Привет, Зарина!
Не так давно мы узнали тебя как амбассадора Royal Talens. Расскажи, пожалуйста, как вы друг друга нашли?
Всё просто — . Я всегда очень любила пользоваться красками Royal Talens и часто отмечала их в постах. Вот так и познакомились. Потом мы решили вместе сделать уроки про части лица. Потихонечку наши отношения развивались и дошли до того самого.
На своем сайте ты рассказываешь, что в 4 года впервые попала в художественную школу, но обстоятельства не позволили учиться там. Кроме того, твоя семья не считала творчество хорошим карьерным выбором. Твое расставание с искусством длилось 15 лет, но в это время ты наверняка находила время на свидания с ним?
Я всегда жила с ощущением обиды от того, что есть оно — «искусство», а я его недостойна. Об этом мне напоминали достаточно часто, но я все равно до конца не могла с этим смириться. Поэтому находила все возможные способы стать поближе к нему — занималась фотографией, дизайном сайтов, иллюстрацией. Но постоянно думала о том, что всё получалось бы лучше, если бы я умела рисовать.
Когда и как наступил момент «больше не могу»?
Он был очень отчетлив, его даже напечатали в университетской газете. Я училась на журналиста, нас отправили на мастер-класс представителя компании − «абсолютного мирового лидера по производству офсетных рулонных машин». После МК было желательно написать эссе. Моё заканчивалось фразой: «Такие встречи помогают каждому найти ответ на один из главных вопросов в жизни — хочу ли я этим заниматься». И я не хотела. Я очень люблю работать, но тратить годы жизни и все свои силы на компромиссный вариант было слишком больно. Так я и ушла.
Как теперь твои близкие относятся к твоему творчеству?
По-разному. Кому-то очень нравится то, что я делаю. А некоторые всё еще ждут, когда мне надоест, и я найду настоящую работу.
В твоем профиле есть очень показательный пост. Выходит, не обязательно сразу рисовать великолепно? Что, по-твоему, необходимо больше всего, чтобы отточить мастерство? Допустим, три самых важных фактора.
Я от природы рисовала откровенно плохо и не чувствовала ничего, что могло бы помочь, — ни свет, ни цвет, ни пропорции. Списки — это моё, поэтому вот три фактора.
- Упорство. Иногда мне кажется, что я бесконечно бьюсь головой об стену. Бывают периоды, когда прогресс совсем не видно, но я все равно иду рисовать.
- Вера в то, что всё получится. И когда процесс идет хорошо, и в дни, когда все вокруг талантливые и успешные, а ты один такой неудачник. Упорство — это про действия, а вера — про настрой.
- Ментор. Иногда люди слишком много времени посвящают практике того, что они уже умеют. Важен баланс теории и практики. А с хорошим учителем прогресс идет гораздо быстрее.
Почему твой основной материал – именно масло? Были ли у тебя эксперименты с другими материалами?
Я, кажется, пробовала всё. Начинала вообще с планшета и компьютера, были даже попытки граффити. Долго работала углем, но ничего мне не нравилось так, как масло. Запах, текстура, «замороченность» — любовь с первого мазка.
Расскажи, пожалуйста, о водорастворимом масле Cobra. В последнее время оно вызывает интерес у многих художников, с которыми мы сотрудничаем.
Cobra — это магия! Я до сих пор так считаю, хотя на самом деле всё дело в эмульсии (как яйце в майонезе), которая позволяет маслу и воде смешиваться.
Традиционное масло — это классика, но многие, к сожалению, прекращают им пользоваться или делают это реже, чем хотелось бы, потому что не могут использовать токсичные разбавители с сильным запахом. Это неудобно, если помещение для работы маленькое, есть дети или животные, заболевания кожи, и т.д. Так же при беременности.
Когда можно выбирать Cobra, а когда лучше использовать традиционное масло?
Cobra — это прекрасный старт в мире масла. Она сохраняет все плюсы масла (скорость высыхания, работу тонкими и густыми слоями), при этом можно использовать воду. Водорастворимое масло идеально подходит для выездов. Я брала его с собой на демо в Санкт-Петербурге. Провела демо, сгребла всё в сумку, а уже в отеле за 5 минут отмыла кисти и палитру. Я помню, как мыла и благодарила себя за то, что взяла именно Cobra: есть хотелось невыносимо, но чистота кистей важнее.
В любом случае, если работать маслом с водой не понравится, то эти краски можно использовать с традиционными медиумами и другими масляными красками, как будто о воде вы и не слышали. Так что вы ничем не рискуете.
Правда ли, что твой первый творческий профиль велся на английском языке, потому что ты опасалась критики русскоязычных пользователей?
О, да! Долгие годы я безумно боялась грубостей. Я человек, у которого обидные вещи застревают в голове. Я буду ходить и прокручивать их бесконечно. Это не касается настоящей критики, её я люблю. «Это не живопись, а мазня», «Только краски зря портишь» — это как раз то, чего я боялась.
У нас очень сильна академическая школа. Как в технике, так и в настроении. И многие считают, что это повод унижать всё, что сделано не по канонам. Как будто вы не создаете своё искусство, а пришли на экзамен в ВУЗе, где есть определенные требования и правила того, что есть хорошо, а что — плохо.
Мне хотелось как-то проскользнуть мимо этого. Практика английского шла бонусом.
Почему решила после вести профиль и на русском тоже? Как получилось справиться со страхом?
Русскоязычный аккаунт появился потому, что очень захотелось делиться какими-то находками, переживаниями, которые иностранцу не будут понятны (мемами о почте, например). Я даже не ожидала, что русскоязычный блог окажется настолько полезным.
Я завела его только в 2021 году, когда уже было достаточно успехов, чтобы не переживать о «критике». Правда, пока это уютное местечко для друзей. Сейчас мне не хочется, чтобы он становился популярнее.
В твоем послужном списке уже несколько международных выставок. Помнишь свое первое участие?
О, моя первая выставка — мой грандиозный успех и провал одновременно. Я решила оставить заявку на два конкурса — Figurativas (от музея MEAM в Барселоне) и ARC Salon (это престижная американская премия для художников-реалистов). С одной и той же картиной. Я была абсолютно уверена, что не попаду ни на одну из них. И прошла на обе.
Я была в ужасе! Муж увидел моё лицо и подумал, что случилось что-то страшное. Все мои мысли были о том, как поделить картину так, чтобы она попала на обе выставки. К счастью, выставка оказалась совместной. То есть в одни даты − в музее на нижнем этаже, от ARC Salon, а на верхних — от Figurativas. После этого картины, участвующие в салоне, летят в Нью-Йорк, на отдельную выставку в Sotheby’s.
Я была вообще не готова к участию в выставке. Ни практически, ни с морально. Я покрывала картину лаком накануне отправки, и появилось жухлое пятно, которое никак не хотело пропадать. Я забыла про раму, а потом безумно переживала, что, может быть, картина в жизни не такая, как на фото, и никому не понравится. Открытие выставки занимало два дня — официальная церемония и вечеринка на следующий день.
Всё это было таким стрессом, что в итоге привело к выгоранию и депрессии. В общем, слегка далеко от радости, которую обычно чувствуют в таких случаях.
К чему нужно быть готовым художнику, который хочет участвовать в таких международных проектах?
Нужно понимать, что участие в международных выставках и конкурсах — это дорого. Как правило, рассмотрение заявки на участие − платное. Отправка — за ваш счет. И это будет курьерская служба, потому что есть четкие сроки. Если у конкурса есть второй этап, когда жюри оценивает работу лично, то это совсем не выгодно. Прошло в финал, например, 100 работ, а жюри выберет 30. Не обязательно лучшие, возможно, какая-то тема будет актуальнее, или похожий сюжет уже есть на выставке, и поэтому вашу работу не возьмут. В таком случае всё, что вы получите — строчку в резюме о том, что вы «финалист» и счет за возврат работы домой. Поможет ли это продаже картины? − Не факт. Уведет ли это вас в существенный минус? − Запросто.
Если говорить о коммуникациях, то мне очень повезло: все представители музеев и галерей, с которыми я сотрудничала, были очень приятными людьми, готовыми помочь по всем вопросам.
Расскажи о выставке, к которой готовишься сейчас. Чему она будет посвящена и почему? Когда и где пройдет?
Моя персональная выставка пройдет в конце апреля в австралийском Мельбурне, в Beinart Gallery.
Это будет выставка работ с историей о том, как я стала художником. С какими проблемами столкнулась и что чувствовала. Про надежду, понимание, дружбу. Как всегда, будет много светящихся рук.
С какими трудностями сталкиваешься в подготовке?
Мне кажется, я человек-преодолитель трудностей, и без них мне жить скучно. Пока главной задачей было придумать сюжет картин так, чтобы вместе они рассказывали единую историю. Обычно я работаю медленно, но тут придется поднапрячься, потому что времени осталось мало. Отправка будет сложным процессом: надо будет заказать ящик для картин, выбрать транспортную компанию, подготовить документы и не разориться из-за стоимости отправки. Но об этом я пока стараюсь не думать.
Какой должна быть твоя идеальная творческая атмосфера?
У меня есть два вида работы — спокойный и сумасшедший. Если я немного ленюсь, то включаю какой-то подкаст или видео на YouTube. А потом начинаю полностью концентрироваться на работе и просто включаю что-то в Spotify. Не важны ни жанр, ни исполнитель, потому что я толком ничего не слышу и полностью погружена в работу.
Бывают ли периоды, когда ты совсем не прикасаешься к краскам? Беспокоит ли тебя это?
Бывают вынужденные периоды, когда просто некогда. Потому что помимо рисования мне приходится заниматься всем — и отправкой работ, и документами, своими сайтами, соцсетями, общением с налоговой и т.д. Раньше я очень беспокоилась, что не рисую каждую минуту. Но депрессия очень изменила мою жизнь. Теперь я воспринимаю периоды, когда не рисую, как отдых, способ подзарядиться и вернуться с новыми идеями. Хотя, буду честной: после перерыва навык приходится восстанавливать несколько дней, иногда это нервирует.
В чем секрет сияния цвета в твоих работах?
Контраст и плавность. Контраст между темным и светлым, теплым и холодным — это то, что заставляет предмет сиять. А плавность переходов увеличивают этот эффект.
Какова твоя сама большая творческая мечта?
Хочу написать книгу. Помню, когда начала рисовать, была напугана: смогу ли я стать художником? реально ли научиться рисовать? а прокормить себя и семью? Мне некому было задать эти вопросы. Тогда я пообещала себе, что узнаю ответы и поделюсь ими с теми, кто так же растерян. Я написала большую часть книги еще пару лет назад, но поняла, что у меня нет опыта для раздела «Работа с галереей». Всё это время я нарабатывала опыт – и теперь готова продолжить!
Переходим к блиц-опросу! Обладатель/ница самых красивых рук:
Я! У меня такие вены! Синие, выпирающие. Одно удовольствие рисовать. Правда, в жизни они часто выглядят пугающе.
Любимый художник из классиков:
Вильям Бугро.
Любимый современный художник:
Уилл Сент-Джон.
Цвет, который всегда присутствует в палитре:
Ivory Black. Он у меня и в черном, и во всём холодном.
Почти всегда отсутствующий цвет:
Все синие и зеленые.
Что бы ты спросила у Ван Гога:
Какой вопрос! Да я и «здравствуйте» от волнения не сказала бы. Просто стояла бы и потела.