Николай Николаевич Ге – известнейший русский живописец 19 века, один из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок». Стиль его картин трудно отнести к какому-либо одному направлению: Ге писал и портреты, и исторические полотна, и евангельские сюжеты. Но неизменными чертами его творчества оставались драматизм, внимание к мелочам, стремление представить известные события и образы в новом, необычном свете. Самые известные картины Ге: «Тайная вечеря», «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «А.С.Пушкин в селе Михайловском», «Что есть истина? Христос и Пилат». Николай Ге родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже в семье помещика с французскими корнями (оттого у художника столь экзотическая для России фамилия). Художественные способности мальчика обнаружились еще в детстве, и преподаватели Киевской гимназии, куда его отправили учиться, прочили ему будущее живописца. Однако после окончания учебного заведения по настоянию отца Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет на тот же факультет.
|
|
|
Все эти годы молодой человек тайно мечтал об учебе в другом учебном заведении – Императорской Академии художеств. В 1850 году свою мечту он осуществляет – бросает университет и поступает в желанную Академию. В ней Ге проучился семь лет, получил Малую и Большую золотую медали за работы «Ахиллес оплакивает Патрокла» и «Саул у Аэндорской волшебницы», что дало ему право на поездку за границу за счет средств учебного заведения. И это право Николай Ге использует: посещает Германию, Францию, Италию, Швейцарию, где набирается новых впечатлений и вдохновения. Пишет много портретов, исторических сюжетов и эксизов, в которых чувствуется влияние кумира молодого художника – Карла Брюллова.
|
|
|
В 1863 году Николай Ге выставил на осенней выставке в Академии художеств новую работу – «Тайную вечерю». Картина вызвала много споров и была неоднозначно принята публикой и прессой, тем не менее, император Александр II приобрел ее в личную коллекцию, а Ге получил первый серьезный успех в столице и звание профессора Академии художеств. Через год он снова уезжает в Италию, пишет там много эскизов на евангельские темы, знакомится с философом и публицистом А. Герценом, пишет его портрет. В 1867 году Ге заканчивает картину «Вестники Воскресения» и пытается ее выставить в Академии художеств, но – безуспешно. Картина не снискала успеха у публики, как и следующая работа мастера – «Христос в Гефсиманском саду».
|
|
|
В конце 1860-х Николай Ге вернулся в Россию, став одним из организаторов «Товарищества передвижных художественных выставок». Он живет в Петербурге, пишет портреты известнейших интеллигентов России: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина, и других. Однако тяжелое материальное положение заставляет художника в 1875 году навсегда покинуть столицу и поселиться в Черниговской губернии. Он оставляет в стороне искусство и начинает заниматься сельским хозяйством. Правда, крайняя нужда заставляет периодически браться за кисть и писать портреты местных богачей.
|
|
|
|
В 1882 году знакомится со Л.Н. Толстым, а после пишет его портрет и даже делает скульптурный бюст писателя. В это время появляется ряд картин на религиозные сюжеты: «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина? Христос и Пилат», «Иуда» (Совесть), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“», «Распятие» (в нескольких вариантах). Критика обрушивается на новые творения Ге, называя их кощунственными, лживыми, оскорбляющими религиозное чувство. На Западе его картины тоже не имели особого успеха. Но мастер был доволен результатом: он свидетельствовал не только о его творческой независимости, но и выработке собственной индивидуальной манеры письма.
|
|
|
Скончался Николай Ге в возрасте 63 лет в своем хуторе Ивановский Черниговской губернии 1 (13) июня 1894 года. Свои вопросы вы можете задавать по ссылке.
|
|
|