Мультфильмы студии «Мельница» — «Лунтик и его друзья», «Три богатыря», «Барбоскины» — бьют рекорды кассовых сборов в кинотеатрах, их показывают и на центральных российских телеканалах, и за рубежом. Узнаваемые персонажи так полюбились мальчишкам и девчонкам, что многие производители детских товаров и игрушек для выпуска своей продукции приобретают права на использование изображений этих популярных героев. О том, как сегодня обстоят дела на лицензионном рынке, какую поддержку ждут и что получают от правообладателя лицензиаты и ретейлеры, нам рассказала Людмила Цой, коммерческий директор «Кинокомпании СТВ», Лицензионного агентства «Мельница».
Людмила, какие лицензии сейчас наиболее популярны — российские или иностранные? Какая лицензионная продукция лучше продаётся в российской рознице?
Наша территория — рынок РФ и СНГ — имеет свои особенности: если посмотреть на рейтинги самых популярных ТВ-программ, например на ТОП-20 телеканала «Карусель» за II квартал 2019 года, примерно три четверти там составляют российские проекты. Понятно, что не все они являются лицензией в чистом виде, но большая часть имеет все признаки этого. Так что можно уверенно говорить о лидерстве российских правообладателей на нашем рынке.
Есть пример компании Ferrero, которая успешно выпускает на территории России товары по локальным лицензиям (за 2017 год это помогло ей увеличить продажи на 40%, что является огромной цифрой даже для лидера отрасли).
Другой вопрос, что продукция, выпущенная по западным лицензиям, представлена на российском рынке более широким ассортиментом. И это неудивительно. Многие линейки завозятся глобальными мастер-лицензиатами, в то время как выпускать эти товары только на территории РФ невыгодно: объёмы одной страны не позволяют «отбить» затраты на пресс-формы и прочие накладные расходы.
По своему опыту можем сказать, что товары с российскими лицензиями продаются лучше. Среди партнёров студии «Мельница» есть ряд лицензиатов, имеющих статистику, подтверждающую этот факт. Однако не уверена, что могу озвучивать конкретные цифры. Не уверена, что даже производители готовы их озвучить: никто не хочет обидеть западных коллег.