Среди экономических проблем, которые принято называть фундаментальными, особенно остро стоит вопрос дефицита кадров. В отличие от регулирования маркетплейсов или ключевой ставки ЦБ, факторов, решение которых во многом зависит от подхода и заинтересованности в этом российских государственных мужей и может сравнительно быстро отразиться на рыночных реалиях, нехватка кадров — прямое следствие, в первую очередь, давно длящейся демографической ситуации. Ее сложная, но довольно плачевная динамика ставит перед рынком труда в целом, а за ним и канцелярскими компаниями головоломные задачи. Главная из которых — а где, собственно, брать кадры для поддержания и развития бизнеса?
Масштабы происходящего на российском рынке труда легко описываются в ожидаемых цифрах. Так, по прогнозу Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котяков, к 2030 году дефицит кадров составит 2,4 млн человек. Еще более тяжелую картину нарисовала в декабре 2024 года в ходе заседания оргкомитета Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова: потребность экономики России к 2030 году — 3,1 млн человек.
Главные факторы, влияющие на кадровый голод хорошо известны: демографическая «яма» и общая разбалансированность рынка труда, низкие мобильность рабочей силы и производительность труда.
Наибольший спрос на сотрудников приходится на возрастной сегмент 19-40 лет, а именно он подвергся наибольшему сокращению в последние годы. Кстати, это хорошо заметно и на канцелярском рынке — средний возраст персонала многих компаний ощутимо растет. А новой «крови» мало и борьба за нее нешуточная — как внутри отрасли, так и с другими секторами экономики.
Выравнивание баланса между производством и сферой услуг уже стало предметом многочисленных обсуждений в правительственных кабинетах. И кажется, одними волевыми решениями ситуацию здесь не изменить.
Уже стала притчей во языцех зарплата самозанятых курьеров — «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» — Николай Васильевич Гоголь совершенно точно предвидел нашу современную жизнь. Отбросив юмор, надо признать, что положение отнюдь не комичное — если в доставке можно заработать деньги, сравнимые с IT-отраслью в любом из регионов, то как заставить молодого инженера без лишних амбиций идти на производство.
По результатам опроса HH.ru, проведенного в 2024 году, в котором приняли участие около 1,5 тысяч российских компаний, в более чем половине из них (55 %) планируют увеличивать свой штат. За этим шлейфом тянется и увеличение в зарплатных ведомостях сумм, приходящихся на одного сотрудника. Таким образом, персонала требуется больше и платить за него приходится дороже.
Редакция нашего журнала сделала небольшую выборку из открытых данных по медианным заработным платам по профессиональным областям в разных регионах. Она достаточно любопытная, потому что демонстрирует в значительной степени не текущую ситуацию, а ожидаемую с небольшим временным лагом. В частности, много говорится о дефиците в рабочих специальностях, но из аналитики заметно, что наиболее сложная ситуация сейчас в розничной торговле. Пока зарплаты там не сильно растут, но спрос и предложение явно движутся не параллельно друг другу.
Приведенная нами выборка ограничена во многом потребностями нашей узкоспециальной отрасли. Один из выводов из нее — в ряде областей кадры пришли в движение. Это заметно, например, по высшему и среднему менеджменту, где рост резюме часто связан с горизонтальным переходом из одной компании в другую на те же позиции, но более высокую заработную плату. Для канцелярской отрасли это, в том числе означает, что ставшие уже привычными (но, конечно, постаревшие) лица топ-менеджеров можно будет увидеть в новых компаниях.
Однако не добавляет большого оптимизма «капитанам» канцелярского бизнеса, запускавшим свои компании еще в «суровые 90-е», и особенности молодых кадров. Пресловутые «зумеры» кажутся многим из них слишком сложными в управлении, изнеженными, испорченными «удаленкой» и изначально высокими зарплатными ожиданиями. Впрочем, более свободная молодежь нередко привносит с собой и новые неожиданные идеи, креатив в работу. А те компании, которым удается, перефразируя другого классика, «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань», получают в итоге заметный толчок в своем развитии.
В повышении производительности труда, вероятно, и заключается основной и оптимальный метод решения проблемы дефицита кадров. Автоматизация процессов, широкое использование IT-инструментов в бизнес-процессах, роботизация производства, использование ИИ вполне могут помочь, если и не догнать другие развитые страны в этом плане, то значительно приблизиться к ним.