Масляные краски (часть 1)
Классика живописи – масляные краски. Это именно тот художественный материал, с которого следует начинать расширение ассортимента в сторону материалов для творчества.
Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка.
В конце XX века рисование маслом получило широкое распространение как хобби, чему способствовало появление техник в стиле «сделай сам», как, например, техника рисования Боба Росса.
Как следует из названия, масляные краски — это краски на основе растительных масел, органических и неорганических пигментов и наполнителей. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.
Давайте подробнее рассмотрим основную палитру масляных красок:
Белая краска чаще всего встречается в палитре любого художника, является неотъемлемой частью при создании портретов, некоторых пейзажей, натюрмортов, гризайли.
Белила в смесях делают цвета непрозрачными и более светлыми. Как известно художнику для придания выразительности работе, совсем не обязательно пользоваться белой краской, ведь все познается в сравнении, и настоящий мастер сможет подать даже охру, как самый светлый и яркий цвет, но такой отказ от белил не всегда оправдан. Можно конечно не использовать белила совсем, но надо помнить о том, что многие светлые краски на основе этих самых белил и готовятся и отказ от последних в пользу первых, возможно, не даст ожидаемого подбора тона. Итак, белила бывают:
|
Белила Титановые. Двуокись титана - TiO2 Наиболее используемый современными художниками вид белил. Светостойкая, непрозрачная краска, сохнут быстрее цинковых. Практически незаменимы в живописи. |
|
Белила свинцовые. Ранее самый используемый вид белил, также доставлявший немало проблем совместимости с другими красками. В настоящее время (на сколько я знаю) не встречаются в продаже и не используются совсем. Причина – высокая токсичность и чрезвычайная опасность для здоровья. Поэтому и говорить о них бессмысленно. |
|
Кадмии жёлтые. Изменяют цвет в смесях с красками, содержащими окислы железа (охрой, сиеной и другими). Совершенно бесполезны смеси со стронциановой желтой, приводят к грязновато-зеленоватому цвету. |
|
Кадмий лимонный В таком случае его можно смешивать со всеми красками, применяемыми в настоящее время художниками. Совершенно бесполезны смеси со стронциановой желтой, они приводят к грязновато-зеленоватому цвету. |
|
Стронциановая желтая. Благодаря появлению других красок, не является обязательной и необходимой в палитре современного художника. |
|
Охра светлая, Охра желтая и Охра золотистая. Смеси с кадмиями - желтым, светлым, средним и темным, приводят к изменению цвета последних. |
|
Сиена натуральная. Коричневый оттенок особенно выявляется при корпусном нанесении, в том же случае сиена темнеет. Желтизна же более заметна в тонких накрасах. |
|
Марс жёлтый, он же желтый прозрачный. Дает бархатистый тон окраски. При длительном воздействии солнечных лучей, склонна к потемнению. Не рекомендуется смешивать земляные краски с марганцевыми и ультрамарином (из-за изменения цвета и высветления), а также с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком. |
|
Неаполитанская желтая |
|
Индийская жёлтая. Прозрачная, среднесветостойкая краска, относится к лессировочным. Заменяема золотисто желтой ЖХ, отличающейся более теплым тоном, поэтому к последней добавляют голубую ФЦ или травяную зеленую. Современный состав и способ приготовления неизвестен. |
|
Марс оранжевый прозрачный. Не рекомендуется смешивать земляные краски с марганцевыми и ультрамарином (из-за изменения цвета и высветления), а также с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком. |
|
Ультрамарин розовый. Смесь со свинцовыми белилами, капут-мортуумом, красными кадмиевыми красками, кобальтом синим, а также с краплаками дает побурение тона красок. С церулеумом, кобальтом зеленым, охрой, умброй, марсом и Ван-Диком, происходит небольшое высветление. Не допускаются смеси с золотисто-желтой ЖХ и краплаками. В смесях с железоокисными красками высветляет последние. Смесь с земляными красками (Архангельская коричневая, Ван-Дик коричневый (порховский), Умбра натуральная и жженая, Сиена натуральная, Охры) ведет к изменению тона и высветлению. Не рекомендуется смешивать с черными красками в малых пропорциях. |