Пауль Клее — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Гражданин Германии, Клее родился, провел значительную часть жизни и умер в Швейцарии. Отец Пауля — преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну. Живописи Клее учился в Академии художеств в Мюнхене в 1898-1901 годах. Здесь он открыл для себя творчество Гойи, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. 15 сентября 1906 года Клее женился на Лили Штумпф (их знакомство состоялось еще в 1899 году в Берне, будущая жена была пианисткой и педагогом) и через две недели переехал в Мюнхен. В том же году он впервые выставил свои офорты, однако его работами на стекле никто особо не интересовался. |
|
|
Первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей Пауля Клее открылась в Берне в 1910 году, интерес к ней был тоже слабым, и это очень расстраивало художника. В том же году Клее написал свою первую картину маслом. Известно, что работать с масляными красками ему было поначалу трудно, он делал многочисленные эскизы, но результаты его не удовлетворяли. |
|
|
В 1911 году Клее стал членом группы «Синий всадник», творческого объединения представителей экспрессионизма, целью которого было достичь равноправия всех форм искусства. В этот период у Клее успешнее всего получались акварели, и именно с акварелями он участвовал во второй выставке объединения в 1912 году. В 1912 в Париже встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Руссо, Брака, в творчестве каждого из них обрел побудительные мотивы для продолжения собственных поисков. Так, увлеченный опытами Делоне, он в 1913 году перевел на немецкий язык и опубликовал в журнале «Штурм» его эссе «О цвете». А в 1914 году, одним из первых, Клее зафиксировал акт художественного автоматизма (с закрытыми глазами провел черту, стараясь передать то, что видел мысленным взором) — прием, к которому сюрреалисты придут только через несколько десятилетий. Вообще 1914-й — переломный год в жизни художника: его знания, наблюдения, жизненный опыт, долгие дружеские беседы с Кандинским и Францем Марком, наконец, его приезд в Париж — все сошлось: Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике. «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник», — записал он в своем парижском дневникe.
|
|
|
Клее участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта. Он ушел в армию в 1916 году, через несколько дней после того, как его друг Франц Марк погиб в бою. До своей демобилизации в 1919 он занимался в основном канцелярской работой и не прекращал писать картины. Позже Клее считал, что ужасы войны способствуют развитию абстракции, а покой мирной жизни — фигуративности. В начале 1920-х он экспериментировал с формой и абстракцией, жанрами и тематикой, обращаясь в какой-то момент даже к сюрреализму. В 1920 году вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. В 1921—1930 годах преподавал в Баухаусе (Высшей школе строительства и художественного конструирования). В 1929–1933 годах Клее преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе. Под давлением пришедших к власти в 1933 национал-социалистов ему пришлось уволиться; он навсегда уехал из Германии в Швейцарию, в Берн.
|
|
|
1935 году в Берне прошла большая экспозиция работ художника, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. 1937 году картины смертельно больного Клее были включены в состав печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» в Мюнхене и многие из них уничтожены. В 1940 году состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе. 29 июня 1940 года 60-летний художник умер в Муральто, близ Локарно. За свою жизнь он создал около 3500 живописных и графических работ, три тома сочинений и дневник. Пауль Клее похоронен в Лугано, через несколько лет урна с прахом была перенесена на кладбище в Берне.
|
Свои вопросы вы можете задавать на форуме по ссылке. |
|