Рекомендуем
Случайное КанцФото
21 февраля 2025

Кадры решили: Всё!

Кадры решили: Всё!

Среди экономических проблем, которые принято называть фундаментальными, особенно остро стоит вопрос дефицита кадров. В отличие от регулирования маркетплейсов или ключевой ставки ЦБ, факторов, решение которых во многом зависит от подхода и заинтересованности в этом российских государственных мужей и может сравнительно быстро отразиться на рыночных реалиях, нехватка кадров — прямое следствие, в первую очередь, давно длящейся демографической ситуации. Ее сложная, но довольно плачевная динамика ставит перед рынком труда в целом, а за ним и канцелярскими компаниями головоломные задачи. Главная из которых — а где, собственно, брать кадры для поддержания и развития бизнеса?

Масштабы происходящего на российском рынке труда легко описываются в ожидаемых цифрах. Так, по прогнозу Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котяков, к 2030 году дефицит кадров составит 2,4 млн человек. Еще более тяжелую картину нарисовала в декабре 2024 года в ходе заседания оргкомитета Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова: потребность экономики России к 2030 году — 3,1 млн человек.

Главные факторы, влияющие на кадровый голод хорошо известны: демографическая «яма» и общая разбалансированность рынка труда, низкие мобильность рабочей силы и производительность труда. 

Наибольший спрос на сотрудников приходится на возрастной сегмент 19-40 лет, а именно он подвергся наибольшему сокращению в последние годы. Кстати, это хорошо заметно и на канцелярском рынке — средний возраст персонала многих компаний ощутимо растет. А новой «крови» мало и борьба за нее нешуточная — как внутри отрасли, так и с другими секторами экономики.

Выравнивание баланса между производством и сферой услуг уже стало предметом многочисленных обсуждений в правительственных кабинетах. И кажется, одними волевыми решениями ситуацию здесь не изменить. 

Уже стала притчей во языцех зарплата самозанятых курьеров — «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» — Николай Васильевич Гоголь совершенно точно предвидел нашу современную жизнь. Отбросив юмор, надо признать, что положение отнюдь не комичное — если в доставке можно заработать деньги, сравнимые с IT-отраслью в любом из регионов, то как заставить молодого инженера без лишних амбиций идти на производство. 

По результатам опроса HH.ru, проведенного в 2024 году, в котором приняли участие около 1,5 тысяч российских компаний, в более чем половине из них (55 %) планируют увеличивать свой штат. За этим шлейфом тянется и увеличение в зарплатных ведомостях сумм, приходящихся на одного сотрудника. Таким образом, персонала требуется больше и платить за него приходится дороже. 

Редакция нашего журнала сделала небольшую выборку из открытых данных по медианным заработным платам по профессиональным областям в разных регионах. Она достаточно любопытная, потому что демонстрирует в значительной степени не текущую ситуацию, а ожидаемую с небольшим временным лагом. В частности, много говорится о дефиците в рабочих специальностях, но из аналитики заметно, что наиболее сложная ситуация сейчас в розничной торговле. Пока зарплаты там не сильно растут, но спрос и предложение явно движутся не параллельно друг другу.

Приведенная нами выборка ограничена во многом потребностями нашей узкоспециальной отрасли. Один из выводов из нее — в ряде областей кадры пришли в движение. Это заметно, например, по высшему и среднему менеджменту, где рост резюме часто связан с горизонтальным переходом из одной компании в другую на те же позиции, но более высокую заработную плату. Для канцелярской отрасли это, в том числе означает, что ставшие уже привычными (но, конечно, постаревшие) лица топ-менеджеров можно будет увидеть в новых компаниях.
Однако не добавляет большого оптимизма «капитанам» канцелярского бизнеса, запускавшим свои компании еще в «суровые 90-е», и особенности молодых кадров. Пресловутые «зумеры» кажутся многим из них слишком сложными в управлении, изнеженными, испорченными «удаленкой» и изначально высокими зарплатными ожиданиями. Впрочем, более свободная молодежь нередко привносит с собой и новые неожиданные идеи, креатив в работу. А те компании, которым удается, перефразируя другого классика, «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань», получают в итоге заметный толчок в своем развитии.

В повышении производительности труда, вероятно, и заключается основной и оптимальный метод решения проблемы дефицита кадров. Автоматизация процессов, широкое использование IT-инструментов в бизнес-процессах, роботизация производства, использование ИИ вполне могут помочь, если и не догнать другие развитые страны в этом плане, то значительно приблизиться к ним.
 

Кадры решили: Всё!Кадры решили: Всё!
Кадры решили: Всё!Кадры решили: Всё!
Кадры решили: Всё!

Архипов Юрий
коммерческий директор компаний ООО «Рыжий Кот» и ООО «Миленд»

Кадры решают все — это выражение остается актуальным и в наши дни. В условиях растущей популярности IT и сферы услуг, привлечение сотрудников в продажи или на производство становится все более сложной задачей.

К главным негативным факторам, присутствующим на рынке труда, можно отнести то, что традиционные вакансии теряют свою привлекательность, не поддерживаются специальными социальными программами. Кроме того, также возникают сложности с привлечением молодых специалистов. Это связано с высоким запросом на уровень заработной платы, поскольку на рынке наблюдается жесткий дефицит кадров в целом.

В то же время позитивным моментом является то, что компании, волей-неволей, начинают уделять больше внимания удержанию и развитию своих сотрудников. Это может привести к значительному росту уровня квалификации персонала.
В отрасли сейчас царит, безусловно, рынок соискателя. Дефицит кадров ощущается во всех сегментах рынка труда — это касается как офисных, так и складских и производственных должностей. Особенно остро проблема стоит в сфере складского персонала, поскольку открывается множество логистических центров, которые на старте предлагают заработные платы, значительно превышающие средние рыночные показатели.

В нашей группе компаний работает более 1500 человек. Разделить сотрудников на диапазоны достаточно сложно, так как существует множество различных подразделений с их собственными целями и обязанностями. В целом можно отметить, что уровень заработной платы по сравнению с 2023 годом вырос прежде всего на самых дефицитных позициях.

Вообще, само понятие уровня рынка в настоящее время стало весьма размытым, поскольку существует множество факторов, которые, мягко говоря, являются неустойчивыми. Это, в свою очередь, оказывает влияние на уровень заработной платы.

Главные на сегодня критерии для соискателей при выборе работы: уровень заработной платы, расстояние от дома до работы, социальный пакет.

Главные на сегодня критерии для соискателей при выборе работы: уровень заработной платы, расстояние от дома до работы, социальный пакет.

Если говорить о нашей компании, то мы поощряем сотрудников, которые долго работают в компании, и предлагаем различные программы в сотрудничестве с развлекательными и оздоровительными учреждениями, где для наших сотрудников предусмотрены специальные льготные условия.

Что касается индексации заработной платы, то у нас жесткой привязки к инфляции нет; мы связываем изменение уровня заработной платы с результатами работы компании и каждого сотрудника в частности.

На сегодня у нас, по моим оценкам, доля сотрудников старше 45 лет составляет около 20-25%. В принципе, мы никогда не боялись принимать специалистов без опыта и предоставлять необходимые знания уже в ходе адаптационного периода. Сотрудников с достойным опытом на рынке труда сейчас очень сложно найти.
В настоящее время, когда молодой специалист приходит на работу, к сожалению, он часто хочет не зарабатывать деньги, а просто получать их, а это две большие разницы. Кроме того, уровень «хотелок» у молодых специалистов довольно высок и зачастую не совсем адекватен.

При этом надо отметить, что портрет соискателя меняется, так как работодатели все больше ценят мягкие навыки и цифровые компетенции. Соискатели становятся более открытыми к удаленной работе и ищут компании, разделяющие их ценности.


Кадры решили: Всё!

Андрей Хворостяный
руководитель отдела продаж канцелярской продукции ГК «Проф-Пресс»

Думаю, сегодня не для кого не секрет, что труд является одним из самых дорогих и дефицитных ресурсов. Конечно, же мы также ощущаем нехватку квалифицированных и мотивированных кадров. Как мы знаем, дефицит всегда порождает рост цены. Стоимость трудовых ресурсов за последние годы существенно выросла это, пожалуй, самый очевидный негативный фактор так как он существенно влияет на рост себестоимости и увеличение издержек.

Сегодня рынок персонала — это рынок соискателя. Одна из наиболее дефицитных категорий – высококвалифицированные рабочие специальности, никогда не бывает много лишних специалистов по продажам, складской и транспортной логистике.

Говоря о запросах соискателей надо отметить, что все-таки на первом месте стоит уровень заработной платы. Далее — стабильность и надежность компании, ее способность обеспечить уверенность в завтрашнем дне, выполнение всех требований трудового законодательства относительно компенсаций больничных, отпусков и иных видов социального страхования. Также немаловажный фактор оказывает комфортабельность рабочего места. Причем это касается не только сотрудников офиса, но и работников производства склада и т. д. Наличие комнаты приема пищи, удобные раздевалки, комфортная температура в помещении в любое время года – все это имеет важное значение. У нас довольно серьезные требования к персоналу, соответственно есть и понимания, что квалифицированные кадры стоят не дешево.

В целом предлагаемый нами уровень компенсации несколько выше, чем по рынку в нашем регионе. «Текучка» кадров есть везде и всегда, в целом это абсолютно нормальное явление. Мы стараемся удерживать сотрудников как достойным уровнем материального обеспечения, так и созданием комфортных, в том числе, психологических условий.

И да, у нас регулярно происходит индексация заработных плат.

Если еще насколько лет назад большинство офисных сотрудников нашей компании были в возрасте 25-30 лет, то сейчас этот диапазон сместился к отметке 35-40 лет

У нас достаточно молодая компания. Доля сотрудников 45 + не превышает 10-15 %. Но, в связи с достаточно невысокой текучкой кадров, средний возраст сотрудников растет. Например, если еще насколько лет назад большинство офисных сотрудников нашей компании были в возрасте 25-30 лет, то сейчас этот диапазон сместился к отметке 35-40 лет. Так что, и увеличение доли сотрудников 45 + не за горами. В целом все происходит в соответствии с демографическими тенденциями в стране.

Это может быть неким стариковским брюзжанием, но меня очень расстраивает уровень мотивации современной молодежи. Причем, когда я общаюсь с коллегами из ближнего зарубежья, они отмечают тоже самое! Главный лейтмотив — слишком хорошо жить стали! Современная молодежь на старте имеет тот уровень материального благосостояния, для достижения которого людям 40+ приходилось упорно трудиться. Современная молодежь больше ценит свободное время, «удаленку», удобный и короткий путь от комфортного офиса до дома и т. д., чем возможность хорошо заработать.

Но у этой медали есть и обратная сторона: современные молодые люди гораздо более раскованы, креативны, с пеленок знакомы со всеми прелестями цифрового мира и современных технологий. В общем, работать с ними можно и нужно, но с учетом особенностей менталитета.

По поводу контроля за рабочим временем — у нас нет какой-то маниакальной слежки за сотрудниками, контроля каждого действия, постоянного наблюдения по камерам и т. д. С другой стороны, откровенное разгильдяйство также неприемлемо с точки зрения нашей корпоративной культуры. У нас установлены турникеты на вход и выход, ведется учет рабочего времени сотрудников, при необходимости мы можем прослушать телефонные переговоры. Но главное для нас — создание разумного баланса между трудовой дисциплиной и комфортной психологической атмосферой.

Только в этих условиях проявляются лучшие качества сотрудников, достигается максимальная эффективность и лояльность персонала к компании.

Специально для KANZOBOZ.LIFE 2025


Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Предметные тетради: 4 правила высоких продаж от BRAUBERG
Следующий материал

#KANZOBOZ.LIFE, #KANZOBOZ.LIFE 2025, #Андрей Хворостяный, #Бизнес | Кадры, #Юрий Архипов



Новости



Другие материалы компании КанцОбоз.ру (KanzOboz.ru)


Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
Новинки компаний