Создавать красоту и творить канцелярскую магию, не забывая о грамотном подходе к выстраиванию бизнес-процессов и необходимости реагировать на изменения интересов аудитории, — совсем не миф, а реальность для сильной компании. О секретах успеха и будущих планах компании INFORMAT рассказал её генеральный директор Василий Фатеев.
|
Учитывая экономическую ситуацию, которая сначала осложнилась ковидными ограничениями, а затем наложением санкций со стороны ряда зарубежных партнёров, вы видите текущую ситуацию на рынке канцелярских товаров как проблему или возможность для роста?
|
Любые изменения — это всегда возможность, возможность выхода с новым продуктом в другую нишу или просто повод пересмотреть операционную эффективность компании. Вообще, думаю, в менеджменте сам термин «проблема» — это не что-то негативное, а то, что всегда в фокусе внимания руководителя. Любой процесс улучшений начинается с осознания, какие именно проблемы нужно решить, поэтому в этом ракурсе «проблема» и «возможность» это не «или», а «и».
|
Почему с вами хотят работать? Как вам удаётся удерживать партнёров?
|
Мы строим свою работу под кредо: INFORMAT — партнёр по развитию вашего бизнеса, именно в этом мы видим возможность роста как для нас, так и для наших партнёров. Политика win-win эффективна всегда. У нас чёткий и рациональный подход: мы создаём качественный продукт под разные типы целевых аудиторий, предлагаем нашим партнёрам сбалансированный портфель брендов, а также их продвижение 360. Мы подготавливаем индивидуальные трейд-программы как для сотрудников партнёров, так и для конечного потребителя, запускаем федеральные программы по продвижению.
|
В связи с демографической ситуацией как планируете переформатировать бизнес?
|
Портфель брендов выстроен так, что у нас есть предложение для каждой целевой аудитории. Все они имеют чётко выстроенную бренд-платформу и позиционирование, мы стараемся закрывать потребности каждого клиента. Для этого мы ежегодно проводим исследования аудитории, активно следим за трендами и внедряем их в свою работу. 2024 год для нашей компании мы смело называем годом ассортимента. Мы нашли золотую середину соотношения хитов и новинок.
|
Как вы можете охарактеризовать 2023 год? Какие планы перед компанией ставите на 2024 год?
|
2023 год — это год изменений. Все игроки на канцелярском рынке осознали, что пора менять привычный уклад работы, оценивать результативность каждого инструмента и принятого решения. 2024 год, безусловно, покажет результаты принятых решений, а также даст нам интересную задачу — расти при снижении темпов роста рынка.
|
Какой из брендов в портфеле INFORMAT показал наилучшую динамику продаж за 2023 год?
|
Из трёх основных канцелярских направлений нашей компании максимальный рост показало направление «школа и творчество», основной драйвер бренд LOREX 38%, на втором месте — «детство» с ключевым брендом «Каляка-Маляка» 16%.
Мы занимаем лидирующие позиции на рынке в категориях карандаши, фломастеры и ручки.
В 2023 году бренд «Каляка-Маляка» в категории фломастеры показал рост в 30%, а в карандашах 34%. Наш секрет успеха — качественно сбалансированная матрица хитов и ярких новинок. Например, новая серия «Весёлые зверята» в карандашах и фломастерах разлетелась: партию, привезённую на 6 месяцев, раскупили менее чем за 2 месяца.
Бренд «Каляка-Маляка» — эксперт в товарах для раннего развития, все новинки разрабатываются с помощью педагогов и психологов, проходят тестирование в закрытых группах, и именно поэтому все наши товары становятся хитами. Так, в 2023 новинки в категории фломастеры ожидаемо показали рекордный объём продаж, особенно нашим потребителям понравились фломастеры для малышей. Если говорить о ручках, то хотелось бы отметить продолжающийся рост в категории ручек «пиши-стирай». Мы расширили матрицу в брендах LOREX и Schoolformat, предложили рынку качественный продукт с интересными трендовыми дизайнами, и это привело к росту в этой категории в 44%.
Мировой бренд LINC, который мы эксклюзивно представляем на российском рынке, стабильно растёт, по сравнению с прошлым годом на 24%, а бренд подарочных ручек Manzoni на 28%.
|
Какие самые яркие новинки компания представила для российского рынка канцелярских товаров в 2023 году?
|
Мы ежегодно выпускаем более 1500 новинок. В бренде «КалякаМаляка» выросли продажи теста для лепки в 3 раза и пластилина в 2 раза. Заметен рост именно в больших наборах пластилина, так как это в полной мере отражает нынешний тренд к разумному потреблению. Потребители готовы заплатить больше, но пользоваться этим дольше.
Безусловно, топ-новинка 2023 года — это и детские чернографитные карандаши «Каляка-Маляка». Они очень полюбились маленьким покупателям и их мамам благодаря яркому корпусу, а разнообразие форм и размеров помогает подобрать карандаш для ребёнка любого возраста. Кроме того, у нас есть линейка «Мультики» — при кручении карандаша в руке картинка оживает. Наша аудитория с каждым годом меняется, меняются и их запросы, наблюдается тренд на товары с дополнительной ценностью.
Бренд LOREX для стильных и независимых показал феноменальный прирост в категории маркеры и текстовыделители более чем 128% в денежном выражении. Такой скачок произошёл благодаря расширению матрицы новинками с элегантными принтами, большим выбором чернил, покрытием soft touch и различными кратностями упаковки (дисплеи, мононаборы, ассорти). Также продолжается рост категории тетради 48 листов — они сделали настоящий бум на рынке в плане сочетания дизайнов, эффектов, цены и качества. Прирост по обороту составил 38%.
Самый школьный бренд Schoolformat порадовал приростом в категории предметные тетради в 3,5 раза.
Также в этом году мы презентовали суббренд LOREX KIDS, продукция появится на полках в магазинах уже в марте 2024. Это товары для школьников и их родителей, которые хотят пользоваться стильной детской канцелярией. Мы взяли всё лучшее из бренда LOREX: трендовые дизайны и высокое качество продукции, и перенесли это на детские категории.
|
На ваш взгляд, изменились ли требования покупателей к продуктам компании INFORMAT в 2023 году?
|
Рынок показал тренд на рост покупательской способности и отход от сберегательной модели поведения по сравнению с 2022 годом, люди стали всё больше обращаться к товарам среднего сегмента и изучать локальные бренды. Более того, покупатель стал ещё более избирательным и хочет видеть новинки с дополнительной ценностью или возможностью персонализации. Потребности аудитории заставляют искать индивидуальный подход к разным социальным и возрастным группам, которые отличаются как по своим вкусам, так и по паттернам потребления контента. Теперь тренды задают не только социальные сети, маркетплейсы, но и стриминговые платформы. Так, последние заявили, что в скором времени будут использовать персонализированные трейлеры одного и того же фильма, согласно предпочтениям разных аудиторий. Понятно, что рынок канцелярских товаров настолько стремительно меняться не будет, но тренд понятен.
|
Если посмотреть на перспективу — насколько будет важен момент уникальности продукта для покупателя в 2024 году? В чём это будет выражаться?
|
Необходимо реагировать на изменение интересов аудитории во всех каналах для формирования оптимального предложения для них. Основной тренд — индивидуальная эстетика и эргономичность продукта.
|
Вы недавно представили канцелярскому рынку интересный образовательный проект «Лаборатория розницы». Какая у него цель?
|
В рамках этого проекта топ-менеджеры компании делятся успешными кейсами, и мы видим сильную заинтересованность среди участников канцелярского рынка. Мы рассказываем не базовые вещи, а делимся своими наработками, не боимся говорить об ошибках, а главное — помогаем их избежать в будущем. Наша собственная розничная сеть — это отличный инструмент для проверки основных гипотез. INFORMAT — клиентоориентированная компания, которая поддерживает партнёров на каждом этапе. Мы трезво оцениваем наши сильные и слабые стороны, в последних видим точки роста и работаем в этом направлении. INFORMAT более 30 лет на рынке, мы переживали разные эпизоды, и нам действительно есть, что рассказать.
|
|
|
Насколько важным для вашей компании являются социальные исследования и статистические данные? Как и какую информацию собираете и анализируете?
|
Мы проводим исследование в двух направлениях — потребности конечного потребителя, а также NPS (исследования лояльности) наших партнёров. Недостаточно просто производить классный товар, сейчас время сервиса и дополнительной ценности.
|
Сегодня многие говорят, о том, что маркетплейсы медленно, но верно вытесняют с рынка офлайнмагазины. Как в этой связи себя «чувствуют» розничные магазины сети INFORMAT?
|
Несмотря на рост популярности маркетплейсов, мы видим перспективы и возможности для развития розничного сегмента. Всегда остаются покупатели разного возраста, которые предпочитают видеть товар вживую и получить рекомендацию от экспертов. Благодаря развитию нашей системы лояльности, мы сформировали круг постоянных покупателей, и их доля очень высока. Особое внимание в работе мы уделяем анализу персональных предпочтений наших покупателей, на основе которых вырабатываем индивидуальные предложения. Для того, чтобы привлечь клиентов к нам из онлайн в офлайн, мы создаём поводы, предлагаем интересные акции, делаем персонализированные рассылки, рассказываем о наших брендах в социальных сетях и специализированных сообществах.
|
В чём секрет вашей компании, который позволяет предлагать рынку канцелярских товаров конкурентоспособный и востребованный продукт?
|
Во-первых, мы искренне любим то, чем мы занимаемся. Во-вторых, у нас в компании работают люди, которые всегда проактивны, ценят отношения с партнёрами, открыты новому, хотят создавать красоту и творить канцелярскую магию. Мы изучаем наши целевые аудитории, предугадываем их пожелания и создаём качественный и эксклюзивный товар.
|
Что бы вы пожелали участникам канцелярского рынка в 2024 году?
|
Пользоваться классными канцелярскими товарами и каждый день получать удовольствие от этих удобных мелочей в нашей жизни. И, конечно, роста прибыли!
|
KanzOboz.LIFE 2024
скачать PDF
|