Андрей Макаров (ОКА-ПЛАСТ): «Создаем уникальный продукт вместе с партнерами»
Производитель канцелярских изделий из пластика – завод «Ока-Пласт» – в 2021 году сумел увеличить объемы производства, успешно ответил на вызовы рынка и оперативно отреагировал на новые потребительские запросы. Как удалось достичь таких результатов, в интервью KanzOboz.LIFE рассказал директор предприятия Андрей Макаров.
*Материал готовился в январе 2022 года. В связи с последними событиями прогнозы и планы компаний, конечно, могли измениться, но уверены, что многое из сказанного остается актуальным.
Андрей Борисович, расскажите, каким был 2021 год для завода «Ока-Пласт».
Несмотря на то что масштабного локдауна в 2021 году не было, этот период с точки зрения различного рода рисков оказался более насыщенным, чем 2020-й. Основная проблема – это беспрецедентный рост стоимости сырья (полипропилена). В этих условиях нашей основной задачей было не только сохранить доходность предприятия на уровне 2020 года, но и добиться ее роста – и мы эту задачу выполнили.
«Ока-Пласт» третий год продолжает повышать доходность. В 2021 году оборот компании составил более 1 млрд рублей, и мы не только стали заметным игроком рынка канцелярской продукции из пластика, но и приобрели определенную репутацию в отрасли благодаря нашим партнерам. Наш ассортимент значительно расширился, в первую очередь благодаря компаниям «Берлинго» и «Спейс». Доля новой продукции в 2021 году составила 20%.
Больших усилий потребовала адаптация к быстро меняющимся условиям, к «шоку» на сырьевом рынке. Однако мы не потеряли ни в доходности, ни в объемах производства. Рассчитываем, что 2022 год будет более стабильным, не будет характеризоваться такой волатильностью, как 2021-й. Это позволит нам сконцентрироваться на главных задачах, продолжить еще более глубокое развитие ассортимента и существенно улучшить качество продукта.
Благодаря чему удалось обеспечить рост производства?
В 2021 году мы на треть увеличили выручку, кроме того, произошел рост объемов производства и количества наименований выпускаемой продукции. При этом мы видим, что емкость рынка осталась на прежнем уровне. Однако благодаря партнерству с холдингом «Рельеф-Центр» нам удалось завершить 2021 год без снижения.
Объемы компании растут непрерывно уже в течение пяти лет, а за счет введения в ассортимент продукции с новым дизайном, в том числе с печатью, мы планируем рост и в дальнейшем, даже несмотря на стагнацию рынка.
Как, по Вашим оценкам, проходит выход на зарубежные рынки?
Мы продолжаем работать с партнерами, которые активно выходят на зарубежные рынки, в том числе на иностранные маркетплейсы, – это «Берлинго», «Спейс», «Хатбер». Кроме того, «Ока-Пласт» производит продукцию под торговой маркой deVente для компании «Сервис Логистик», которая в свою очередь также расширяет объемы поставок в ближнее зарубежье.
Наша стратегия не меняется: непосредственными заказчиками завода «Ока-Пласт» являются российские компании, а наша основная задача – создавать уникальный продукт вместе с партнерами, сохранив эксклюзивность в отношениях с каждым из них.
Каким достижением предприятия за год Вы больше всего гордитесь?
Пожалуй, усилиями и скоростью адаптации к изменениям рынка, а также тем, что мы вместе со своими партнерами смогли его удержать и даже получили прирост. Это основной тактический успех 2021 года. Рынок производства полимерной продукции в этом году оказался высококонкурентным из-за ценовых шоков, но нам удалось избежать снижения объемов. Несмотря на эту масштабную проблему, мы продолжили расширять ассортимент и выпускать новые продукты: появилась возможность производить новые виды изделий меньшей толщины, также произошло движение в эконом-сегмент, который сейчас частично занят поставками из Китая. Также завод «Ока-Пласт» расширил возможности в части производства продукции с вкладышами, с различными видами фурнитуры – это можно назвать заделом на 2022 год.
Что Вы хотели бы пожелать партнерам?
Два последних года были непростыми, хотя многие ожидали, что пандемия закончится в 2020 году. Хочу пожелать успехов всем нашим партнерам в любой сфере – продаж и ли закупок, а также нашим конкурентам – всем компаниям, которые по итогам 2021 года доказали, что они могут работать в любых условиях, будучи гибкими и готовыми адаптироваться ко всему.
Мы понимаем, что следующие несколько лет придется работать в условиях существенных изменений рынка и потребительских предпочтений. Поэтому желаю партнерам всегда быть к этому готовыми, легко меняться самим, воспринимая перемены не как угрозу, а как возможность открыть новое, и эффективно воспользоваться ситуацией, не просто существовать в ней, но и непрерывно развиваться.
KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS 2022