науках и математике. В 1899 г. (Валеру было тогда 33 года) он сделал эскизы своего главного изобретения - «палеоскрепки» - и в 1901 г. получил на него патент. Только за ним ему пришлось ехать в Германию, потому что в Норвегии не было соответствующего закона. К тому моменту уже было зарегистрировано несколько похожих изобретений. Уиллиам Мидлбрук из Уотербери, штат Коннектикут, запатентовал свой дизайн скрепки в 1899 г. Корнелиус Броснан из Спрингфилда, штат Массачусетс, запатентовал свою Konaclip в 1900 г. Но конструкция скрепки Валера оказалась самой удачной. Она была очень похожа на современную, отличаясь от нее лишь числом коленцев. Почти сразу Валер продал патент торговцу канцелярскими принадлежностями. А в 1900 г. компания «Gem Manufacturing» начала массовое производство скрепок.
Формы канцелярской скрепки
Как ни хороша была изобретенная Валером скрепка, у нее было два недостатка. Во-первых, она мяла бумагу, потому что давила на нее на слишком маленьком участке, во-вторых, очень быстро ломалась. Первый недостаток быстро устранили, придумав делать проволоку в виде различных ажурных узоров, чтобы распределить нагрузку по большей площади. А чтобы скрепка не ломалась, к ее концам приварили специальные дужки. Как говорится, нет предела совершенству. Этого принципа придерживались и продолжатели дела Валера. Среди них простая гражданка Германии Э. Либинг. В 1902 г. она предложила около десяти вариантов скрепки. Один из них - скрепка с множеством красивых завитушек - пришелся по вкусу фирме «Stral», которая начала его производство. Со временем усовершенствования скрепки только набирали обороты. Так появились хромированные, гофрированные, гладкие, цветные, с виниловым покрытием, пластмассовые, треугольные, круглые, квадратные скрепки.
Памятник канцелярской скрепке
Пожалуй, сегодня нет более незаметной и более необходимой канцелярской принадлежности, чем скрепка. То, что она родилась в Норвегии - предмет особой гордости для жителей этой страны. Во время Второй мировой воины, когда немецкие оккупанты запретили норвежцам ношение пуговиц с инициалами их монарха, они, чтобы подчеркнуть свою приверженность национальным традициям, стали прикреплять к одежде скрепки. Скрепка стала символом сопротивления, олицетворяя девиз «Мы будем вместе». Более того, в феврале 1990 г. в столице Норвегии Осло был установлен пятиметровый памятник канцелярской скрепке. Его автор Яр Эрис Паульсон решил таким образом отметить столетие массового употребления двойного плоского витка проволоки. Он заявил, что многие недооценивают значение этого изобретения, и может быть, после установки памятника люди начнут ценить то, что имеют.