Валентина Курсанова (0+ MEDIA): «Российские лицензии становятся более востребованными и необходимыми»
Лицензионный рынок постепенно адаптируется к новым реалиям и во многих нишах даже заметен рост, считает Валентина Курсанова, директор по развитию бизнеса и лицензирования компании «0+ Media».
Уход иностранных анимационных студий существенно изменил картину лицензионной отрасли. Бóльшая часть лицензиатов, которые ранее работали с зарубежными брендами (в том числе иностранные компании, оставшиеся в России), начали заменять лицензии на российские. И у нас, и у наших коллег-правообладателей количество лицензионных партнеров возросло именно благодаря уходу иностранных компаний.
Для потребителей в этом тоже есть плюс. И в силу менталитета, и в силу общего тренда на импортозамещение, и в связи с желанием поддержать российское производство, в том числе и анимационное, дети и их родители уже давно охотно покупали товары с отечественными персонажами. А теперь таких предложений стало больше.
Политические события оказывают негативное влияние на компании большинства отраслей, я полагаю. Несмотря на плюсы, связанные с появлением свободных ниш на рынке лицензий, минусами являются и общее падение спроса, покупательной способности, и неуверенность потребителей в завтрашнем дне, и осторожность, с которой компании инвестируют в новые проекты.
Я бы отметила, что сочетание плюсов и минусов дает нашему бизнесу возможность оставаться в точке «ноль» и не падать. Тем не менее 2023 год показывает рост относительно 2022 года: потребители приспосабливаются жить в догме постоянных изменений, возвращаются к своим делам и проектам, и рынок адаптируется к новым реалиям.
Российские лицензии становятся более востребованными и необходимыми всё большему числу производителей. Например, у нас в 2023 году больше новых проектов, чем когда бы то ни было: на рынке есть спрос, в эфире телеканалов – доступные слоты, а в сердцах людей – место для новых героев, и мы используем эти возможности.
По нашим оценкам, минимум половина лицензиатов, ранее работавших с Disney, Universal, Hasbro, Warner Bros., Nickelodeon и другими ведущими иностранными мейджорами-правообладателям, были вынуждены переключиться на российские лицензии.
Лицензиаты, выпускающие товары для детей, нуждаются в «мультяшках»: спрос на них всегда был, есть и будет. Ярким примером является наше партнерство с ведущей сетью общественного питания «Вкусно – и точка» (ранее «Макдоналдс»). До 2022 года компания работала с иностранными лицензиями, часто распространявшимися глобальным офисом, и имела лишь один или несколько свободных слотов для заполнения российскими брендами. После трансформации бизнеса в России у компании появилась возможность работать с крупнейшими российскими персонажами, среди которых, верю, поочередно окажутся все топовые лицензии. Лицензия «Лео и Тиг» была выбрана для «Кидз Комбо» первой, и я уверена, что это только начало нашего успешного и долгосрочного сотрудничества.
Хороший вопрос. На него нет однозначного ответа. Есть те, кто любил и будет любить персонажей Disney, особенно если говорить о поколении 25-40-летних – мы росли на этих мультиках. У «новых» детей любовь к персонажам прививается сейчас. Детки, которым от двух до семи лет, знают именно тех анимационных героев, которые актуальны сегодня, которых показывают в эфире ТВ и в кинотеатрах. Для них кумирами станут именно наши российские герои. Мир динамичен, поэтому и спрос динамичен. В силу нынешней ситуации современные дети, особенно дошкольного возраста, долго будут эмоционально привязаны к нашим героям.
Мы, как создатели контента, стараемся сделать всё возможное, чтобы не просто занять ниши, а сделать контент интересным, обучающим, полезным, игровым, востребованным и актуальным. Это большой труд, большие риски, большие вложения, но и большие возможности. Безусловно, ярчайшие кинорелизы международных студий пока не могут быть замещены отечественными аналогами. Дело и в технологиях, и в бюджетах, которые различны у международного и у локального кинорелиза. Но, отвечая на вопрос, хочу сказать, что это наша цель, к которой мы стремимся и будем делать всё возможное.
Пока рост контрафакта не ощущается. Скорее, наоборот. Параллельный импорт еще не дает возможности полностью возместить прежние объемы поставок в Россию, как и прежние цены. В то же время, как ни крути, конкуренция – это всегда хорошо, и если (или когда) к нам вернутся иностранные правообладатели и бренды, то потребители будут рады, а российским компаниям-лицензиарам будет уже проще: с накопившимся опытом как в производстве нового контента, так и в занимаемой доле рынка прочнее будет ощущаться «почва под ногами».
Общеизвестно, что монетизация и окупаемость контента зависят прежде всего от двух сфер бизнеса – от лицензирования потребительской продукции и от дистрибуции контента. Если первая чувствует себя неплохо, то вторая существенно сузилась: теперь нет возможности работать с таким количеством зарубежных партнеров, как прежде.
Это можно сказать и про лицензирование потребительской продукции. Например, если ранее мы активно развивали лицензирование наших брендов в Европе и выходили в США, то сейчас эти регионы в основном отказываются от российского контента. Однако мы более стремительно развиваемся в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Для успешного развития лицензионной отрасли необходимы стабилизация экономической и политической ситуации и, как следствие, психологического состояния нашего общества, энтузиазм и возможности производителей контента, а также гибкость правообладателей в работе с лицензиатами и предложение более лояльных условий, чем прежде.
KIDSOBOZ 2023