IV. Привычки
PSI – это одна из старейших выставок Европы. В этом году она отметила свой 55-летний юбилей. А это, конечно, говорит о зрелости европейской промоиндустрии. Конечно, на выставке мы ещё раз увидели, что у европейских компаний есть привычка к промо – в разговорах с участниками выставки мы часто слышали, что иметь брендированную продукцию считается обязательным. Потому и рекламно-сувенирная отрасль в Европе настолько многочисленна и разнообразна.
Европейские производители промо-текстиля заверили, что в России спрос на их продукцию в десятки раз ниже, чем в Европе (не будем забывать о проблеме конкуренции с продукцией из Центральной Азии и Китая).
И ещё одну, на мой взгляд, хорошую привычку не могу не отметить. Это привычка встречаться на выставке. Всегда есть разные мнения относительно успешности мероприятия (на PSI их так же много, как и на IPSA). Да и выставка, так же как и все мы, переживает разные времена. Но те, кто считают себя профессионалами обязательно приходят на отраслевую выставку – делиться идеями, новинками и опытом.
V. География
Я насчитала 49 стран, приехавших на PSI в этом году со всех частей света. Главенствовали европейцы, что естественно, но были компании из Бразилии, ЮАР, США. Очень любопытной мне показалась ситуация с азиатскими странами. Если мы в России привыкли к абсолютному перевесу Китая в структуре нашего импорта, то на PSI вдруг вырвались вперёд Бангладеш, Пакистан и Индия. Мы встретились с представителями этих компаний, и они нам рассказали, что в силу европейской сконцентрированности на борьбе с китайским копированием им оказалось проще выйти на рынок Европы, чем конкурировать с Китаем в России.
К сожалению, в этом году посетителей из России было в 2 раза меньше, чем в 2016-м. (всего 55 вместо 104 в прошлом году). Возможно, российские байеры находят для себя больше идей в Гонконге и Китае.
VI. Посетители
PSI – самая поразительная выставка, которую я знаю. На протяжении всего своего существования она развивалась как закрытое сообщество. Попасть на выставку в качестве посетителей могли только дистрибьюторы, ставшие членами института PSI. Таким образом, за десятилетия участники привыкли к определённому формату работы – на выставке они развивают региональные продажи и работают только с оптовиками.
Зная многие крупнейшие мировые выставки, я впервые столкнулась с такой особенностью. Ведь мы привыкли к тому, что в течение всей своей истории выставки открыты для всех, заинтересованных в новых идеях или отрасли, которой посвящена выставка.
В этом году феномен PSI претерпел изменение. Впервые 3-й день работы был открыт для рекламных агентств. Количество посетителей увеличилось на 1700 человек (+8% к общему количеству посетителей). Но тут нас ждал сюрприз – не все участники оказались готовыми к работе с конечными заказчиками. Увеличение количества посетителей и возможность выхода на заказчика не для всех оказались праздником, сколь это ни странно.
Действительно, далеко не всякий производитель способен работать напрямую с клиентом. Дистрибьюторы берут на себя огромную часть забот по согласованию, поставке мелких партий, а порой и по брендированию и хранению продукции.
В этом смысле упорядоченность индустрии Европы помогает маленьким компаниям выжить и развиться, не будучи сметёнными отраслевыми гигантами.