Советские тетради 20-х годов. Какими они были.
Обновлено 12.06.16. В двадцатые годы после революционных потрясений и отмены частной собственности "писчебумажная" отрасль (по терминологии того времени) в СССР только формировалась. Это был переходный период от "земской системы народного образования" к советской, поэтому производители укрупнялись и Советская власть их объединяла в тресты. Магазины перестали выпускать тетради под собственной ТМ (именно так было до революции). Правда, некоторый период во время НЭПа тетради выпускали также и "кооперативные товарищества". Ещё не было ни ГОСТов, ни ОСТов, ни ТУ, были лишь «Гублиты», «Мосгублиты», "Областлиты" и «Окрлиты», то есть сов. цензура. Первая тетрадь была гостирована только в 1941 г. Кстати, полей на тетрадях в 20-ые также ещё не было, в линии они появились только в середине 30-х, а в клетке - уже в 90-ые. Страна переходила с "русских мер" на метрическую систему, была произведена реформа русского языка, начального и среднего образования с переходом обучения на несколько ступеней и всё это, как в зеркале, нашло отражение в тетрадях: в форматах, стандартах, оформлении, в качестве печати и материалов. Дорогие и качественные изделия канули в лету. Снижение требований к качеству основной массы продукции в 20-ые годы удивительно напоминает наши 90-ые. До революции каждый уважающий себя магазин выпускал собственные тетради из плотной бумаги, с хорошей обложкой, качественной печатью, теперь - нет. Были общие тетради в твёрдом переплёте, даже с цветным срезом, теперь - нет. Не стало и тетрадей, произведённых по заказу "Губернского Земства". До революции линовка была в основном в линию и в узкую линию (в современной терминологии), дореволюционных тетрадей в клетку в современном понимании я не встречал, хотя во втором десятилетии ХХ в. (точнее пока сказать невозможно) появилась линовка напоминающая современную «частую косую» (но в СССР она не прижилась до 50-х) и некий гибрид линии и клетки (сложно сказать, была ли это своеобразная «клетчатая» линия или всё же, клетка), но об этой линовке позже - в других подборках. В 20-х же появилась классическая современная клетка (не сразу, в начале с ней «поэкспериментировали»). Также после революции чуть уменьшился формат, в среднем - до 170х205 мм., но что интересно, в конце 20-х стали появляться и тетради 5-го, европейского формата и именно в западной части СССР - на Украине и в Белоруссии. В 30-ые годы 5-ый формат выпускался уже на территории всего СССР одновременно и наравне с привычным российским вплоть до момента гостирования школьных тетрадей в 41-м г. (а гостировали именно 170х205, т.е. российский формат). Общие тетради формата А5 продолжали выпускать в 5-м формате и далее, к тому же ГОСТа на них не существовало до позднесоветского периода. Об идеологической составляющей в дизайне я уже молчу. Дизайн обложки в принципе изменился, экспериментировали все и почему-то именно на детях. Впрочем, как и сегодня. Интересно и внутреннее содержание, детские записи, они документально фиксируют изменения общественного уклада и отражают целую эпоху, в которую довелось учиться ребёнку. В этом смысле, старая тетрадь - исторический документ. Впрочем, обо всём судите сами по подборке тетрадей 20-х годов из моей личной коллекции. Некоторые экземпляры для большей наглядности я сопроводил плакатами и фотографиями того периода.
Пять тетрадей белорусской писчебумажной фабрики «Герой труда» (бывшей Князя Паскевича).
Думаю, что первая и вторая тетради выпущены в период с 1919 по 1926 г.г. , так как объединение, в которое входила фабрика именовалось «Полесским бумажным трестом» именно в указанный период. Да и формат тетрадей дореволюционный - оборудование ещё не было перестроено.
Обратите внимание, тетрадь только на русском языке, так как до 26-го года Гомельская область, в составе которой находился и г. Добруш, входила в РСФСР. Разумеется, на обложке портрет Маркса и Калинина. Калинин, кстати, облагорожен школьной атрибутикой, хотя и не без вмешательства серпа и молота. Учебные предметы на обложке - дань дизайнерским традициям дореволюционных писчебумажных магазинов.
Следом я дал фото обложки от упаковки бумаги. Это Шедевр «красного» дизайна».
Благодаря этой обложке стал понятен формат писчей бумаги того времени. (в том числе, дореволюционный) - 355х240 мм. (примерно). Кроме того, из упаковки ясно, что в «Полесский бумажный трест» входили три фабрики: «Пролетарий», г. Сураж, «Герой труда», г. Добруш и «Спартак», г. Шклов.
Интересна стилистика - «Групповое объединение», но ещё не трест.
Далее, фраза «Этикет зарегистрирован...» продолжает дореволюционные традиции цензуры. Но интересно где зарегистрирован - оказывается, ни много ни мало «... в комитете по делам изобретений при В.С.Н.Х»
Следующая тетрадь выпущена уже после 1926 года, так как на обложке текст уже дублируется на белорусском языке. Да и трест у же не полесский, а «Белбумтрест».
А последние две тетрадки произведены в Добруше для украинского государственного издательства на украинском языке и уже пятого формата. Особо колоритный дизайн у последней тетради. И обратите внимание на рекламу на обороте.
Обложка от упаковки писчей бумаги 20-ые годы.
Обложка от упаковки писчей бумаги 20-ые годы. Деталь.
Обложка от упаковки писчей бумаги 20-ые годы. Деталь
Предполагаю, что эта тетрадь 1924 года выпуска.
Расцвет НЭПа. Коммерческое агентство "Связь" при Наркомпочтеле (Народный комиссариат почт и телеграфов) СССР просуществовало с 1923 по 1927 годы. Значит, тетрадь также относится к данному периоду. Тетрадь московская- Кузнецкий мост, 15. http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html…
Типография «Мосо». Что это такое и где, к сожалению, найти не смог.
«…ссией по увековеч. памяти В.И. Ленина, прот. №12 от 29 Х – 24 г.» - что-то про комиссию по увековечению памяти Ленина. Может, дизайн утверждён комиссией? К сожалению, уголок тетради оторван. И судя, по данной надписи, дата выпуска всё же ближе к 24-му году. Да и формат тетрадки 178х220 – дореволюционный, а значит, использовали ещё старое оборудование. Но тираж миллион!
Ленин произносит речь практически с трибуны своего же мавзолея, ещё деревянного, второго по счету. Первый просуществовал что-то около двух месяцев, а гранитный построят только в 29-м. Символично! В смысле, должно было символизировать, что он по-прежнему, с нами.)) Шуховская башня на Шаболовке – это, наверное, символ прогресса, как и электрические провода (план ГОЭЛРО?), ну а молнии… молнии – не знаю, но предполагаю, что это тоже символ чего-то прогрессивного.)))
Перепечатка, между прочим, воспрещается – настолько удачный дизайн (в кавычках, разумеется :) )!
Две любопытные харьковские тетрадки предположительно 1926 года.
"Зошит" - по-украински означает тетрадь. Формат А5, и это при том, что все тетради в СССР в те годы печатались в российском формате. Вполне допускаю, что европейский, пятый формат начал своё победное шествие по СССР именно с Украины и Белоруссии, а в 30-ые захватил большую часть школьного пространства и вплоть до 41 года мирно существовал наравне с привычным российским, что мне очень напомнило наши 90-ые. Производитель «Книгоспілка» – кооперативное издательство 1920-1929 годов, то есть эпохи НЭПа. Дизайн – тот ещё!))) Пропаганда радиолюбительства, главного тренда того времени. Порадовал тираж – 5 000 000. Ну и карандашная реклама на послереволюционном «бумбеле» также «улыбнула» - советские маркетологи 20-х работали своеобразно.))) Правда, ещё больше удивило её содержание, явившееся причиной небольшого расследования и экскурса в историю.
Реклама на школьных тетрадях была возможна только в 20-е и, к слову, опять же в наши 90-ые (если быть совсем точным, то и в начале нулевых также). Но это не просто реклама. «ПИШУ ОЛIВЦАМИ ЛИШЕ ЮЖХИМТРЕСТА» означает - пишу только карандашами Южхимтреста. В общем, летайте самолётами Аэрофлота.))) Главная изюминка этого рекламного рисунка – два скрещённых молотка на карандашах. Для наглядности я увеличил их изображение на отдельном фото. И логотип этот подозрительно похож, на логотип дореволюционных карандашей Иоганна Фабера...
Обратите внимание на фото страниц популярного дореволюционного «Календаря для учащихся «Товарищ», изданного издательством и типографией Отто Кирхнера (будущая ленинградская фабрика «Светоч») в начале ХХ века: «Важно при покупке! Только те карандаши фабрики Иоганн Фабер неподдельные, которые снабжены фабричным клеймом два (молотка)». Фирма «Иоганн Фабер» - предшественница «Фабер-Кастель», а логотип «два молотка» - предшествовал двум рыцарям. Рядом - фото карандаша Иоганна Фабера примерно того же периода с молоточками. Вот здесь об этом подробнее:
https://ru.wikipedia.org Ни на одной презентации не слышал этой истории, хотя, возможно, невнимательно слушал.)) Кстати, на очередном фото - карандаши Faber-Castell с молоточками и весами. Это товарные знаки какого-то периода времени до рыцарей??
Но основная интрига - откуда на советских карандашах 20-х годов «Южхимтрест» этот логотип? И что это за производитель такой? ,Для затравки вот такой рекламный слоган тех лет об этих карандашах:
«Для колебанья нет тут места.
Ты комсомолец? — ЮЖХИМТРЕСТА
Повсюду требуй карандаш:
Он сверху донизу весь наш!»
«Южхимтрест» – образован в 1923 г. путем слияния трестов "Химуголь" и "Стеклосода". В него входили в основном заводы Лисичанска, Славянска и Константиновки. Источник: http://ffre.ru/ujgyfsatybewqasyfs.html
Теперь всё встаёт на свои места. Фабрика, выпускавшая карандаши под ТМ «Южхимтрест» - крупный советский производитель карандашей из известного теперь на всю Россию украинского Славянска. Но, по-прежнему, непонятно, откуда молоточки? В более поздний период их уже не было - на следующем фото карандаш 30-го года, но уже под ТМ "Химуголь" со звёздочкой. «Молоточки», стали почему-то не актуальны.
Так что это - лицензия или украденный у Фаберов логотип? Или третья версия? В принципе, в 20-е годы в молодой советской республике допускаю и первое, и второе.
Немного о фабрике в Славянске.
В Советском Союзе было четыре карандашных фабрики. Одна из них, находившаяся в Славянске, была первой советской карандашной фабрикой.
Основателем карандашного производства в Славянске был польский инженер Станислав Маевский, открывший, после окончания Санкт-Петербургского университета в 1894 году в Прушково (окраина Варшавы) фабрику по изготовлению карандашей. Во время Первой мировой войны через Прушково в течение 2,5 недель проходила линия фронта: немцы пытались взять Варшаву.
В связи с активизацией боевых действий Маевский перевёз около 50 вагонов уцелевшего оборудования подальше от линии фронта вглубь России, на станцию Ново-Славянск.
В 1915 г. Маевский с компаньонами приступили к выпуску карандашей в Славянске в количестве 2000-2500 штук в день. Логотипом компании Маевского являлась звезда с полумесяцем, она на отдельном фото.
В 1917 году после революционных событий Маевский возвратился в Прушково и начал там восстанавливать карандашную фабрику. Вывезти оборудование из Славянска ему уже не удалось и понесенные Маевским убытки оцениваются в сумму около одного миллиона рублей.
В 1919 году фабрика Маевского была национализирована и передана в подчинение Славянского содового завода. Производство передислоцировали на территорию складских помещений содового завода. Отсюда и «Химуголь» и «Южхимтрест».
Возрождение самого карандашного производства началось в 1922 году под непосредственным руководством главного инженера содового завода Бориса Андреевича Сасс-Тисовского – будущего директора Славянского содового завода, доктора технических наук и Героя Социалистического труда. Сасс-Тисовский помимо того, что являлся талантливым руководителем и грамотным инженером-химиком, был также превосходным музыкантом-виолончелистом. Его игру восторженно слушал юный Дмитрий Шостакович, с которым их связывала крепкая дружба.
В 1924 году 17-летний Шостакович приезжал на полгода к Сасс-Тисовскому в Славянск. Тут же он написал свою Первую симфонию. Вот такая, характеризующая этого человека, деталь.
Но это мы отвлеклись от основной темы... Хотя, как знать, так как именно в 1924 года на фабрике были изготовлены первые советские карандаши, уже с молоточками на корпусе, наличию которых по-прежнему нет объяснения.
Основной источник: http://niva.ucoz.ua/publ/publikacija_14_ot_3_04_2014_g/1-1-0-104
И ещё история в тему – на карандашах «Американской промышленной концессии» A. Hammer (будущая московская карандашная фабрика им. Сакко и Ванцетти) в 20-х годах также стоял на логотипе молоток, правда один, скрещенным с ним был почему-то якорь. Фото «хаммеровского» карандаша и плакат 1927-1928 г.г. - на двух отдельных фото. A. Hammer – тот самый американец, что способствовал постройке «Хаммеровского» центра (международного делового центра в Москве), долгожитель и "друг" всех советских вождей.
Не давали в 20-х годах покоя молоточки Фабера советским промышленным дизайнерам и руководителям, слишком раскручены они были в России календарями «Товарищ» и «Подруга», выпускавшимися огромными тиражами и бывшими очень популярными у школьников до революции. К теме этих календарей можно обратиться позже, она интересна сама по себе и у меня в коллекции есть несколько экземпляров.
Вот так одна старая тетрадка никому не известного теперь Харьковского издательства (правда, в нашем случае – две) может породить столько вопросов и предположений или даже явиться поводом к устранению белых пятен в истории (или в наших знаниях о ней). История – она в документах, а тетрадь – печатный документ.
Лично моё мнение – логотипом Фабера Славянская карандашная фабрика воспользовалась, мягко говоря, незаконно, как очень популярным ещё до революции товарным знаком. История стара, как мир!
Впрочем, лучше самой компании Faber-Castell никто вопрос с молоточками не прокомментирует.
P.S. Компания Faber-Castell ответила, что никаких прав на использование своего Товарного Знака не предоставляла. Вот так - моя версия оказалась верна!)))
Показать польностью...
Харьковская тетрадь 1926 г. Радиолюбительство.
Харьковская тетрадь 1926 г. Два молоточка Иоганна Фабера на советском карандаше.
Харьковская тетрадь 1926 г.
Харьковская тетрадь 1926 г. Радиолюбительство.
Харьковская тетрадь 1926 г. Два молоточка Иоганна Фаберана советском карандаше.
Харьковская тетрадь 1926 г.
Два молоточка Иоганна Фабера на советском карандаше крупным планом
Реклама Иоганна Фабера в дореволюционном «Календаре для учащихся «Товарищ» типографии и издательства Отто Кирхнера (будущая ленинградская фабрика «Светоч»)
Реклама Иоганна Фабера в дореволюционном «Календаре для учащихся «Товарищ» типографии и издательства Отто Кирхнера (будущая ленинградская фабрика «Светоч»)
Дореволюционный карандаш Иоганна Фабера с логотипом "два молоточка"
Карандаш Иоганна Фабера с логотипоми "два молоточка" и "весы"
Логотип карандашной фабрики С. Маевского.
Карандаш "Химуголь"
Плакат с рекламой "хаммеровского" карандаша 1927-1928 г.г.
Карандаши A. Hammer. 20-ые годы.
Тетрадь, изготовленная "По особому заказу Канцсектора Мосторга".
На фото - первая, последняя обложки и внутренний блок. Выпуск - не ранее 1924 г. и не позднее 1932 г. СТМ гос. розничной сети пришла на смену множеству СТМ дореволюционных частных "писчебумажных" магазинов. Тетрадь, произведена Ленинградской типографией им. Е. Соколовой (в будущем - ПО "Техническая книга") для крупной розничной сети под собственной ТМ. Связь двух столиц.))) Тираж 1 650 000 - не самый большой для того времени, но судя по наличию на обложке «таблицы перевода метрических мер в русские и обратно» - ближе к 1924-му году. Почему не позднее 32-го? Потому что, номер телефона на тетради (что уже необычно!) указан пятизначный, а такими номера в Москве были, как раз, до 1932 г. Мосторг - это нынешний ЦУМ и бывший дореволюционный "Мюр и Мерилиз" (который также выпускал тетради под СТМ). Кроме того, в 20-ые и 30-ые годы в систему "Мосторг" входили ещё несколько московских универмагов. Буквы "М", "О" и "Т" в логотипе в принципе понятны, но что такое - "А"? Бумага обложки обёрточная, крашенная в массе около 80 гр., блок - не менее 65 гр. 170х205, шаг линовки - 10 мм.
Кроме того, на фото - "Мосторг" 31-го года и рекламная страница.
Перевод метрических мер в русские.
Магазин "Мосторг" 1931 г.
Тетрадь треста "Мосполиграф". Производитель - 12-ая типография, входившая в трест.
Формат 172х212, клетка 5х5, обложка - бумага либо оберточная либо этикеточная, плотность не выше 60 гр., блок - также не менее 60 гр. Тираж 8 млн., Производитель - 12-ая типография. Есть перевод метрической системы в русские меры и наоборот. Одобрено Мосгублитом (цензура). Кстати, есть версия, что имя Шарикова (Полиграф Полиграфыч) из Булгаковского "Собачьего сердца" - от Мосполиграфа.))) Публикацию я сопроводил плакатами того времени. На одном из них - Московская карандашная фабрика им. Красина. Плакат 1928 г. Трест также производил карандаши и остался в истории благодаря Маяковскому:
"
1
Всю писчебумажность,
графленую
и без граф,
продает
Мосполиграф.
2
Даешь карандаши,
которые хороши!
3
Каждый хозяйственник,
умный который,
здесь покупает
все для конторы.
4
Где взять
перо и тетрадь?
Помни, родитель —
В Мосполиграфе
все, что хотите.
5
У бумаги без печати никаких прав.
Печати делает Мосполиграф.
6
Я первый по успехам
и прилежности.
Я здесь покупаю
письменные принадлежности.
7
Вспомните —
у вас оборвались
обои в комнате.
Нечего
стоять разиней.
Новые купите
у нас в магазине.
8
Печать —
наше оружие.
Оружейный завод —
Мосполиграф.
9
Наше оружие —
книга и газета.
Здесь куют
оружие это.
10
Стой, не дыша!
В Мосполиграфе
всё —
от гроссбуха до карандаша.
11
Глаза разбегаются!
С чего начать?
Во-первых,
в Мосполиграфе
вся печать.
Во-вторых,
чего ради
у нэпов покупать
гроссбухи и тетради?
Всю писчебумажность,
графленую и без граф,
продает Мосполиграф.
Чем искать граверов,
мостовые пыля,
в Мосполиграфе заказывай
печати и штемпеля.
И конечно,
разумеется само собою,
в Мосполиграфе
покупай обои.
Разинь глаза и во все смотри,
запомни эти адреса три.
Показать польностью...
"
Плакат 1928 г. Неизвестный художник. "Карандаши "Мосполиграф"". Только изображение, скорее всего, проект.
Тетрадь "Цетросоюза (Хозяйственно-Издательский отдел, Писчебумажный подотдел).
Ныне это 13-ая Типография в Москве. 172х222 мм. обложка из обёрточной бумаги примерно 80 грамм, блок - 55-60 грамм. Главное здесь - портрет вскоре репрессированного А.И. Рыкова, рабоче-крестьянский дизайн и запечатанные форзацы со справочной информацией: правила правописания без ятей (очень любопытный текст) и соотношение русских мер и метрической ситстемы.
Правописание по-новому, без ятей.
«Изд. Каменской Писчебумажной Фабрики».
Значит в Кувшиново было своё издательство! Или это «издание»? Любили в те времена сокращения, это ещё дореволюционная традиция. Вот, попробуй догадайся теперь через 90 лет… И разумеется, Каменская фабрика входила, как и положено, в Трест, в «Центробумтрест». Зацензурировано – Гублит № 8.046. Дзержинский, всё-таки, да и цитата из Ильича. Обложку отпечатали в типографии «Тверской Правды» и «Тверской Деревни».
В «Марше пионера» почему-то «вейтесь кострами», а не взвейтесь…
Но какая безграмотность внутри, при почти идеальном каллиграфическом почерке! Это лучше читать, чем пересказывать. Поистине, форма важнее содержания. Дата выпуска неизвестна, но записи датированы 29-м годом. Линовка отсутствует. По всей видимости, писали с помощью трафарета.
Почерк каллиграфический, но грамотность просто кошмарная.
Тетрадь неизвестного производителя 1924 года, но самая удивительная из всей подборки.
Действительно, зачем писать производителя, когда достаточно лозунгов: "Книга даёт знание - знание даёт силу" и "В единении - сила". Про книгу и знание всё понятно, а вот, кто с кем должен объединяться - не совсем...)))
Впервые встречаю на тетради перечень праздничных выходных: наряду с «низвержением самодержавия» (февральская революция?) Крещение и Рождество, и уже по новому стилю. Я увеличил эту часть текста на отдельном фото. Удивительно, но до 29-го года все церковные праздники были официальными и отмены вместе с отменой воскресного выходного дня. Правда, церковь отмечала эти праздники по старому стилю… Могу лишь предположить, что таким образом проявилось сотрудничество сов. власти с "обновленцами".
И таблица умножения почему-то не классическая, а в виде «таблицы Пифагора».
Любопытна тетрадка и внутри. Я сделал скан одной страницы, но если есть желание посмотреть остальные, то добавлю. «Количество хлебов в Румынии (?) на 1 человека в 1921 и 1923 годах» с цветной диаграммой!!!))). Добыча нефти в разных государствах в тысячах тонн в 1922 году» - США добывали в 15,5 раз больше, чем СССР.
Эта тетрадка – лишнее подтверждение, что тетрадь такой же источник исторических знаний, как и любой другой архивный документ.
Православные праздники совмещены с советскими.
Штофы, полуштофы...))
Диаграммная тетрадь. 1926 год. Тираж - 7000 (!) экз. Это тоже тетрадь, хотя и не школьная.
Диаграммы Word, которыми мы привыкли пользоваться не задумываясь, были напечатаны ещё в 1926 г. Ленточные, линейные, круговые, миллимитрово-сетчатые, да какие угодно! Когда листаешь старые тетради, удивлению нет границ!
Тетрадь 20-х годов, точнее сказать сложно, но любопытная во всех отношениях.
1 литр =0,08ведра=1,6 водочной бутылки=0,3 гарнца; четверик=26,2 литра. Оказывается, Гарнец - это мера для кормления лошадей. Ну да, страна жила на лошадинной тяге и лошадь была средством производства. Дети обязаны были в 27-ом году это всё знать. Современному человеку формулировки удивительны, и даже, немного смешны. Тетрадь интересна всем. Во-первых, метрические меры на задней обложке перемешаны с русскими (таким образом, видимо, пытались дать соотношение, но назвали всё это "метрическими мерами"). Во-вторых, рядом с М.И. Калининым языческий символ солнца - видимо, дизайнеры перестарались. а редактор... оказался не в теме.))) В третьих, это первая тетрадь того времени, из тех, что я держал в руках, у которой бумага внутреннего блока практически не пожелтела, а сверкает первозданной белизной! Не уверен, правда, что это заметно на сканах... Почему, интересно? Кроме того, здесь четко видно, что обучение подразделялось на ступени. Словом, масса любопытного в обыкновенной тетрадке. Да, и ещё, печать здесь отвратительная и ужасная линовка (смещение линий). - отличительная черта переходного периода. Одно радует - тираж маленький, всего 300 000.
М.И.Калинин и языческий символ солнца.
Тетрадь первых лет Советской власти. На мой взгляд, интересна единственным фактом - в ней с 20 апреля по 12 июня 1926 года вела свой дневник деревенская девочка (с.Горкино, Родниковского района Ивановской области.)
Здесь её повседневная жизнь: "...встала с постели... вышла на крыльцо... в огороде на черемЫхе пели два скворца..." Крайне любопытно, рекомендую! Сама тетрадь, выпущенная тиражом 24 000 000 (!) экз. - в обложке с крайне низким качеством печати, но с вполне приличным блоком. Для такого качества тираж просто катастрофически большой. Но с другой стороны, так и ликвидировали безграмотность... Записи сделаны карандашом, но карандашом писали не только деревенские школьники, выпускались даже тетради "Для записи карандашом" и карандаши "для рисования" и "для письма".
Дневник девочки 1926 г. Карандаш.
«Блок•Нот» 20-х годов. Но по сути - блок с миллимитровкой.
И в некоторых современных изделиях не сразу понимаешь весь функционал, а в старых экземплярах, тем более. Видимо, так он и должен был писаться. А уже наши современники упростили его написание до «блокнота». Только он необычный – внутри миллимитровка или «клетчатка», как её называли ещё примерно лет за десять до выпуска этого «Блок•Нота». Не совсем правильный пятый формат. Составной переплёт с тканевым корешком (часто использовался для изготовления тетрадей и блокнотов свыше 24 л. вплоть до 70-х годов). Бумага 80 грамм. Обложка – неотбеленный картон, но уж очень высокой гладкости. Но главное – множественная (пятикратная) биговка значительно ниже корешка. Зачем? Верхняя крышка хорошо складывается по отдельной верхней биговке, сразу после ткани. Остальные-то зачем? У меня версий нет. И ещё интересная деталь – «Склад издания Книжный магазин». Напомнило дореволюционный «Книжный склад губернского земства». Что до революции, что сразу после, принадлежность изделия к «Складу»., видимо, придавала ему значимости.)))
Три тетради производства Добрушской фабрики Герой труда", Полесский бумтрест."
Опять трест, но уже белорусский. Обложка и внутренний блок всех трёх вполне приличного качества - не менее 80 и 60-ти грамм соответственно. Внутри первой, разумеется, полеводство ("Книга деревне", всё-таки). В двух других - обществознание в версии 20-х и "машиностроительное черчение".
Несколько слов по поводу первой тетрадки. «Книга деревне» - в 20-ые годы была разветвленной системой продажи книг, учебников и школьных товаров на селе. В интернете не смог найти упоминаний о такой структуре, кроме одного – футуристического проекта киоска для деревенской торговли книгами, на который предлагаю взглянуть и Вам!))) Думаю, что в жизнь этот проект вряд ли был воплощен.
Обновлено 21.03.16.Три тетради 1927 г. «Акционерного общества «Основа». Иваново-Вознесенск. НЭП.
Издательство это образовано благодаря «Декрету Совнаркома 1921 года о частных издательствах». Этому же декрету мы обязаны и следующему, уже Архангельскому, издательству «Призыв».
Дизайн всех строго соответствует линии партии на ликвидацию безграмотности и подготовке к индустриализации. Всё проверено «Гублитом», Интернационал и Марш пионеров на месте. Обложка, кстати, вполне приличная, тетрадная, грамм 80, впрочем, как и бумага - не менее 60-ти. Тетради Отпечатаны в разных типографиях. Страну тетрадями обеспечивали пока такие вот издательства. Из крупных тетрадных фабрик вовсю работал пока только Добруш. А издательство «Основа» существует до сих пор, специализируется на педагогической литературе. Впрочем, маловероятно, что это одно и то же издательство. Но главное здесь - все тетради из одной серии. Пока я не увеличил скан, я не замечал подпись художника. Более того, думаю, никто не замечал - она замаскирована в рисунке. А художник (Сергей Петрович Бурылин) оказался выдающимся промышленным дизайнером того времени!
И тот факт, что кооперативное издательство использовало его работы в оформлении школьных тетрадей, да ещё и с подписью, говорит о значительном прогрессе в нашей отрасли в тот период времени. Бурылин являлся флагманом иваново-вознесенского агитационного текстиля. В 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже ситец «Серп и молот» фабрики Большая Иваново-Вознесенская мануфактура (работа Бурылина) был награжден Золотой медалью. В композиции орнамента автор использовал символы советской России – пятиконечную звезду, серп, молот и пшеничные колосья. А вот теперь ещё и тетради. Кстати, про тетради с работами Бурылина я информации в сети не нашел. И ещё один интересный факт - в г. Иваново-Вознесенске существует существует музей промышленности им. Д.Г. Бурылина, известного русского коллекционера и мецената, где осенью 2015 г. открылась выставка художника С.П. Бурылина: http://музейбурылина.рф/sobytiya/novosti/1318/ Есть ли родственная связь между этими двумя выдающимися людьми, я не знаю, но всё возможно. Тетради выложил одну за другой, надеюсь, не запутаетесь. Подпись на последних двух дал крупным планом. Вторая тетрадь (с флагом) отпечатана двумя красками – обложка коричневой, а оборот (форзацы) черной. Такую печать по обложке я впервые встречаю на тетрадях 20-х, да и в дореволюционных такого не было. Её обложку кто-то раскрасил и подписал: «школа», «пионеры дети рабочих» и т.д. Не менее интересны и записи – протокол общего собрания и выборы старосты 27-го года. Последняя тетрадь, с барабанщиком – только лицевая обложка и форзац (сама тетрадь, к сожалению, не сохранилась).
Показать польностью...
Две Архангельских тетрадки "Кооперативного товарищества "Призыв".
Одна - просто уникальная, вторая крайне любопытная. Об уникальности первой - ниже.
Раз кооператив, то значит это НЭП. И скорее всего, это начало НЭПа, несмотря на то, что записи в тетради датированы 28-м годом, то есть это где-то ближе к 1921-му г. Это же косвенно подтверждает и форма рамки для подписи: «Учени… «_» группы сов. (советской) школы __ ступени». Особо подчеркивается, что школа именно советская. К сожалению, мне не удалось отыскать никаких сведений об этом архангельском кооперативе «Призыв». Тетради в тот период печатали все, кому не лень, не было ещё выстроенной советской системы тетрадных фабрик и различных «канц-бум-» и прочих «школьно-письменных» сов. трестов. Но тетрадь от этого не является менее интересной. У неё оказалась изюминка.
Обратите внимание на линовку – это клетка прямоугольной формы 8х3 мм. (крупным планом на отдельном фото ) Такой я не встречал ни до, ни после. Похоже, что это – некий прообраз будущей «частой косой».
Более того, мне не попадались тетради дореволюционного производства в клетку, только в линию или в узкую линию. Значит, клетка появилась только в Советское время, её внедрили большевики. Любопытный факт.
А если данная тетрадь, действительно, начала двадцатых (предположительно, всё-таки, 21-22 года), то получается такая линовка в прямоугольную клетку – это переходной вариант к стандартной клетке 5 х 5?
Обложка из обёрточной бумаги, внутренний блок – не выше 55 грамм… Всё это, конечно, от бедности.
Разумеется, есть перевод русских мер в метрические. Но есть и реклама магазинов кооператива «Призыв». Текст также любопытный, прочтите! Книги, канцтовары, спортивные и театральные товары – всё в этих магазинах. Прообраз советских «Культтоваров»? Так что, тетрадь оказалась очень информативная.
Теперь о второй "призывной" тетрадке.
У этой уже современный стандарт клетки. Но в ней интересные записи, просто кладезь исторической информации, собственно, из-за этих записей я её и поместил её сюда. Процитирую несколько абзацев, а дальше читайте сами по сканам.
«У нас в школе сегодня был секретарь Сельсовета Николай Афанасьеич Капшин. Он говорил быстро и непонятными словами, поэму мы не совсем хорошо поняли его доклад. Мы задавали мало вопросов, потому, что не успевали обдумывать его слова. На другом уроке Александра Арчибальдовна пояснила нам, что было непонятно.» «Сельсовет – высшая власть в деревне. Лишены избирательных прав попы, кулаки, спекулянты и бывшие царские служащие. В нашей деревне кулаков нет.» «Союз Советских Социалистических Республик состоит из 6 отдельных республик..."
"Переходная" клетка 3х8 мм.
Беседа с секретарём Сельсовета...
Комментарии
Комментарий: Какая замечательная коллекция! У меня тоже есть немножко, не коллекционные, а просто из домашнего архива. Довоенные, 20-30-х (?) годов. Такие, помнится, ярко-фиолетовые, с таблицами в т.ч. мер и весов... Посмотрю, у меня все это в Яндексе лежит. Но Вас-то конечно таким не удивить! Я сама очень ценю эти "бумажки", которые тоннами выбрасывались за ненадобностью, а ведь это - история! Живая. Спасибо, что сохраняете.
|
|
2 ноября 2016 18:31
|
|
Ответ: Мало кто в наше время сохраняет семейный архив. Тем более, ещё и в Яндексе!) Всё, что Вы здесь видите - в основном с чердаков разрушенных деревенских домов и сломанных хрущёвок. Есть старьёвщики, для которых это или бизнес или средства к существованию. От них всё и попадает на аукционы, где это покупаю я и такие, как я, иногда дорого :) . Свои семейные архивы люди обычно хранят бережно, если уж они остались от родителей. Такие архивы на рынок попадают только тогда, когда некому передать... Спасибо и Вам, что читаете! Через неделю заходите уже в "Отраслевой канцелярский музей"!
|
19 января 2016 21:40 Татьяна |
|
Комментарий: Игорь, обязательно пишите книгу! Это не сарказм! Спасибо за историю.
|
|
20 января 2016 18:29
|
|
Ответ: Спасибо и Вам, Татьяна за интерес! Я подумаю над Вашим советом.)
|
30 декабря 2015 10:11 bumbel.ru |
|
Комментарий: Потрясающе Игорь, спасибо и с Новым годом! В первой тетрадке любопытно что человек в 13 лет учится писать и сколько у него много братьев и сестер разного возраста.
|
|
19 января 2016 21:15
|
|
Ответ: Обещанные тетради с Фаберовскими молоточками выложил. Они идут первыми в фотогалерее.
|
|
30 декабря 2015 17:53
|
|
Ответ: Дима, тут в каждой тетради есть очень любопытные вещи. Меня больше качественные характеристики и стандарты интересовали, но и внутри тексты интересны. По этой подборке в принципе понятно что из себя представляла бумажно-беловая отрасль в 20-ые. Правда, сюда не вошли ещё две очень интересные украинские тетради. Я их попозже добавлю. Там на обложке реклама советских карандашей с логотипом "два молоточка", которые , в свою очередь, имеют длинную и любопытную дореволюционную историю и они европейского формата А5. В СССР каждое десятилетие тетради менялись - и по качеству, и по дизайну, и по стандартам, и производители добавлялись и "умирали". Отдельная тема - дореволюционные издания - на огромную фотогалерею может хватить. |
Другие фотогаллереи
От мелков Маевского к Славянским карандашам и тетрадям Unipap1Фабрика Мвевского - Славянская - Unipap
|
От мелков Маевского к Славянским карандашам и тетрадям Unipap
477 |
Фабрика Мвевского - Славянская - Unipap..
Посмотреть |
"Подруга" на 1916/17 уч. год. Дореволюционный календарь для учащихся женских учебных заведений.4В Российской империи подобный формат календарей - записных книжек был
|
"Подруга" на 1916/17 уч. год. Дореволюционный календарь для учащихся женских учебных заведений.
996 |
В Российской империи подобный формат календарей - записных книжек был чрезвычайно популярен. Такие календари выпускались для многих социальных и профессиональных групп населения, из которых их владельцы могли черпать массу необходимых в повседневной жизни и в учебе сведений в эпоху отсутствия..
Посмотреть |
Канцтовары в советском кино и литературе.1Вообще, это благодатная тема - канцтовары в литературе и кино. Примеров -
|
Канцтовары в советском кино и литературе.
672 |
Вообще, это благодатная тема - канцтовары в литературе и кино. Примеров - масса, просто надо поискать. Более того, благодаря литературным произведениям вполне можно воссоздать номенклатуру канцелярии прошлого. Например, о существовании пера "Пушкин", выложенного в фотогалерее "Дореволюционные..
Посмотреть |
Советская реклама карандашей 20-х. А. Гаммер (А. Hammer). Материал А. Горденко.28Рекламные объявление в журнале "Красная Нива", 1929 г.
|
Советская реклама карандашей 20-х. А. Гаммер (А. Hammer). Материал А. Горденко.
1022 |
07.06.16. Перед Вами авторский материал нашего коллеги Андрея Горденко, компания «Автоком». Помимо основного бизнеса он собирает карандаши, а также всё, что с ними связано и систематизирует свои находки в различных тематических статьях. Данный материал - из серии о рекламе карандашей 20-х годов и..
Посмотреть |
"Спутник школы". Календарь 1911 г. М.О. Вольф.42Проникнуться духом предреволюционной России, можно не только посмотрев Ёлки
|
"Спутник школы". Календарь 1911 г. М.О. Вольф.
1190 |
Проникнуться духом предреволюционной России, можно не только посмотрев Ёлки 1914. Это можно сделать и здесь, прочтя календарь-записную книжку Т-ва М.О. Вольф на 1911/12 уч. год, а также те календари, которые мне ещё предстоит выложить в рамках нашей "Канцелярской истории".
В России того времени..
Посмотреть |