АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KG7ZJ
Рекомендуем
Случайное КанцФото
13 июля 2005

Так ли прост карандаш?!

Черным по белому
При всей своей простоте карандаш совершенно незаменимая в жизни человека вещь. Начиная с детского садика, он сопровождает нас в школе, университете, в офисе и дома, и, наконец, просто незаменим при разгадывании кроссвордов в дачном кресле-качалке. Впрочем, в ассортименте торгующих канцелярских компаний эту позицию никак нельзя назвать одной из основных. Так какое же место занимает карандаш? Как его продают? И как его покупают?

Общемировые тенденции говорят о том, что в эпоху развития компьютерных технологий, производство карандашей не только не снижается, но наоборот растет. Для затравки расскажу вам байку. Когда американцы полетели в космос, то столкнулись с проблемой, чем писать в условиях орбитальной станции. Они потратили огромное количество денег, чтобы разработать ручку, которая бы писала в условиях невесомости, перегрева и так далее. И они изобрели такую ручку… Русские с самого начала писали карандашом…
Иногда наверное не стоит изобретать велосипед. Равно как шариковая ручка не смогла уничтожить перьевую, так и карандаш – очень простой и приятный в использовании пишущий инструмент – не сдаст своих позиций новым технологиям.

По данным маркетингового исследования, проводимого в 2002 году MPA International (международное консультационное агентство, специализирующееся на исследованиях индустрии офисных товаров), объем рынка (позволим так назвать себе этот сегмент рынка пишущих принадлежностей) чернографитовых карандашей в 2002 году составлял 6 млн US$. В соответствии с прогнозами к 2005 году эта цифра должна была увеличиться в полтора раза и составить 9 млн US$. По мнению ряда экспертов, с поправками на время и статистические погрешности в целом эту цифру можно считать довольно верной. Также, по мнению MPA, в стоимостных показателях на карандаши приходится около 10% рынка пишущих принадлежностей.
Российский рынок чернографитовых карандашей заполнен довольно большим количеством разнообразных торговых марок, хотя, разумеется, их не так много, как марок шариковых ручек. Месяц назад редакция «Канцелярского обозрения» проводила анкетирование московских школьников, чтобы выяснить, что лежит в их портфелях. Так, среди наиболее популярных марок механических карандашей были названы Pilot, Erich Krause, Proff, Parker, Koh-i-Noor, Stabilo, Pentel, Staedtler, Faber-Castell, Rotring, Bic, Conte, Index, Lamy, «Конструктор». Явных лидеров в этой группе не наблюдалось. Совершенно другая ситуация в сегменте простых (в деревянном корпусе) карандашей. Несомненным лидером по количеству упоминаний стал карандаш Koh-i-Noor, за ним с солидным отрывом последовали такие марки, как Conte, Faber-Castell, Proff, Boom, «Конструктор», меньшее количество упоминаний пришлось на карандаши Stabilo, Erich Krause, Astra, Centrum, Pilot, «Красин», Bic. Как это ни странно, многие школьники признались, что используют для учебы и карандашики Ikea, в любом количестве раздаваемые в фирменных магазинах. Получается, что для школы подходит и маленький бесплатный карандашик, и не столь важно, какого он качества?

Нельзя не упомянуть и еще ряд марок карандашей, не оказавшихся в портфеле опрашиваемых школьников, но тем не менее представленных и в ряде случаев довольно популярных на российском рынке. Это карандаши «Сибирской карандашной фабрики», Lyra и Herlitz (Германия), Reynolds (Франция), Uni и Zebra (Япония), Adel (Турция), Beifa (Китай), Fila и Universal (Италия) и др.
Также стоит оговориться и о том, что популярные у нас гнущиеся карандаши Evolution уже не выпускаются под маркой Conte. Как нам сообщили в представительстве компании Bic, еще в 1979 году марка Conte была приобретена компанией Bic, и постепенно с 2003 года логотип Conte начал уходить с продукции, на данный момент окончательно уступив место Bic.
По мнению специалистов, две трети отечественного рынка чернографитовых карандашей занимает довольно дешевая продукция азиатских производителей, часто no name и не соответствующая элементарным качественным требованиям. Как отмечает Андрей Юров, начальник отдела новых проектов компании «И.Т.И.», 85% процентов карандашей в России – импортного (европейского и азиатского) производства: «Карандаши российских производителей занимают лишь небольшую долю отечественного рынка. Год за годом российские производители улучшают потребительские свойства своей продукции, и это приятно. Но, тем не менее, качество отечественных карандашей уступает ряду производителей из Европы».

Совокупное предложение карандашей в России можно охарактеризовать следующим образом.
Во-первых, продукция европейских производителей. Самой популярной и узнаваемой маркой у нашего потребителя без сомнения является Koh-i-Noor, пользовавшаяся заслуженной популярностью еще в СССР. Чуть более высокий сегмент по качеству и цене занимает продукция компании Faber-Castell (фирмы, импортирующие продукцию Koh-i-Noor, не вполне согласны с утверждением относительно качества). Менее известны в России марки Staedtler и Lyra, также обладающие давними традициями производства. Ко второй группе стоит отнести отечественных производителей. Их у нас всего два – «Сибирская карандашная фабрика» (г. Томск) и «Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина» (г. Москва). Еще в 2003 году на «Сибирской карандашной фабрике» производилось 5 млн карандашей в год (потенциально предприятие может производить 18 млн штук в месяц), сегодня новые владельцы предприятия планируютя увеличить объемы производства до 10 млн карандашей в год. Вячеслав Скулябин, заместитель руководителя проекта «Сибирская карандашная фабрика» компании «Пробюро» отмечает, что в объеме продаж прослеживается интенсивная динамика роста – 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По некоторым данным, московская фабрика выпускает более 85 млн карандашей в год. Для многих продавцов канцелярии карандаши отечественных фабрик кажутся малоинтересным товаром, поскольку их качество не превосходит импортные аналоги, а цена одинакова или выше, ассортимент уже. К тому же многие покупатели еще помнят, какое качество было у этих производителей в советское время.
Третью группу занимают собственные торговые марки известных российских компаний, продукция для которых производится преимущественно в странах ЮВА. Сюда относятся такие марки, как ТМ «Леонардо» («Балтик СТМ»), Autograph («Тика»), Proff (Пробюро), Erich Krause и многие другие. Это довольно большой сегмент рынка, показывающий устойчивую тенденцию к росту.
И, наконец, продукция азиатских производителей. По мнению Романа Воинова, директора по маркетингу компании «Балтик СТМ», доля этих производителей неуклонно снижается.
Существуют мнения, что в будущем азиатская продукция no name будет выдавливаться с рынка преимущественно брэндами российских компаний.
Производство и технические характеристики

Простые карандаши
Хоть карандаш и называется простым, но это довольно-таки технологичный продукт. Для изготовления одного карандаша проводится свыше 80 производственных операций в течение 11 дней.
Качество и цена конечного изделия во многом зависят от того, из какого материала и как оно производится. Сразу стоит оговориться о всем известном стереотипе, все еще не выветрившемся из головы российского потребителя: страна-производитель Германия – это хорошо, а Китай – это плохо. Специалистам отрасли уже давно известно, что Китай многолик, и в Азии размещают заказы на производство своей продукции многие известнейшие европейские брэнды. Производства в ЮВА обладают самыми современными технологиями и могут выпускать продукцию очень разного качества. При этом цены будут гораздо ниже, чем в Европе. Но не стоит забывать, что ЮВА есть ЮВА, и чтобы получить именно то, что заказывал, необходимо контролировать процесс производства на каждом этапе. Подавляющее большинство российских компаний, производящих карандаши под своими марками, как уже было сказано, размещают заказы именно на азиатских производствах, при этом качество их продукции на порядок выше, чем у товаров no name, поставляемых из того же региона.

Материал
Качество древесины, из которой изготовлен корпус карандаша, влияет на то, как будут выглядеть готовые изделия и насколько легко карандаши будут затачиваться. Самые дешевые карандаши для невзыскательных к качеству покупателей производятся из ольхи. Древесина у этих карандашей неприглядна на вид, серого цвета, не очень хорошо держит грифель.
Следующий по качеству материал – липа, самое распространенное дерево, которое вполне удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к сырью недорогих карандашей. Липа растет практически везде, это хорошо знакомый всем материал, достаточно вязкий, чтобы плотно удерживать грифель. Древесина липы в зависимости от вида обработки делится на несколько видов: linden (с англ. – «липа»; половинки карандаша, выполненного из такой древесины, могут немного отличаться по цвету), white linden (более тщательно отобранный материал, дерево белое, цвет карандаша ровный), rose wood (липа, подкрашенная в розовый цвет для придания большего благородства) и chemical wood (также подкрашенная в розовый цвет липа, но более качественно, древесина выглядит однородно). В зависимости от качества обработки дерева варьируется и цена.
Более качественные и соответственно более дорогие карандаши производятся из сосны (тропической и европейской), кедра, тропического дерева под названием джелутонг (в ботанике – диера тонкоребристая; производственные характеристики этого дерева очень высоки, к тому же в тропических странах оно вырастает очень быстро). И наконец, наиболее ценным и подходящим для производства карандашей считается калифорнийский кедр. Но произведенные из этого дерева пишущие принадлежности стоят гораздо дороже липовых.
«Каждый вид древесины имеет свой характерный вид и цвет, - рассказывает Андрей Юров. – Например, калифорнийский кедр имеет еле заметную розоватую окраску, а липа белый цвет. Многие производители тонируют светлую древесину липы, чтобы добиться небольшого сходства с калифорнийским кедром. Но это только незначительно меняет внешний вид карандаша и никак не влияет на потребительские свойства». Немаловажно и то, как обработана древесина, насколько качественно высушена. Если дерево пересушено или некачественно обработано, то в месте заточки дерево разгибается, грифель ломается и выпадает. Если дерево просушено хорошо, то даже если впоследствии карандаш попадает во влажную среду, оно становится только плотнее.

Грифель и центровка
Грифель карандаша состоит из графита, глины и связующих веществ. От соотношения глины и графита, а также от технологии производства зависит чернота и твердость грифеля. Современные технологии позволяют производить стержни и без использования графита, из специальных химических веществ, но графитовые стрежни пользуются большей популярностью. Соблюдение технологий производства также влияет на прочность стержня и его потребительские характеристики. «Грифель должен иметь высокую степень прочности, не должен крошиться, – говорит Андрей Юров. – Также при производстве особо тщательно должна соблюдаться технология замешивания смеси для грифеля, ее неоднородность и содержание посторонних примесей может привести к царапанию бумаги при работе карандашом». «Мы используем материалы для грифеля только от европейских поставщиков, – продолжает Роман Воинов. – Попытка сэкономить и применить материалы от азиатских поставщиков приводит к повышенной хрупкости грифеля, к тому же в этом случае невозможно добиться четкой градации карандашей по твердости».

Для карандаша очень важно, как он точится. Качество древесины обеспечивает ровную аккуратную стружку. В то же время стержень должен располагаться точно по центру корпуса. Если это требование нарушается, при заточке грифель будет срезаться неравномерно.
Кроме того, чтобы предотвратить грифель от поломки в случае падения карандаша, многие производители используют так называемую SV-технологию проклейки грифеля, запатентованную компанией Faber-Castell. Если карандаш уронят, то грифель может сломаться только на заточенном кончике, а не внутри корпуса.

Прокраска
Это третий важный элемент в производстве карандашей. Общеизвестно, что менее семи слоев при прокраске карандашей не допускается, иначе дерево покроется заусенцами. Более серьезно подходящие к качеству своей продукции компании начинают обычно с 12 слоев. Очень дорогие изделия прокрашиваются до 18 раз, иногда до 20. Тогда карандаш приобретает непревзойденную глянцевость и прямо-таки зеркальную поверхность. Впрочем, многие считают, что более 18 слоев – это уже излишество.
«Внешний вид очень сильно зависит от качества обработки и окраски корпуса, – рассказывает Роман Воинов. – Технология производства чернографитовых карандашей под ТМ «Леонардо» следующая: предварительно деревянную заготовку тщательно шлифуют; затем производится 4-х кратная грунтовка корпуса (уменьшение количества проходов при грунтовке приведет к недостаточно гладкой поверхности карандаша: грунт заполняет все неровности в дереве и обеспечивает прочность последующей окраски); далее производится 7-9-кратная окраска корпуса. Экономия на каждом из этих этапов снижает общую стоимость карандаша, но приводит к ухудшению качества».
Большое значение для экологичности конечного продукта имеет состав лака, которым покрывается корпус карандаша. Все знают, что дети, а иногда и взрослые, любят поточить зубы о свои пишущие принадлежности. Первой на лак на водной основе (не содержащий вредных для здоровья химических растворителей) перешла компания Faber-Castell – сегодня только таким лаком покрывается вся ее карандашная продукция. Теперь использование лака на водной основе становится все более актуальным для многих, особенно европейских производителей.

Степени твердости
Еще один важный параметр карандаша – твердость грифеля. В России степень твёрдости грифеля обозначается буквами М (мягкий), Т (твёрдый) и МТ (средней твёрдости), а также цифрами перед буквами. Большая цифра означает большую степень твёрдости или мягкости. За рубежом вместо буквы М употребляют букву В (bold), а вместо Т – Н (hard). Профессиональные наборы могут включать чернографитовые карандаши до 20 степеней твердости. На массовом рынке наиболее востребованы пять – HB, B, 2B, H, 2H. Но самой ходовой, разумеется, является средняя степень – HB (ТМ). Если на самом карандаше степень твердости не промаркирована, значит это HB.

Параметры
Оптимальный диаметр простого карандаша – не меньше 7 мм, европейским стандартом считается диаметр 7,1 мм, российские производители выпускают и карандаши экономкласса диаметром 6,4 мм. Азиатские производители в качестве модных новинок поставляют на наш рынок еще более тонкие карандаши, но, как показывает практика, они не пользуются сколько-нибудь серьезным спросом. Впрочем, как и утолщенные карандаши с более толстым грифелем, хотя он является более экономным.

Форма
Отдельного разговора заслуживает форма карандаша. Современные технологии позволяют сделать пишущие принадлежности совершенно любой формы: от круга до сердечка или цветочка в сечении. «По нашему опыту, шестигранные карандаши продаются лучше круглых, – рассказывает Роман Воинов, директор по маркетингу компании «Балтик СТМ». – По всей вероятности здесь сыграла свою роль ситуация 5–7 летней давности, когда российский рынок оказался завален китайскими круглыми карандашами отвратительного качества. С тех пор круглые карандаши воспринимались потребителем как «китайские», независимо от реальной страны производства. Хотя, также бытует мнение, что шестигранные карандаши лучше, поскольку они не скатываются со стола. Треугольная форма карандашей более эргономична. Но мне кажется, что в чернографитовых карандашах сейчас это не так важно, как в цветных. Все-таки ими не рисуют длительное время».
К слову, карандаши трехгранной формы особенно рекомендуют для детей. По сути, мы пишем тремя пальцами, поэтому увеличенные грани карандаша облегчают нагрузку при письме, и вообще, считается, что трехгранные карандаши препятствуют возникновению сколиоза.
Большинство специалистов согласны с тем, что круглая форма карандаша постепенно выходит из употребления, а самой востребованной является шестигранная как наиболее оптимальная. Впрочем, по мнению Андрея Юрова, карандаши круглой формы выпускаются преимущественно для детей, так как на такие карандаши чаще всего наносятся яркие, интересные рисунки, которые особенно привлекают малышей.

Цвет карандаша
Существует миф, что наиболее распространенным и покупаемым сегодня является желтый карандаш с черным кончиком или розовым ластиком. Якобы две трети карандашей продаваемых в мире именно такие. Возникновением этот миф обязан компании Koh-i-Noor Hardtmuth, в начале XX века выпустившей свой знаменитый желтый карандаш 1500, который впоследствии, как известно, пользовался невероятной популярностью в Советском Союзе. В то же время нельзя сказать, что все производители вынуждены были принять эту моду. Так, компания Faber-Castell (производящая ежегодно 1,8 млрд карандашей в деревянном корпусе и занимающая 18% общемирового рынка карандашей) своим корпоративным цветом считает темно-зеленый, в котором выпускается ее знаменитый Castell 9000.
Сегодня специалисты считают, что привязанность к желтому цвету ослабевает. Дети не помнят предпочтений родителей, а взрослые постепенно пробуют что-то другое. Простые карандаши сегодня бывают совершенно разных цветов и даже форм. Чем больше предложение, тем больше вероятность, что продавец сможет угодить своему покупателю. Но в то же время расхожа точка зрения, что в плане дизайна карандашей действует правило французского вина: чем ярче и крикливее дизайн, тем хуже начинка. Чем аляпистее выглядит карандаш, тем меньше у потребителя доверия к его качеству.

Примочки
Многие карандаши сегодня снабжаются ластиком на конце, точилкой на колпачке, колпачком из ластика, колпачком с игрушкой и т.д. Но, как известно, все дополнительные элементы удорожают товар, а значит, делают его менее популярным.
Кроме того, стоит оговориться, что ластиками снабжаются только карандаши массового потребления, как правило, степени твердости HB. Поскольку для разных степеней твердости ластики должны быть различны. Кроме того, ластиком на конце карандаша особенно долго не постираешь: он заканчивается гораздо быстрее, чем карандаш, иногда выпадает.
Одна из модных новинок в сегменте простых карандашей в деревянном корпусе – это эргономичная грип-зона. Особую популярность она приобрела с выведением на рынок серебристого карандаша компании Faber-Castell – Grip 2001, получившего четыре награды за дизайн и одну как продукт года. На грип-зону (зону захвата) этого карандаша по специальной запатентованной технологии наносятся шашечки из краски, которые не позволяют пишущему инструменту скользить в руке.
В наши цели не входит описывать всевозможные вариации в форме и внешнем виде карандашей, но современные производители способны сделать даже из простого карандаша игрушку, сувенир и вообще все, что угодно. «Каждая компания старается привлечь клиента чем-нибудь необычным, и наша компания не исключение, - говорят специалисты компании «Тика». – В нашем ассортименте можно найти механические карандаши-сувениры в виде печенья, а также простые карандаши в бархатном корпусе».

Маркировка
Корпус каждого карандаша должен быть промаркирован. На него наносится информация о производителе, название серии, градация твердости грифеля. Отдельно стоит вопрос необходимости нанесения на карандаш штрих-кода. К сожалению, практика показывает, что то оборудование, которое стоит в наших торговых залах, очень часто эти штрих-коды не считывает, и поэтому карандаши все равно приходится облепливать бумажками. Есть компании, которые наносят штрих-код таким образом, что он будет считан в 80% случаев. Но это очень немногие производители.

Пластиковые карандаши
В сознании нашего потребителя эластичный (гнущийся) карандаш – это преимущественно Evolution. Однако это далеко не так. Технологию производства пластиковых карандашей уже давно освоили многие европейские и азиатские производители. Эти карандаши производятся без использования дерева методом экструдирования. Одно из основных преимуществ таких карандашей в том, что при поломке они не образуют острых краев и ими невозможно порезаться.
По мнению ряда специалистов, материал корпуса не влияет на продажи. Другие считают, что использование пластика все-таки сказывается на потребительских свойствах карандаша, и поэтому деревянный корпус все-таки пользуется большей популярностью. Также стоит отметить, что пластиковые карандаши на нашем рынке представлены все-таки менее значительно, чем деревянные.

Механические карандаши
Автоматические карандаши по конструкции делят на:
- винтовые (с подачей пишущего стержня вращением одной из деталей);
- цанговые (с зажимом пишущего стержня разрезной втулкой-цангой и подачей стержня нажимом кнопки);
- карандаши с комбинированным механизмом «shake or press» («встряхни или нажми») – расположенный в корпусе противовес позволяет, помимо традиционного способа, осуществлять подачу грифеля путем встряхивания карандаша, а для того, чтобы выдвинуть грифель, даже не нужно менять положение пальцев (отдельные модели снабжены фиксатором кнопки для блокирования шейкерного механизма во избежание случайной подачи грифеля);
- с механизмом подачи грифеля нажатием кнопки, расположенной на боку корпуса карандаша недалеко от зоны захвата (этот вид механических карандашей носит название clicker, в народе их иногда называют «карандашами для ленивых»; вместо традиционной кнопки, у clicker имеется ластик большого размера).
Цанговые карандаши, как и механические, имеют многоцелевое назначение. Ими пользуются все - от школьника-первоклашки до бородатого инженера. И поэтому выбор самый разнообразный, но особо стоит отметить, что главным критерием качества является количество лепестков в механизме зажима грифеля. В цанговых карандашах, например, Koh-i-Noor и Rotring таких лепестков пять, что является максимальным. На дешёвых азиатских моделях в основном используется всего 3 лепестка, что не даёт полной уверенности в надёжности фиксации грифеля.

«Корпус механических карандашей может быть металлический, пластиковый, комбинированный или с покрытием из микропористого каучука - рассказывает Оксана Фетисова, маркетолог компании «Смистар». – Более дорогие карандаши обычно имеют металлический наконечник и клип. Кроме того, в дорогих моделях все детали механизма металлические, в то время как у недорогих механических карандашей они могут быть выполнены из пластика. При этом многие карандаши снабжены прорезиненной областью захвата, которая предотвращает скольжение пальцев и позволяет существенно снизить напряжение кисти при работе с карандашом. Помимо материала на цену карандашей влияет дизайн. Сейчас появились карандаши с трехгранной формой корпуса, которая позволяет пальцам принять максимально удобное положение при письме, практически полностью устраняя напряжение кисти. Например, пишущие инструменты серии Trifit японской торговой марки Penac.
Среди требований, предъявляемых потребителями к механическим карандашам, можно назвать наличие ластика и его качество. В недорогих моделях ластик может размазывать текст, в механических карандашах Penac используются ластики, не содержащие в своем составе ПВХ. Это позволяет им быстро и чисто удалять надписи, не оставлять мелкой крошки. Ластики оставляют частицы крупного размера, которые легко удаляются с поверхности бумаги. Еще одно требование – чтобы грифель надежно удерживался в пишущем узле, а не уходил внутрь карандаша, что в первую очередь зависит от точности производства механизма пишущего узла. Другое требование – устойчивость грифеля к поломкам. Грифели Penac производятся из композиции синтетических смол и графита с полимерным покрытием, что обеспечивает им мягкость письма и стойкость на излом. Кроме того, для удобства пользования, большинство механических карандашей Penac имеет амортизированный пишущий узел, который позволяет осуществлять подачу грифеля, не отрываясь от письма (достаточно лишь слегка нажать на пишущий узел), и защищает грифель от поломок при письме (при сильном нажатии грифель вместе с пишущим узлом просто «убирается» внутрь карандаша).
С разработкой новых технологий механические карандаши дополняются новыми функциями. Среди них можно назвать систему «Zero Slider», используемую при производстве пишущих узлов механических карандашей Penac. Всем известно, что обычно грифель в механических карандашах используется не полностью – как минимум 10–12 мм грифеля остается, так как он просто перестает держаться в пишущем узле. Благодаря системе «Zero Slider» грифель в механических карандашах Penac пишет до тех пор, пока он не станет равен 2 мм. При стандартной длине грифеля 60 мм это увеличивает длину письма на 20%».
«Одним из основных требований предъявляемым к качеству механических карандашей, - дополняет Андрей Юров, – является качественно изготовленный направляющий механизм грифеля, выполненный из металла. Некачественные карандаши с пластиковым механизмом зачастую очень быстро приходят в негодность из-за неплотного захвата грифеля, вследствие чего при нажиме грифель начинает проваливаться в корпус карандаша. Еще одним немаловажным потребительским свойством механического карандаша является эргономично разработанная конструкция корпуса, позволяющая пользоваться карандашом долгое время без усталости».

Сегментные карандаши
Нечто среднее между простыми и механическими карандашами представляют из себя так называемые сегментные карандаши. Можно сказать, карандаши с ручным приводом. В пластиковом корпусе таких пишущих инструментов находится определенное количество (как правило 11) пластиковых держателей с заточенным грифелем. Особая форма заточки грифеля такого карандаша позволяет пользоваться им достаточно долго. Вставленные один в другой эти сегменты представляют собой внутренний «стержень», который удерживает используемый в данный момент сегмент. Как только грифель исписался, достаточно вытащить его и переставить в нижнюю часть карандаша. Все довольно просто и даже удобно, но если вдруг один сегмент потеряется – начинается совсем другая игра… Сегментные карандаши очень любят школьники. На пластиковый корпус таких пишущих инструментов легко наносить разноцветные красочные рисунки. В ассортименте оптовых компаний можно найти и такие сегментные карандаши, каждый сегмент которых сделан в форме какой-либо резиновой игрушки. Тогда карандаш становится одновременно и ластиком.

Особенности продаж
Все перечисленные выше технические характеристики карандашей, безусловно, оказывают влияние на цену продукта и его продаваемость. По мнению специалистов компании «Про100», на продажи влияют следующие факторы: узнаваемость торговой марки (например, Koh-i-Noor или «Конструктор»), твердость (самая продаваемая – это ТМ (HB)); эргономичность и наличие дополнительных элементов – ластика и др., у механических карандашей – наличие прорезиненной вставки, клипа.

Доля в ассортименте
Несмотря на то, что механические карандаши – более технологичный и зачастую более практичный пишущий инструмент, большим спросом все равно пользуются простые карандаши в деревянном корпусе. Как правило, в штучном соотношении простых карандашей продается на порядок больше, чем механических, но разница в цене в итоге сглаживает разницу в прибыли.
Говоря о продаже карандашей, стоит отметить одну тенденцию. В последнее время торгующие компании начинают уделять этой товарной категории все больше внимания, все тщательнее подходят к формированию ассортимента, отбору и представлению торговых марок. Вот что говорит Гамзат Ахмедов, начальник отдела развития «Компании А1»: «Мы занимаемся маркой Adel совсем недавно, только второй год, но уже наблюдаем очень неплохой рост продаж. Думаю, узнаваемость к марке Adel в нашей стране придет чуть позже, но стоит сказать, что это одна из наиболее продаваемых марок в нашем портфеле. Это тот брэнд, который становится «билетом на вход», поводом для начала сотрудничества с компаниями, которые раньше не были нашими партнерами.
Сейчас карандаши занимают очень интересный сегмент, поскольку эта товарная категория набирает все больший вес в ассортименте. Если раньше мы их держали просто для полноты предложения, то после появления в нашем арсенале Adel (брэнда, в который есть перспектива вкладываться, который можно продвигать, который сам себя продвигает), мы поняли, что чернографитовые карандаши должны занимать серьезные позицию и могут приносить неплохие прибыли».
В компании «Про100» отмечают сезонный фактор в продажах карандашей: «Хотя доля карандашей в ассортименте и меньше, чем, например, у шариковых ручек, но в тоже время без них не обходится ни одна торгующая фирма. Карандаши нужны как в школе или в институте, так и в любом офисе. И механические и простые карандаши имеют своих потребителей. В школьный сезон, конечно, выше продажи простых карандашей, а в офисный - механических».

Упаковка
В международной практике сложилось, что карандаши всегда подсчитываются гроссами – по 144 штуки. В любой упаковке, в любом масштабе карандаши оцениваются за гросс. Как и для любого товара, для продажи карандашей упаковка имеет огромное значение. Она защищает карандаши от внешних факторов воздействия, помогает сохранять товарный вид при транспортировке и хранении и более выгодно представлять товар в местах продаж, поскольку каждый карандаш сам по себе невелик и может легко затеряться на фоне более объемных товаров.
«Если внимательно взглянуть на ассортимент карандашей, присутствующий сейчас на рынке, – говорит Роман Воинов, – то становится понятно, что видимое многообразие создается именно различными типами упаковки. Например, в нашем ассортименте присутствуют самые разнообразные упаковки:
- упаковка, идеальная для оптовой торговли – карандаши упакованы по 144 шт. в картонные коробки;
- упаковки, предназначенные для магазинов, гипермаркетов – различные варианты картонных блистеров, пластиковые упаковки;
- упаковки для наборов карандашей разной твердости – картонные цветные коробки по 6 и 12 шт., картонные и пластиковые блистеры».
«Очень важно, чтобы у карандашей имелась промежуточная небольшая упаковка, – говорят в компании «Про100», – например, по 12, 24 шт. у механических карандашей, по 100–144 – у простых. Это позволяет избежать пересортицы и недовложений при формировании заказов для клиентов на складе».
Дизайн упаковки карандашей также имеет немаловажное значение. «Уже давно сложилась некая тенденция, – говорит Андрей Юров, – что дизайн упаковки чернографитовых карандашей в большинстве своем выполняется в достаточно консервативном, классическом стиле и особо не выделяется в общей массе представленного ассортимента, что я считаю не совсем правильной тенденцией. Вот, например, товары марки Silwerhof, в том числе и чернографитовые карандаши, представляемые нашей компанией на российском рынке, отличает оригинальный современный дизайн: красивые люди на упаковках радуют красивых людей, передавая им положительный заряд через свои добрые эмоции, а завершает композицию комбинация ярких стильных цветов на упаковках.

Также важна и информативность упаковки, особенно для продажи товаров в местах розничной торговли, где товар находится в свободном доступе. Благодаря описанию товара, каждый покупатель может получить основную необходимую информацию о продукте, не привлекая для этого продавца или консультанта.
Кроме того, для разных категорий покупателей чернографитовые карандаши выпускаются в упаковках различного вида, что хотя и не существенно, но влияет на их стоимость. Упаковка из поливинилхлорида является самой недорогой в производстве и рассчитана на покупателей экономичной категории. Наиболее распространенная – это картонная упаковка, содержащая от 6 до 12 штук карандашей одной серии, которые могут различаться либо цветами корпуса, либо градациями твердости.
Блистерная упаковка лучше всего сохраняет товар при транспортировке и хранении, а благодаря прозрачной поверхности покупатель может рассмотреть карандаш, не вынимая его из упаковки. Так обычно упаковываются карандаши для специальных работ, либо обычные карандаши, но с дополнительными аксессуарами, например, карандаш с точилкой или ластиком, либо механический карандаш с набором запасных стержней. Карандаши в таких упаковках обычно представлены в более дорогой ценовой категории». Нельзя забывать, что карандаши очень часто продаются из контейнеров у кассы, и тогда сам человек может выбрать подходящий ему цвет и форму карандаша. В этом случае очень важен баланс востребованных покупателем цветов и моделей, иначе в контейнере останутся карандаши, которые никто не захочет купить. Интересный случай из практики рассказал Гамзат Ахмедов, начальник отдела развития «Компании А1»: «Мы поставляем карандаши в дисплее по 72 штуки. Если говорить об однотонных карандашах, то часто в дисплее предлагаются карандаши четырех цветов – красного, желтого, зеленого и синего. Что происходит? Люди покупают сначала красные, потом – желтые, потом – синие, зеленые зависают. Товарный запас надо пополнять, а мы продаем карандаши только в дисплеях. Так вот наши клиенты придумали замечательный способ. Они берут и переупаковывают эти карандаши в вакуумную упаковку или в стретч-пленку по четыре штуки. Разница в цене не отпугивает покупателя, но вымывание дисплея происходит равномерно. Это самый выигрышный способ».
Впрочем, сегодня карандаши чаще всего выкладываются на витрине вместе с другими пишущими принадлежностями. И тогда первую скрипку начинает играть брэнд и дизайн: насколько выигрышно смотрится карандаш на фоне остальных, не выглядит ли он аляписто, четко ли читается маркировка.

Тенденции и инновации
По мнению Романа Воинова, предложение на рынке карандашей будет расширяться: «Думаю, что в основном за счет постоянного улучшения качества карандашей, предлагаемых российскими компаниями под своими торговыми марками. И в итоге, при более низкой цене они сравняются по качеству с европейскими брэндами. Специализированные секторы – карандаши художественные, для черчения и т.п., думаю, останутся во владении известных европейских производителей (Faber-Castell, Koh-i-Noor). Уже несколько лет наблюдается смещение интереса этих компаний в сторону специализированной художественной продукции. Рынок школьной и офисной канцелярии будет занят российскими брэндами.
За свою историю конструкция карандаша достигла классического совершенства. Все инновации, которые сейчас представлены на рынке, существенно ее не меняют. Предпринимаются попытки добавить эргономичные элементы, создать комплекты (карандаш+игрушка, карандаш+точилка и т.п.), изменяется дизайн (форма, окраска), но основные характеристики карандаша остаются неизменными. На мой взгляд, это напоминает попытки создать, например, суперэргономичное седло для верховой езды. Может получиться великолепное в своем роде изделие, но это все равно будет седло, и спрос на него в эпоху автомобилей будет соответствующий. Думаю, что основные инновации будут в упаковке и дизайне».
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Контакты
Следующий материал
Все материалы журнала KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS. Февраль 2024

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
День рождения
19 апреля
Новинки компаний