АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KUy88
8 сентября 2008

???????????? ????? ?????

Продажи писчих принадлежностей в столице увеличиваются как в школьном, так и в офисном сегментах, причем покупатели все чаще склонны не экономить на канцелярии. Несмотря на кажущуюся привлекательность этого рынка, прибыли продавцов снижаются. Ведь им все чаще приходится бороться за покупателей с непрофильным ритейлом, в частности, торговыми сетями и книжными магазинами.

Как дети в школу

Киевские продавцы канцелярской продукции не нарадуются. Их продажи продолжают увеличиваться рекордными темпами. Школьный сегмент, как ожидают эксперты, в этом сезоне прирастет как минимум на треть в натуральном выражении и не менее чем на 50% — в денежном. Активизации способствуют несколько факторов. Во-первых, родители все менее склонны экономить на канцелярских мелочах. Если в прошлом году затраты среднестатистического киевлянина на школьные принадлежности составляли порядка 100 грн., то в нынешнем — около 150–170 грн. При этом динамика удорожания продукции, связанная с увеличением цен иностранными поставщиками и инфляцией внутри страны, не превысила 20%. То есть список мелочей, которые попадают в портфель ученика, расширяется. Учитывая, что в столице порядка 300 тыс. школьников, продавцы имеют возможность заработать только накануне сентября не менее 450 тыс. грн., а годовой оборот этого сегмента эксперты оценивают более чем в 2 млн грн.

Не в последнюю очередь наращивать продажи канцелярщикам позволяет готовность родителей не экономить на подготовке своих чад к школе. Директор компании «Бюрократ» Алексей Филимонов говорит, что сравнительно дорогие, но в то же время яркие, качественные и с модными среди подростков темами (герои фильмов, авто и пр.) канцтовары сегодня разметаются с магазинных полок, тогда как ранее большая часть продаж приходилась на сегмент недорогой китайской продукции.

Руководитель компании «Хевит» Олег Черный добавляет, что на фоне высоких темпов удорожания канцелярии на других рынках, 20%-ное повышение цен на нее осталось практически незамеченным. Таким образом, та продукция, которая еще в прошлом году многим казалась излишне дорогой, сейчас не наносит ощутимого удара по кошельку.

Продавцы пытаются извлечь из щедрости покупателей максимальную пользу. В этом сезоне предложение канцтоваров расширилось по сравнению с минувшим годом как минимум на 50%. В частности, резко увеличились поставки тетрадей. Среди новых поставщиков можно отметить российскую «Академию-Холдинг», которая вышла на наш рынок с лицензионной диснеевской продукцией. Несмотря на то что российские тетради недешевы (от 2,4 грн./шт.), желающих приобрести их хватает, так как полиграфисты из соседней страны неплохо потрудились над дизайном своего товара.

По прогнозам Олега Черного, в этом году рынок тетрадей окажется переполненным предложением, что не позволит всем желающим в полном объеме реализовать свою продукцию. Схожая тенденция наблюдается и по другой школьной полиграфии, в частности дневникам. Но если тетради можно продавать на протяжении всего учебного года, то дневники являются исключительно сезонным товаром, поэтому недовольные заработками в конце сентября наверняка будут. Тем более что, по словам г-на Филимонова, рамки школьного сезона постоянно сужаются — если ранее родители начинали закупать писчие принадлежности еще в июне, то сейчас основные продажи приходятся на конец августа.

Полный пенал

Увеличение емкости школьного канцелярского сегмента заставляет непрофильных продавцов пристальнее присматриваться к нему. По словам Алексея Филимонова, в этом году существенно выросли объемы продаж через продуктовые сети и книжные магазины, которые активно расширяют торговые полки под данной продукцией. В то же время число специализированных магазинов в столице практически не увеличилось. Среди последних премьер можно отметить разве что открытие компанией «Самекс» небольших торговых точек в «Детском мире» и ТЦ «Олимпийский».

А вот мелкие лавки, которые ранее работали в ТЦ, расположенных в центре столицы, постепенно уступают место одежным бутикам. «Учитывая высокие арендные ставки, торговать канцелярией в специализированных магазинах становится не просто невыгодно, а зачастую и убыточно», — констатирует г-н Филимонов.

Все сложнее попасть в те же супермаркеты, которые постепенно претендуют на статус главных каналов распространения канцтоваров, и поставщикам. Некоторые сети, в частности Metro, «Фоззи», «Фуршет», самостоятельно импортируют писчие принадлежности, следовательно, не особо заинтересованы в посредниках. Но даже те, кто закупает товар в Украине, могут перебирать подрядчиками, так как только в Киеве работают не менее пяти-шести крупных импортеров и несколько десятков дилеров. В этом году ситуация усложнилась тем, что поставщики завезли слишком широкий ассортимент продукции, тогда как сети неохотно увеличивают место на полке под пусть и ходовым, но все же сезонным товаром.

Канцелярщики жалуются, что порог входа в торговые сети постоянно растет. Если ранее ритейлоры довольствовались бонусами в размере 5% от продаж, то сейчас речь идет о 10–15%. «Особенно сложно попасть в новые сети, которые пытаются расширить рамки отсрочки платежей с общепринятых 90 до 180 дней», — говорит Алексей Филимонов. По его словам, поставщикам все же придется искать общий язык с непрофильной розницей, поскольку специализированные магазины при нынешней стоимости торговой недвижимости в столице не имеют будущего. Эксперты не исключают, что данная тенденция приведет к резкому снижению рентабельности канцелярского бизнеса. Если ранее поставщики могли рассчитывать на 50%-ную прибыльность, то сегодня вынуждены довольствоваться 15–20%.

Бумажный водоворот

В офисном сегменте канцелярского рынка, как говорят в компании «Бюрократ», тенденция предпочтения более качественной и дорогой продукции также налицо. «Столичные компании, выбирая подрядчика, обращают все большее внимание не столько на цены, сколько на уровень сервиса. Если фирма не гарантирует бесперебойной поставки, ей откажут в контракте, даже если она предложит очень низкие цены», — утверждает г-н Филимонов. С коллегой согласен и представитель компании LKM Богдан Рудько. По его словам, заказчики обращают внимание на стоимость только в случае с бумагой, которой в офисах расходуется много (порядка 40–50% «канцелярского» бюджета).

По остальной продукции фирмы все чаще ориентируются на зарекомендовавшие себя брэнды и ценят презентабельный вид и качество товара. Среди наиболее продаваемой офисной канцелярии г-н Рудько, помимо бумаги, называет писчие принадлежности и офисные мелочи (клей, скрепки, скотч). Что касается бюджетов, которые компании готовы тратить на канцтовары, то они в зависимости от размеров фирмы колеблются от 1 тыс. до 5 тыс. грн. в месяц и за последний год выросли приблизительно на 15–20%.

Богдан Рудько отмечает, что уже нынешней осенью корпоративным заказчикам придется в очередной раз пересмотреть свои расходы на писчие принадлежности, так как с сентября ожидается их существенное удорожание. «К примеру, визитницы вырастут в цене на 40%, ежедневники — почти вдвое, чуть ли не еженедельно повышается стоимость бумаги», — утверждает эксперт.

Впрочем, увеличить цены смогут далеко не все фирмы, специализирующиеся на обслуживании корпоративных клиентов. Многие вынуждены будут удерживать тарифы в ущерб собственной рентабельности. Ведь сегодня в Киеве работают около 50 сервисных компаний («Дукат», «Самекс», LKM, «Виват» и др.), причем с каждым годом их число растет. Таким образом, предложение явно опережает спрос, что позволяет неплохо зарабатывать лишь тем, кто входит в первую десятку (наценки составляют порядка 50%), тогда как остальные вынуждены снижать планку, работая с рентабельностью в 10–15%. Выходом из ситуации может стать более активное освоение сегмента сувенирной продукции, спрос на которую, по словам г-на Рудько, постоянно повышается, а ассортимент расширяется (помимо традиционных блокнотов и ручек, в него все чаще входят флэшки, подставки под писчие принадлежности и другая сравнительно дорогая продукция).

Источник

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Рывок «Карандаша»
Следующий материал
Маркировка интернет-рекламы: особенности работы с рекламными баннерами и всплывающими окнами на сайте вашей компании.

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
Новинки компаний