АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KUy88
Рекомендуем
Случайное КанцФото
4 сентября 2020

"Карандаш и его история." Вокруг света, февраль1917 г.

Ежегодно накануне и сразу после начала нового учебного года в отечественных СМИ стало традицией публиковать репортаж о каком-нибудь производстве канцелярских товаров. В этом году корреспонденты ИТАР-ТАСС побывали на единственной в России карандашной фабрике – Воскресенской (ВКФ).

Видео современного технологического процесса с разбивкой на производственные операции и описанием каждой из них можно посмотреть на сайте ИТАР-ТАСС (для этого необходимо кликнуть на первой изображение в верхнем ряду). Видеосюжет снят в стиле «научпоп», но вполне может выполнять как функцию учебного пособия для специализированной канцелярской розницы, так и для школьников.

В советское время на тему производства карандаша и именно как школьное учебное пособие был выпущен диафильм, мы его обязательно здесь опубликуем. В 1938 году «Техника молодёжи» напечатала очерк Л.Николаева «Карандаш» с фотографиями из цехов фабрики им. Сакко и Ванцетти. А как эта тема освещалась в дореволюционных периодических изданиях? В 1916 году в №36 журнала "Природа и Люди" вышла "Научная беседа В.В. Рюмина. Карандаш" о добыче графита на Цейлоне для европейских производителей. (также является экспонатом Отраслевого музея.) 

″Карандаш и его история.″ Вокруг света, февраль1917 г.

Но самый интересный материал из известных нам - очерк «Карандаш и его история», опубликованный в феврале 1917 г. журналом «Вокруг Света» в №5. Автор Н.Л. – уж не тот ли Лев Николаев, что спустя 20 лет написал свой очерк уже о советских карандашах?

Из любопытного: фото, скорее всего, из цехов московской фабрики Карнац, карандаши из липы наравне с кедром производили и 100 лет назад, те детали производственного процесса, которые здесь описаны с большой долей вероятности вы не встретите нигде более.

Ниже полный текст, сканы и фото из упомянутого издания:

В наше время карандаш является таким обыкновенным предметом, что очень немногие из нас задают себе вопрос о том, как люди дошли до изобретения карандаша. Большинство людей даже не предполагает, что ставший теперь необходимым предметом карандаш, существует на свете всего 125 лет.

Правда графит, главный материал карандаша, открыт был в 1596 г., но карандаши, похожие на современные, хотя и далеко уступавшие им по качеству, появились лишь в половине 18 века. До этого времени вместо карандашей для записывания пользовались обыкновенно тонкими свинцовыми палочками. На немецком языке карандаш еще и теперь называется свинцовая палочка “блейштифт”. Наряду со свинцовыми палочками в Италии выделывали так называемые “серебряные штифты”, которые ради сбережения вставляли в деревянные палочки.

В 17 столетии все эти металлические палочки-карандаши были вытеснены палочками из графита. В конце 16 века в Англии в Борроудале ( в Кумберлендском графстве) были открыты залежи неизвестного до того времени минерала. Англичане назвали вновь открытый минерал “черным свинцом” (black lead) и сразу оценили его, как превосходный материал для записывания.

Вскоре весть о “черном свинце” распространилась по всей Западной Европе, и художники и рисовальщики платили большие деньги за кусочек “черного свинца”. Во Франции новый минерал получил название “графита”, что означает “пишущий”. Это название удержалось за графитом и до сих пор. В некоторых странах графит долгое время называли “рисовальным свинцом”, не подозревая, что графит вовсе даже не металл, а кристаллический углерод, - родной брат драгоценного алмаза.

″Карандаш и его история.″ Вокруг света, февраль1917 г.″Карандаш и его история.″ Вокруг света, февраль1917 г.″Карандаш и его история.″ Вокруг света, февраль1917 г.

Благодаря усиленной эксплуатации, залежи графита в Кумберленде быстро истощились и уже в конце 18 века фунт графита продавался в Лондоне приблизительно 100 рубле на русские деньги.

Чтобы не прекратить совершенно производство графита, английское правительство разрешало производить выработку графита лишь шесть недель в году.

Но, несмотря и на эту меру, пласты графита были вскоре разработаны, и в копях осталась лишь графитная пыль. Некоторые из английских фабрикантов карандашей пробовали было смешивать графитную пыль с клеем и делать из нее графитные палочки, но эти палочки оказались совершенно непригодными для письма.

В 1794 году правительство Французской республики предложило, со своей стороны, известному в то время французскому химику Николаю-Жаку Контэ найти способ выделки из графитной пыли палочек для писания.

После долгих и всевозможных опытов Контэ удалось найти способ фабрикации карандашей. Этот способ, лежащий в основе производства карандашей и в настоящее время, заключается в смешивании графитной пыли с глиной и в обжигании этой смеси при высокой температуре.

Способ Контэ давал возможность разнообразить твердость карандаша, делая его то мягким и легко стирающимся, то твердым, способным проводить очень тонкие черты.

Контэ устроил фабрику для производства карандашей, но в 1804 г умер, не успев довести фабрикацию карандашей до совершенства, к которому он стремился.

Карандашная фабрика, основанная Контэ, существует во Франции и до сих пор, находясь во владении потомков Контэ.

В 1852 г. на родине Контэ, в небольшом городке Сэез (в Нормандии), изобретателю карандаша был поставлен памятник, сооруженный на средства, собранные по всенародной подписке.

Изобретением Контэ сильно заинтересовались англичане и немцы и вскоре узнали секрет фабрикации карандашей. В то же время были открыты залежи графита в Баварии, Саксонии и Богемии, где и возникли вскоре фабрики карандашей.

Из этих фабрик особенную известность получила фабрика Фабера близ города Нюренберга. Широкую известность карандаши Фабера получили, главным образом, потому, что Фабер выделывал карандаши из лучшего в мире графита из Саянских гор ( в Иркутской губернии). Эти залежи графита были открыты в 1856 г. финляндским купцом Алибером. Впоследствии Фабер приобрел исключительное право добывания графита из Алиберовских шахт.

Большинство английских карандашных фабрик пользуются графитом с острова Цейлона. Залежи графита находятся также в Испании, Мексике и в Северной Америке.

″Карандаш и его история.″ Вокруг света, февраль1917 г.

Познакомив читателей с историей карандаша, скажем теперь несколько слов о самой фабрикации этого нашего “общего друга”. Прежде всего скажем, что на изготовление карандаша требуется не менее 24х часов. Весь процесс производства карандаша распадается на две операции. 1) приготовление самого графитного стержня и 2) приготовление деревянной палочки.

Прежде всего графит измельчается в пыль и обильно промывается водою, чтобы удалить из него все посторонние тела. Затем очищенный графит смешивается с чистой глиной в известных пропорциях, смотря по тому, какой твердости желают получить карандаш. Глина придает карандашу твердость, а сам графит сохраняет свойство оставлять след на бумаге и на других предметах.

После смешения всю массу перемалывают при помощи особых жерновов, похожих на обыкновенные мельничные. Это перемалывание, или, скорее, растирание, так как вся масса не твердая, а жидкая, происходит до тех пор, пока графит и глина не образуют совершенно однородной массы.

Получившаяся таким образом масса пропускается затем снова несколько раз между стальными валами или цилиндрами. Только после этого полужидкая масса “карандашного теста” перекладывается в полый стальной цилиндр с поршнем, приводимым в движение винтом. В дне цилиндра имеется небольшое отверстие, через которое под давлением поршня карандашная масса выходит в виде длинной нити.

Как только эта операция окончена, мастер берет нить из карандашной массы, разрезает ее на небольшие куски (обыкновенно в длину трех карандашей) и раскладывает эти кусочки на особые доски. Когда карандашная масса совершенно высохнет, то ее разрезают на отдельные карандаши, и затем все получившиеся таким образом карандашные стержни складывают в огнеупорные графитные сосуды, которые герметически закрывают.

После этого графитные сосуды ставятся в печь на несколько часов, причем жар в печах поднимается до 1500 градусов. Когда закаливание окончено, карандашные стержни готовы для оправы в дерево.

″Карандаш и его история.″ Вокруг света, февраль1917 г.″Карандаш и его история.″ Вокруг света, февраль1917 г.

Карандашные палочки делаются чаще всего из кедрового дерева, имеющего однородную, плотную, но мягкую древесину. Для оправы употребляют так же и другие древесные породы, имеющие мягкую древесину.

Дерево. предназначенное для карандашных палочек, распиливается на небольшие планшетки. Эти планшетки тщательно просушиваются, обстругиваются и в каждой из них особым инструментом проделывается по шести желобков. В эти желобки и вставляются затем карандашные стержни. Здесь нужно сказать, что все эти работы производятся при помощи машин. Так, одна машина подает планшетку с желобками к другой. где находятся карандашные стержни.

Эта машина выделывает сразу шесть стержней, которые ложатся как раз в предназначенные шесть желобков. После этого планшетки со стержнями передаются третьей машине, которая накладывает сверху планшетки со стержнями другую такую же планшетку с желобками. Эта планшетка при помощи особого аппарата смазывается с внутренней стороны клеем.

Склеенная планшетка падает на широкий бесконечный приводный ремень, который передает ее к прессу. Здесь рабочие выкладывают каждую планшетку в пресс, который плотно сжимает обе половинки. Затем склеенные планшетки пропускаются через особую машину, где они полируются стеклянной шкуркой.

″Карандаш и его история.″ Вокруг света, февраль1917 г.

После этого планшетки переходят в строгальную машину, при помощи которой каждая сторона планшетки обстругивается, или на шесть полукруглых (если карандаши хотят сделать круглыми) или же на шесть трехсторонних (если карандаши будут шестигранные) брусочков.

После этой операции планшетка с шестью стержнями принимает вид как бы шести склеенных вместе карандашей. Действительно, карандаши теперь, можно сказать, готовы. Остается только планшетки распилить на шесть частей, затем окрасить, отполировать и отлакировать.

Когда последняя операция окончена, карандаши клеймятся и нумеруются. Номер указывается на твердость карандаша. Обыкновенно эта твердость отмечается цифрами 1,2 и 3. №1 означает самый мягкий карандаш, №2 указывает на среднюю твердость, а №3 означает самый твердый карандаш. После штемпелевания карандаши связываются дюжинами и поступают в продажу.

Что касается цветных карандашей, то они изготовляются не из графита, а из смеси белой глины или другого вяжущего вещества с минеральными естественными или искусственными красками. В так называемых копировальных или химических карандашах минеральное красящее вещество заменяется искусственными анилиновыми красками. Написанное копировальным карандашом, при смачивании может дать копию, как написанное чернилами."

Игорь Зайцев. 

#воскресенскаякарандашнаяфабрика #вкф #карандаш #русскиекарандаши

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Как продавать художественные материалы начинающим с пользой
Следующий материал
Маркировка интернет-рекламы: особенности работы с рекламными баннерами и всплывающими окнами на сайте вашей компании.

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
День рождения
21 ноября
Новинки компаний