История акварели
Свое начало акварельная техника берез из Китая, где во II веке нашей эры была изобретена бумага.
Широкое распространение бумаги в Европе началось только в XII веке, поэтому акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Среди художников эпохи Ренессанса значительный след в акварельной живописи оставили Дюрер, Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.
|
|
|
На рубеже XVIII - XIX веков акварель превратилась в один из важнейших видов английской живописи - в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).
Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, - жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.
К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими.
Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Василий Кандинский, Пауль Клее и Рауль Дюфи.
|
|
|
По инициативе мексиканского художника Альфредо Гуати Рохо в 2001 году день 23 ноября был провозглашен Международным днем акварели и был создан Международный музей акварели в Мексике. |
|
|
Акварельная живопись в России
Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств.
Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать - Петр Фёдорович Соколов. Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.
|
|
|
В ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Карлом Брюлловым, Михаилом Клодтом, маринистом Львом Лагорио. Свою дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов. |
|
|
Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Льва Бакста, Ивана Билибина.
Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Его первым председателем был избран А. Н. Бенуа. Общество вело активную выставочную деятельность, проведя за 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. Его членами были Альберт Бенуа, П. Д. Бучкин, Н. Н. Каразин, М. П. Клодт, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерский, Е. Д. Поленова и другие. Общество прекратило свою деятельность в 1918 году. В 1998 году общество было возрождено как «Общество акварелистов Санкт-Петербурга».
|
|
|
В ХХ веке круг русских советских художников, работавших в технике акварели значительно расширился. Об этом интересе свидетельствуют Всесоюзные выставки акварели, регулярно проводившиеся начиная с 1965 года. Например, в VI Всесоюзной выставке акварели в 1981 году в Москве приняло участие около 400 художников.
Такова в общих чертах история развития русской акварели. Её особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие школы и академии акварели Сергея Андрияки.
|
|
|
|
Акварель – клеевая водорастворимая краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи - гуммиарабик и декстрин, а в медовой акварели – натуральный мед. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к профессиональным акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом - бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик - фенол. |
|
|
Особенности акварели
Прозрачность
Это ключевая, самая важная особенность данных красок. Способы применения акварели и превосходные результаты целиком базируются на прозрачности. Причиной всему являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тончайшего помола красящих пигментов и их ровному распределению по поверхности. Расстояние между частицами должно быть достаточным, чтобы пропускать свет к поверхности и отраженный свет. Белая бумага, просвечивая сквозь слой краски придает живописи невероятную светимость и блеск.
|
|
|
Цветовая палитра
К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. При внешней простоте сказанного совсем не просто управлять цветом при помощи слоев. Мастер должен хорошо представлять себе результат - ведь возможности исправить картину уже не будет. В акварели сложно обойтись тремя основными цветами. При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота. Однако именно прозрачность акварели позволяет расширить цветовую палитру эти красок до небывалых размеров.
|
|
|
Цветовой тон, насыщенность
Путем наложения слоев одного цвета друг на друга достигается и насыщенность цвета. В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происходит от слова "вода".
|
|
|
Из отрицательных особенностей акварели можно выделить низкую светостойкость - живопись разрушается под световым воздействием, попросту говоря - выцветает. Кроме того из-за большого количества воды красочная пленка довольно непрочная и может быть легко разрушена при внешних физических воздействиях. |
Выбор акварельных красок
При выборе акварели нужно учитывать множество факторов. При покупке красок в магазине не стоит забывать о видах акварели. Традиционно выделяют три вида: сухая, полусухая акварель в кюветах и тубах и жидкая акварель. Наиболее распространенным и универсаным видом акварели считается полусухая.
Каждый вид акварели подходит для определенного вида картин. Для набросков или небольших графических работ лучше использовать твёрдую акварель. Красками в кюветах удобно пользоваться при создании небольших работ или зарисовок на пленэре. Для создания картин большого формата выбирайте акварель в тубах, так как эти краски легко выдавливать в нужном количестве, и они не пачкаются друг об друга. Для работы с аэрографом подойдут жидкие краски. В них содержится большое количество пигмента, что делает цвет более насыщенным.
|
|
|
Кисти для акварели
Акварель – сложный в работе материал. Поэтому с особой тщательностью нужно подходить к выбору кистей для работы с такими красками. При работе с акварелью используйте несколько кистей. Лучше всего подойдут круглые кисти из белки или колонка. Острый кончик таких кистей позволяет рисовать тонкие линии или же наносить крупные мазки.
Маленькими кистями пользуются для проработки деталей, а большими (№ 11-14) удобно делать завивку или наносить крупные мазки. Для крупных квадратных мазков можно использовать плоскую синтетическую кисть № 14-18.
|
|
|
Акварельная бумага
Для рисования акварельными красками подходит плотная рисовальная бумага, ватман или акварельная бумага. Это необходимо для того, чтобы от большого количества воду лист не начал коробиться и изгибаться.
|
|
|
|
|