|
|
Главное место в экспозиции любого музея, разумеется, занимают предметы, являющиеся экспонатами. Наш "Отраслевой канцелярский музей" не является исключением. Особенно в этом смысле, конечно, интересны механизмы, материалы или тренды в дизайне своего времени. Но не менее интересна история этих предметов. А история всегда наиболее ярко отображается в рекламе. Не даром столько усилий тратят наши отраслевые маркетологи на создание контента и поддержание рейтинга своих компаний, в том числе, и на этом портале. А как рекламировали канцтовары 100 или более лет назад? Этой теме и посвящена наша сегодняшняя подборка журнальных и газетных рекламных модулей в периодических и специализированных изданиях начала прошлого и конца позапрошлого века. Все они являются экспонатами Отраслевого канцелярского музея и размещены в специальной группе каталога Реклама в журналах и газетах. Их безумно интересно читать даже и без моих комментариев. Больше всего рекламы по канцелярской тематике встречается в дореволюционной «Ниве» и в большинстве своём это карандаши и перья. В нулевые годы ХХ в. в топ рекламных объявлений добавились различные «ручки с перьями» и «самопитающие перья». Дело в том, что «ручками» в то время принято было называть именно деревянную ручку для пера и они продавались отдельно. Ниже - реклама карандашей Иогана Фабера и А.В. Фабера. Рекламный модуль с карандашами "Iohann Faber" был размещён на первой полосе журнала "Нива" 1910 г., а реклама "A.W. Faber" - на внутренних страницах той же "Нивы", но раньше - в 1901 г. (обе полосы целиком - вверху)).
|
|
|
|
Краткая историческая справка (чтобы не запутаться). Братьев Фабер (Faber) было трое: Лотар, Иоганн и Эберхард. В итоге у всех троих оказался собственный бизнес по производству карандашей. Старший - Лотер, унаследовал империю Фаберов A.W. Faber. (торговый знак - сначала звёздочки, затем - весы) и именно его внучка в начале ХХ века вышла замуж на графа Castell, правда, вскоре благополучно развелась и с 20-х годов ХХ века вела карандашный бизнес самостоятельно, но приставка Саstell осталась, как и новый ТЗ - рыцари. Средний - Иоганн, прекрасный технолог, сначала работал в фирме отца, но затем перерос её, взбунтовался и основал свою (его фабрика была крупнее, продавала больше, дешевле, а товар - качественнее), судился за право использовать фамилию Faber, выиграл, успешно работал (особенно в России), но к началу ХХ века в возрасте 82 лет скончался и его фирмой управляли сыновья, а фирма в итоге была поглощена Faber-Castel, окончательно - в 1942-м году, но частично - уже в 1932-м. У младшего - Эберхарда была открыта компания в штатах и прекратила существование к 1990-м. Была выкуплена кем-то из американских канцелярских «монстров». Но и в нунешней "Faber-Castell" ТМ "Eberhard Faber" осталась как суббренд, но в дошкольном сегменте.
| |
|
Эта реклама "A.W. Faber" из "Нивы" 1903 года:
|
|
|
| Нива. 1914 год. |
Далее - несколько рекламных блоков, посвящённых ручкам и перьям. Такие подробные комментарии, как в случае с Фаберами, давать уже не буду. Скажу лишь, что компания господина Ватермана (Waterman), который изобрёл ручку с непрерывной подачей чернил из закрытой капсулы, после его смерти переходила из рук в руки. По всей вероятности, какое-то время британский филиал L.& C. Hardtmut (K-I-N) был дистрибьютором Waterman, отсюда - смешение брендов в рекламе. А система "Фонтан" (в русской транскрипции), скорее всего, тогда бала синонимом FountainPen Ватермана. (один из последующих рекламных блоков).
|
|
|
| Год и издание неизвестны |
| | 1894 г. Скорее всего, "Нива" |
|
|
|
|
| "Нива". 1897 год. |
|
|
|
|
| "Нива". Конец XIX века. |
| | "Нива". 1880 год. |
|
|
|
| "Нива". 1908 год. |
| Год и издание неизвестны |
Ничего не знаю об автоматических карандашах Лимана и Рикса (тех, что выше). Но напишу об автоматических карандашах Пенкаля, которым посвящены следующие два рекламных блока. Славолюб Эдуард Пенкала был хорватским инженером и изобретателем. Хотя он родился в Словакии, жизнь и его изобретения связаны с Хорватией. Он иммигрировал в Хорватию со своей семьей и жил в Загребе. Первая мастерская изобретателя находилась на нынешней площади Короля Томислава, дом 17. Славолюб Пенкала за свою жизнь зарегистрировал 80 патентов на различные свои изобретения, среди которых были автокарандаш и авторучка.
В 1906 году Пенкала запатентовал под своей фамилией первый в мире автоматический карандаш. Он был зарегистрирован в Будапешском патентном бюро, а также в патентном бюро Англии. Принцип действия этого изобретения остался неизменным и по сей день. Изобретение этого механизма, который заменил собой обычный карандаш, который необходимо постоянно затачивать, принесло мировую известность Славолюбу Пенкала. Успех этого изобретения был велик: начав с 10 первых экземпляров, вскоре он исполнял заказы, приходившие со всей Европы, так что в последствии 100 000 экземпляров таких карандашей было изготовлено. Славолюб Пенкала уделял большое значение дизайну карандаша, а также придумал дамский вариант – карандаш из серебра с колпачком на тонкой цепочке.
В 1907 году Пенкала запатентовал авторучку, которая имела не меньший успех.
Так как сам Пенкала не владел значительным капиталом, необходимым для выполнения приходящих заказов, он подписал контракт с Edmund and Gavro Moster & Co. Они образовали компанию Penkala-Edmund Moster и начали строительство фабрики. В 1911 году, когда фабрика была основана, было приглашено 300 работников, число которых позже достигло 800. В то время карандаши и авторучки Пенкала продавались более чем в 70 странах мира. В период с 1912 по 1926 гг. это была одна из самых крупных фабрик по производству письменных принадлежностей во всем мире.»
|
Реперь несколько рекламных страниц из специализированного издания "Известия общества преподавателей графических искусств", 1910 год. Это уже по теме "художки", если использовать современный профессиональном жаргоне, принятый в отрасли. Фабрика Гюнтера Вагнера (ТМ Pelikan), "Берлинский художественный магазин" на Кузнецком мосту в Москве, Фабрика красок Карла Шмидта в Дюссельдорфе и фабрика Герляха в Варшаве.
|
|
|
|
Не менее популярны в начале прошлого века были домашние типографии.
|
|
|
|
Рекламировались и фабрики каучуковых штемпелей, а также производители презентационной, как бы теперь выразились, продукции.
|
|
|
|
Но в советское время реклама пропала лишь ненадолго. Её спас НЭП. Посмотрите, как пестрели рекламой страницы "Огонька" в конце 20-х!
|
|
|
| "Огонёк". 1928 год. |
Слева - Концессия Гаммера. В первой половине 1928 года шла рекламная кампания фабрики со слоганом Владимира Маяковского "Перья, карандаши фирмы "Гаммер" хороши!". Эта реклама публиковалась в журналах: "Огонек", "Красная Нива", "Прожектор" и др. Внизу слева - Объединение «Мосполиграф», в которое входили и писчебумажные и карандашные фабрики. О Мосполиграфе и для Мосполиграфа много писал Маяковский. Не исключаю также, что выбор имени для Шарикова из Булгаковского Собачьего сердца - Полиграф Полиграфыч связан с нашим Мосполиграфом. Из производителей карандашей в объединение входили: фабрика им. К. Либкнехта (бывшая В.Ф. Карнац) и новая им. Л.Б. Красина, начавшая функционировать в ноябре 1926 г. Внизу справа - Южхимтрест. И этот слоган - Маяковского. Любил он карандаши, да и, вообще, всю «писчебумажность». Это - знаменитая в будущем Славянская карандашная фабрика и не менее знаменитая в прошлом фабрика Маевского, переехавшая вместе с фронтом во время Первой Мировой войны из-под Варшавы.
|
|
|
Как соотносились друг с другом реклама "Патентованного автоматического вечного пера Weka" и КУБУЧ (комиссия по улучшению быта учащихся), честно говоря, не понимаю.))) Но и такая реклама тоже была.
|
|
|
Ещё из загадок. Что такое "Случайная партия карандашей", с какой фабрики её "скоммуниздили" или как теперь говорят в нашем в МИДе, "скапитализдили" - также не знаю. Это о рекламном блоке слева. А справа - реклама "оптово-розничного книжного и писчебумажного склада ПУРСНАБА", по адресу Лубянка, 1. Это там, где до революции располагалось страховое общество "Россия", позднее обосновалась ВЧК, а ещё позднее построили здание КГБ,
|
|
|
Это пока всё. На сайте музея, правда, газетных объявлений больше. Да и другие новинки появились, просто они размещены в своих товарных группах в каталоге и их, конечно, нужно поискать. Словом, на новогодние праздники канцелярщики историческим чтением обеспечены. А после нового года продолжим. С наступающими праздниками! Текст; Игорь Зайцев.
|