-
25 ноября Поздравить
- ErichKrause: 30 лет вместе с вами!11.11.2024 927НравитсяВсего 2 человекaСуперВсего 2 человекa4
- Отгремел V Съезд СКРП!11.10.2024 3160НравитсяВсего 4 человекaСуперВсего 1 человек5
- Подведены итоги акции "Лучшая выкладка – 2024"!02.09.2024 5546НравитсяВсего 1 человек1
- Розничные магазины канцтоваров пожаловались на...27.08.2024 5586
- 24 августа 2024 года в Полотняном Заводе...26.08.2024 5613 1НравитсяВсего 6 человек6
Красочные перспективы
Рынок арт-материалов и красок для творчества в нашей стране характеризуется высокой концентрацией. Львиная доля — порядка 70% — принадлежит трем отечественным производителям, известным еще с советских времен: ярославскому заводу «Луч», московской «Гамме» и питерскому заводу художественных красок «Невская палитра». В последние несколько лет стали появляться новые игроки: и производители красок, и крупные дистрибуторы канцелярских товаров, такие как «Комус», ProBuro, выпускающие продукцию под собственными брендами, размещая заказы на различных производствах. Судьба новых марок складывается по-разному: иные остаются на рынке лишь по нескольку месяцев, иные же находят своего потребителя и, возможно, со временем смогут составить конкуренцию лидерам. Впрочем, один из лидеров, компания «Гамма», уступать своих позиций не собирается. На сегодня самая динамичная компания на рынке — ее рост составляет порядка 40% при среднерыночном росте около 20%, — она регулярно запускает новые продукты и осваивает новые сегменты. В прошлом году оборот компании составил больше 20 млн долларов. Максим Селезнев, генеральный директор ProBuro, одного из крупнейших операторов, продающих краски «Гаммы», говорит: «Их продукция имеет высокие потребительские свойства, хорошо продается, не случайно мы разместили производство своей торговой марки Boom на их мощностях». Кризис во благо Переломным моментом для компании стал кризисный 1998 год. Весь импорт с рынка просто вымыло, даже дешевый китайский товар стал слишком дорогим. «Можно было чуть передохнуть, осмыслить свою политику — маркетинговую, ассортиментную, финансовую, — вспоминает Инна Овсянникова. — Было трудно, мы приглашали консультантов, разрабатывали вместе с ними стратегию и одновременно с этим учились». Веселье для ребенка Расширять дальше линейку детских товаров решили за счет производства пластилина. На тот момент в стране продавался в основном импортный пластилин, однако западный был очень дорогим, а китайский крайне низкого качества. Много нареканий вызывала продукция «Ленстройкерамики», единственного российского производителя на тот период. В заводской лаборатории «Гаммы» разработали собственный продукт, который по качеству не уступал лучшим западным аналогам, а по цене был дешевле втрое. Рынок принял новый пластилин даже лучше, чем ожидалось: «Наши маркетологи сделали прогноз — будем продавать тридцать тысяч наборов пластилина в месяц, — вспоминает Овсянникова. — Когда продукт запустили в продажу, выяснилось, что это объем на неделю, а сейчас продаем 450─500 тысяч наборов в месяц, а в пиковый сезон, перед началом учебного года, и до миллиона наборов». Стремление к уникальности марки и желание отличаться от конкурентов снова привело к расширению линейки за счет металлизированного пластилина разных оттенков — бронза, серебро, золото, блестки (серия «Золушка») — и более удобного для детских рук воскового пластилина средней мягкости. Такого ассортимента не предлагает никто из российских производителей, уверена Овсянникова, в портфеле самой компании пластилин занимает 10─12% от оборота. Пластилиновую нишу можно расширить и дальше, считают в «Гамме». Сейчас в разработке пластилин, затвердевающий на воздухе, и годный для запекания в духовке, и «плавающий», из которого можно лепить фигурки и запускать их в аквариум. В погоне за профессионалами Партнер «Гаммы» — американская компания Fosport, продающая на своем рынке товары российского производства под собственной торговой маркой «Ярко», предложила производить для них масляные краски (до этого заказывали только акварель). В «Гамме» подняли архивы заводской лаборатории еще 50─60−х годов, и оказалось, что на заводе были попытки заняться художественным ассортиментом, но они не доводились до конца, то есть до того уровня качества, которое можно предлагать потребителю. Доведя до ума начатые разработки, компания выпустила первые 24 цвета масляных красок. «Краски получились вполне достойного качества и подошли заказчику», — говорит Овсянникова. Используя этот задел, в компании начали активно развивать производство красок художественной группы уже под маркой «Гамма». Это было хорошей возможностью диверсифицировать бизнес и получить большую финансовую устойчивость. Кроме того, производство товаров для профессиональных художников позволило получать большую добавленную стоимость, поскольку маржинальность этих продуктов на 20─30% выше продукции для детей. Сегодня товары для профессиональных художников составляют порядка 30% ассортиментного портфеля компании. Количество цветов постепенно довели до семидесяти, начали производить растворители, художественную гуашь, одними из первых в стране запустили в производство масляную темперу — краску, которая используется в иконописи и реставрации. Кстати, темпера «Гаммы» употреблялась при росписи храма Христа Спасителя. В 2000 году компания подхватывает тренд, уже давно существующий в Европе, и выпускает акрил. Потом декоративный акрил, потом художественный акрил, чего до сих пор не делает никто в России. Не забыли и про художественную гуашь: в нее добавили флуоресцентную и металлизированную гуашь разных оттенков. Запускаются в производство краски по ткани для изготовления батика. Далее последовал скульптурный пластилин — специальный материал для скульпторов двух видов мягкости и двух оттенков. «Столь широкая линейка понадобилась для того, чтобы профессиональный художник мог получить весь необходимый инструментарий для своего творчества — только так можно серьезно заявить о новой марке на этом весьма консервативном и закрытом рынке», — считают в компании. Более того, «Гамма» осознала, что нужно предложить под своей маркой и холсты, и холстяной картон, и акварельную бумагу, этюдники, палитры, кисти — то есть абсолютно все, что может понадобится профессионалу. Пришлось вступить в кооперацию с производителями этих товаров, которые стали выпускать их по техническим описаниям и под брендом «Гаммы». Не все складывалось удачно. Например, для производства кистей для профессиональных художников было решено в итоге открыть собственный кистевязальный цех, чтобы иметь возможность полностью контролировать производство и отвечать за качество. При этом эксперименты продолжаются, сейчас в компании разрабатывают новую кисточку «Малыш» — для самых маленьких, которые смогут рисовать, зажав кисточку в кулачок. Как договориться с художником Для позиционирования «Гаммы» в качестве производителя профессиональных красок учредили специализированный журнал «Художественный совет». В редколлегию вошли авторитетные профессиональные художники, абсолютно объективно оценивающие позиции всех производителей на рынке. На страницах журнала о компании впервые заговорили как о производителе художественных материалов. Вокруг издания возник реальный совет экспертов-профессионалов, которые тестировали продукцию, давали рекомендации по ее улучшению, проводили сравнительные фокус-группы с аналогичными продуктами. Все рекомендации обязательно учитывались в производстве. «Это нелегкий кропотливый труд — иметь обратную связь от художников. У всех свое видение, все талантливые, а нам-то что делать? Порой в таких случаях говорили им: не выпустим никого отсюда, пока не договоритесь между собой», — смеется Овсянникова. Систему продаж тоже пришлось перестроить. «Обычно работа отдела продаж — добиться, чтобы продукция лежала на прилавках. Но дальше нужно, чтобы потребитель этот продукт купил. И наши менеджеры отправились в школы, училища, собирали педагогов и проводили бесконечные мастер-классы, разработанные на основе рекомендаций 'Художественного совета'. Основная задача мастер-классов — показать на практических примерах, что качество продукции как минимум сопоставимо с общепринятыми марками», — отмечает директор компании. Всю систему продаж в «Гамме» «заточили» на бесконечное общение с преподавателями, вузами, художественными школами, учениками, педагогами, а также дилерами и дистрибуторами. Как считают в компании, именно это позволило создать имя на рынке художественных товаров и завоевать там серьезные позиции. Свою долю на рынке красок для профессионалов компания оценивает примерно в 40%. Сопоставимую долю имеет ближайший конкурент по художественному ассортименту питерский завод «Невская палитра», еще около 10% — импортные продукты, такие как Faber Castel, Koh-i-Noor, которые позиционируются в гораздо более высокой ценовой нише. По заверениям российских художников-профессионалов, например из журнала «Эксперт», качество российских красок все же уступает мировым брендам: «Хуже укрывистость, не очень удобная упаковка. Такие краски отлично подходят для начинающих художников, студентов и учащихся, но профессионал, если он может себе позволить дорогие импортные краски, то покупает их». Портфель не только для школы В Америке потребление товаров для творчества в разы превышает привычные потребности россиян. Если даже оценить желания российских детей рисовать и лепить в один набор красок и один набор пластилина в год, то емкость рынка должна составить порядка 200 млн долларов. Реально же сегодня объем этого сегмента (без товаров для профессионалов) оценивается примерно в 50 млн долларов, в четыре раза меньше потенциальной емкости. По идее при наличии такого разрыва на рынке должен был бы возникнуть взрывной рост — но его нет, и рост, по разным оценкам, составляет порядка 20%. Просто покупка этих товаров сильно зависит от двух причин: от уровня жизни населения и уровня его культуры. Если влиять на первое «Гамма» не может, то на второе — пытается, например, за счет специализированных изданий. Существует еще один проект, находящийся на этапе реализации, — создание собственной сети детских творческих центров «Оранжевое солнце». Это помещения или просто огороженные пространства в людных местах, куда можно отдать ребенка на определенное время или прийти вместе с ним и позаниматься под наблюдением инструктора. Есть мысль открыть несколько центров в Москве, где будет отработана технология ведения бизнеса, а потом отдать бесплатно франшизу на развитие сети по всей стране. Бесплатно — потому что задача проекта не получить денег (хотя, по подсчетам финансистов, каждый такой центр сможет ежемесячно зарабатывать до 5─10 тысяч долларов), а привить навык как можно большему количеству и детей, и родителей к самостоятельному творчеству. Зарабатывать компания намеревается на продаже сопутствующих товаров, а все меры от выпуска журналов до создания центров — это воспитание собственного рынка, который есть куда развивать. Подтверждением потенциала рынка в компании считают успех своих инновационных продуктов линии хобби (этих «металликов» и «флюриков»), которые уже выступают не как заказ школы, а как заказ дома, семьи, как личная потребность родителей, уделяющих внимание развитию детей. «Наш рост выше тридцати процентов в год превышает среднерыночный как раз за счет линии хобби. Этим мы не отъедаем доли конкурентов, а расширяем рынок, — уверена Инна Овсянникова. — Причем это недешевые товары — флуоресцентная краска, безопасная для ребенка, прошедшая сложную процедуру сертификации, не может быть дешевой». Маржа по этим продуктам также выше стандартной. Компания намерена и дальше развивать линию хобби, товаров для личных занятий. Например, решено формировать и продавать готовые наборы в серии «Выдумляндия»: взять цветочный горшок, акриловые краски, кисточку, добавить туда трафареты с инструкциями — и готово полноценное занятие для детей и взрослых, покупай и твори. По оценкам аналитиков, сегмент готовых наборов — самый быстрорастущий на рынке товаров для детского творчества: если в 2003 году он «стоил» 3 млн долларов, то уже в 2005−м — 13 млн. Более половины этого сегмента сегодня занято импортом, в основном из Восточной и Западной Европы, у российских производителей есть хорошие шансы «подвинуть» иностранцев за счет более низкой цены на сопоставимую по качеству продукцию. Основной конкурент «Гаммы» по ассортименту для детей завод «Луч» уже освоил выпуск готовых наборов для рисования, рукоделия, для изготовления сувениров, и эта линейка постоянно расширяется. Продавать системно Тогда же впервые появились годовые контракты для клиентов — наилучшие условия предоставлялись по итогам годовых объемов закупок. Для дистрибуторов это было хорошей мотивацией, стимулировало продавать больше продукции «Гаммы», ведь если не выбирать оговоренные объемы, то есть риск в итоге покупать все по прайс-листу с нулевой скидкой. Годовые контракты привели к тому, что появилась система планирования, когда весь ассортимент, каждая позиция у каждого менеджера прописаны на год вперед, а менеджер стал аналитиком своей работы. «Годовой план становится просто инструментом, позволяющим оценивать свою работу: если ты перебираешь по ассортименту, а по деньгам недобираешь, падает маржа. Значит, где-то со скидками напортачил, значит, структура клиентской базы резко поменялась», — говорит Инна Овсянникова. Новые принципы работы не заставили ждать результата: рост продаж в 2003 году составил 70%. «Наверное, весь рост рынка в том году мы перетянули на себя, — вспоминает Овсянникова. — Как видите, ничего сверхъестественного сделано не было, просто отстроили свою систему продаж и получили качественный рывок. Каждое предприятие должно сделать это один раз, а дальше идет поступательное развитие». Сейчас клиентская база по Москве практически не растет (московские дилеры продают примерно половину продукции «Гаммы», и не только в столице, а по всей стране), но наращивается база региональных операторов. По мнению Максима Селезнева из ProBuro, «Гамме» «следует поработать над улучшением логистики и над тем, чтобы в наличии было достаточное количество товара, иногда, особенно в пиковый сезон, ощущается его недостаток». Новые ниши ждут |
| Другие материалы в разделе
|
Предыдущий материал Обзор российского рынка канцелярских товаров | Следующий материал Маркировка интернет-рекламы: особенности работы с рекламными баннерами и всплывающими окнами на сайте вашей компании. |
- Представляем первую часть участников 32-й...18.11.2024 738НравитсяВсего 3 человекa3
- Игры и игрушки - важное направление выставки...14.08.2024 6395НравитсяВсего 3 человекa3
- Белый картон. А5. Апплика25.11.2024 2
- Ежедневник недатированный STAFF, "Мрамор"25.11.2024 10
- Ручки MESHU — праздник каждый день25.11.2024 23
- Белый картон. А5. Апплика25.11.2024 2
- Ежедневник недатированный STAFF, "Мрамор"25.11.2024 10
- Ручки MESHU — праздник каждый день25.11.2024 23
- Ежедневник недатированный STAFF, "Силуэт"25.11.2024 25