Зарплаты россиян за последние 10 лет выросли более чем в 26 раз.
Это не могло не сказаться на потребительском рынке. Рост
товарооборота в розничном секторе всего на полшага отстает от
роста доходов населения - эти показатели по итогам 2004 года
составляют соответственно 13 и 14 процентов.
Последние четыре года рынок потребительских товаров был одним из
самых динамичных: ежегодные темпы роста составляли не менее 20
процентов. Однако в 2004 году динамика резко снизилась: объем
потребрынка вырос по сравнению с 2003 годом от силы на
три-четыре процента. Даже у самых успешных компаний прирост
оборота был в полтора-два раза меньше.
В последние годы Россия переживала нашествие иностранных
торговых сетей. Сейчас они испытывают трудности в связи с
недостатком торговых площадей и конкуренцией со стороны
отечественных ритейлеров. Но не это главное, основную опасность
для них представляет неуверенность в судьбе своих инвестиций.
Отечественные ритейлеры, стремясь предотвратить возможные атаки
конкурентов, стали укрупнять свои сети и начали экспансию в
регионы. Их, однако, пока интересуют только крупные центры, к
тому же они не обладают возможностями международных сетей. В
2005 году эти тенденции будут особенно проявляться в Самаре,
Краснодаре, Волгограде,Ростове-на-Дону, Ярославле, Казани и
Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и Казани.
Однако рынок пока еще далек от насыщения. Розничной торговлей в
России занимаются более 200 тысяч фирм. В расчете на тысячу
человек это 1,4 компании. В США интересы той же самой тысячи
обслуживают уже 3,7 компании, а в Японии - 10,2. Даже в Москве
на каждую тысячу населения приходится всего 65 квадратных метров
торговых площадей, а, например, в Варшаве аналогичный показатель
составляет 214 квадратных метров. Спрос на торговые площади в
Москве будет полностью удовлетворен не раньше чем через 4-5 лет.
Несмотря на бурное развитие розничных сетей, уличные рынки
вместе с киосками сейчас обеспечивают почти две трети всего
розничного оборота страны.
Ассортимент товаров на рынке аналогичен ассортименту большого
супермаркета, а цены в среднем ниже.
Супермаркеты в принципе не способны уничтожить частных
торговцев, поскольку находятся в более дорогой ценовой нише.
Повлиять на ситуацию могут только дискаунтеры и гипермаркеты.
Аналитики полагают, что именно активность этих торговых
форматов, а также рост благосостояния населения смогут привести
к сокращению доли рынков.
В последнее время предпочтения покупателей все больше сдвигались
от массового дешевого товара к продукту среднего уровня. Это
говорит о том, что потребитель придает все большее значение
качеству и брэнду. Но, как оказалось, в средней нише предложение
качественного продукта по приемлемым ценам сильно ограничено, а
в некоторых сегментах, например, на обувном и на рынке одежды,
практически отсутствует.
Масштабы же и технологические возможности российских
производителей пока недостаточны для того, чтобы удовлетворить
растущий спрос на качественный товар. Однако, как оказалось, у
наших компаний сегодня просто нет другого пути, кроме как
пытаться освоить среднюю рыночную нишу. К этому их подталкивает
обострившаяся в последнее время конкуренция с импортным
продуктом на массовом рынке.
Не способствует развитию потребительского рынка и рост цен на
отечественные товары. По данным АК&М, цены производителей
промышленной продукции в РФ только в последние месяцы 2004 года
росли почти на 2 процента в месяц. За весь год цены
производителей товаров выросли более чем на 24 процента.
Развитие потребительского рынка во многом зависит от системы
кредитования. За последние четыре года рынок потребительских
кредитов в стране увеличился в 15 раз, и на нем появляется все
больше банков.
По оценкам экспертов, основанных на сведениях, предоставляемых
участниками рынка, "классические" кредиты, которые выдаются
непосредственно в банках, составляют примерно до 85 процентов
всех кредитов, выдаваемых населению. Кредиты, выдаваемые
непосредственно в магазинах, возможно, составляют порядка 10
процентов. И кредиты по кредитным картам составляют менее 5
процентов. Средний размер потребительского кредита колеблется в
диапазоне от 400 до 3000 долларов.
Но несмотря на заметный прогресс, мы по всем статьям отстаем еще
от стран не только Западной, но и Восточной Европы. По оценкам
западных инвестиционных банков, если в России объем рынка
потребительских кредитов не превышает пока 2-3 процентов ВВП, то
в Польше он в 10 раз больше и составляет 25-30 процентов объема
национальной экономики.
Больше всего кредитов - почти 20 процентов от всех
потребительских - поляки берут сегодня на приобретение бытовой
электротехники, мебели и других товаров, связанных с
благоустройством жилья. На втором месте - 17-18 процентов -
кредиты на ремонт или реконструкцию дома или квартиры. Затем
идут покупка автомобиля - 16 процентов, и 13 процентов - это
кредиты на текущие нужды.
Кредиты наличными - на суммы от 300 до 700 долларов - берутся
обычно на срок от одного до пяти лет. Большим спросом у
клиентов, особенно менее обеспеченных, пользуются так называемые
"минутки", то есть кредиты на сумму до 150 долларов, которые
нужно возвратить в короткие сроки - например, в течение одной
недели.
Практически все наши банки взимают с клиентов "скрытые
проценты", и это при том, что официальная ставка по кредиту
часто достигает 30 процентов годовых.
Сейчас ФАС России готовит ряд документов, которые заставят банки
в доступной форме предупреждать клиентов обо всех платежах и
комиссионных по кредиту, указывать годовую процентную ставку,
предоставлять график предстоящих выплат и даже указывать общую
стоимость товара - с учетом всех выплат по кредиту.
Федеральная антимонопольная служба заявила, что намерена
разобраться с банками, которые, предоставляя кредиты частным
лицам, взимают по ним больше процентов, чем объявлялось перед
заключением контракта.
По мнению экспертов, сегмент кредитования населения будет
развиваться в России весьма успешно и быстрыми темпами. К концу
2010 года объем кредитов может превысить 46 миллиардов долларов.
И тем не менее некоторые эксперты говорят о конце
"потребительского бума" в России. Если темпы экономического
роста в 2005 году уменьшатся, то зарплаты могут остановиться,
что ограничит потребительские возможности наших сограждан и
сохранит существующую "отсталую" структуру потребления, в
которой преобладают продукты питания. При этом в начале года
произошло резкое увеличение стоимости коммунальных услуг, после
чего денег на покупки у россиян стало еще меньше.
Самые бедные 10 процентов населения тратят на питание 68
процентов доходов, самые богатые - 41 процент. Это говорит о
том, что зарплаты у нас еще очень маленькие. В Европе средний
уровень расходов на питание составляет 20-30 процентов.
Средства, оставшиеся после расходов на еду, тратятся
преимущественно на рынке непродовольственных товаров, на
которые, по оценкам разных исследователей, уходит 34-40
процентов. В последние годы россияне закупили очень много
дорогих автомобилей. Однако контингент таких покупателей весьма
невелик по сравнению с многомиллионной армией рядовых
покупателей, у которых свободных денег, увы, в обрез.
Между тем основу грамотного прогноза всегда составляют реальные
данные. Вот тут у нас, как говорится, неувязочка. Оценки объема
нашего рынка потребления расходятся существенно. Если Росстат
оценивает его в 140 миллиардов долларов, то независимые
исследовательские компании говорят о суммах чуть ли не в два
раза больших. Называется даже сумма 220-270 миллиардов долларов.
Разница, по мнению экспертов, объясняется тем, что
государственная статистика не учитывает в своих исследованиях
теневые доходы россиян.
|