Кажется, что полиграфический дизайн — это консервативное, застывшее во времени ремесло. Что нового может быть в черных буквах на белой бумаге? В иллюстрациях и шрифтах? Но в дизайне бумажно-беловой продукции тренды приходят и отступают как волны. Вчера еще минимализм был основным правилом создания востребованной обложки продукта, яркий или монотонный фон в сочетании с крупными контрастным шрифтом, иллюстрации животных или фотографии пейзажа. Добавить броских пятен, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания было крайне опасно, рискованно, могло показаться вульгарным. Теперь же мы пренебрежительно кривимся при виде характерных стоковых фотографий, равнодушно проходим мимо черно-белых иллюстраций и милых картинок с котиками. Всего два-три года назад в дизайн полиграфии пришли орнаменты, ломанные линии, абстракции, геометрические фигуры и винтаж. |
Компания «Канц-Эксмо» непременно стала использовать все эти паттерны при производстве своей продукции. И что важно, не прогадала. Статистика продаж в рознице показывает, что конечный покупатель потерял интерес к стандартным дизайнам (животные, машины, пейзажи и т.д.) |
Сегодня мы хотим обратить внимания на современный и характерный для 2015-2016 года признак графического дизайна — использование сложных и непривычных орнаментов. К слову, по статистике «Канц-Эксмо», «орнамент» дает наивысшие показатели оборачиваемости на полках розничных магазинов в период с 2015 по сегоднящний день. Слово «орнамент» происходит от латинского слова «ornamentum» — украшение и представляет собой определенное взаимодействие элементов с доминированием закономерного чередования или повторения с целью упорядочивания относительно центра, осей или диагоналей, придания целостности и эстетичности. Первоначальные черты орнаментального творчества сформировались еще в период неолита. В это время орнамент был своего рода первой визуальной моделью мира. Ощущения первобытного человека приобретали определенные значения и формировали систему знаний об окружающей среде в виде представлений и образов. |
Усложнение условий жизни первобытного человека способствовало становлению мифологического типа мышления и рождению орнамента. Нанося орнаментальные изображения на природные и искусственно созданные предметы повседневной жизни, люди описывали и систематизировали знания о мире. Они старались прославлять силы природы, пытались заслужить их благосклонность и найти защиту в символах. Орнаменты становились неотъемлемой частью быта, имели важное духовное и утилитарное значение, как средства украшения и визуального воплощения картины мира. Например, у древних римлян глагол «ornare» — «украшать» использовался в значении «снабжать необходимым, оснащать, вооружать». То есть, римскому легионеру требовалось «ornamentum» — снаряжение, которое, прежде всего, должно было охранять его жизнь в бою, но могло быть при этом украшено дорогой гравировкой или чеканкой. Орнамент имел формальное значение и использовался как неотъемлемая, необходимая части любого изделия. По мере развития общества, благодаря научным открытиям, вера в мистическое значение орнаментов ослабевала. В итоге произошел переход от смыслового рисунка к декоративному. По изобразительным возможностям орнаментальные изображения можно разделить на три группы: |
Изобразительный орнамент включает в себя конкретную графику человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, а также разнообразные предметы окружающей действительности. |
Выразительный орнамент образуется из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания, однако хорошо передающий какую-то идею, явление или ритмическое чередование. |
Комбинированный орнамент, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов и абстрактных форм. |
Компания «Канц-Эксмо» активно применяет орнаментальное оформление при производстве своей продукции. Полихромный орнамент, цветной, исполненный методом офсетной печати, покрытия лаком или тиснения — все это можно найти на обложках тетрадей, ежедневников и книг для записей. |
|
|